Археология Восточно-Европейских степей. Рубрика в журнале - Вестник ВолГУ. Серия: История. Регионоведение. Международные отношения

Публикации в рубрике (4): Археология Восточно-Европейских степей
все рубрики
Конская амуниция. Из истории седла

Конская амуниция. Из истории седла

Лукьяшко Сергей Иванович

Статья научная

Введение. Конская амуниция формировалась исторически на большом географическом пространстве. Важнейшей составляющей ее является седло. Древнейшая история седла недостаточно исследована. Следует смело предполагать, что наиболее ранние формы сидений появляются вместе с использованием коня для верховой езды. Мы можем уверенно утверждать, что появление всадников киммерийцев и скифов в Передней Азии в VIII-VII вв. до н. э. было бы невозможно, если бы не существовало таких приспособлений. Есть глубокое убеждение, что верховая езда в Передней Азии возникла под киммерийско-скифским влиянием. Методы и материалы. Наличие изображений всадников и археологический материал позволяют вновь обратиться к теме. Уже на Нимрудском рельефе мы можем проследить вальтрап, снабженный подхвостным ремнем и подпругой. Эта примитивная форма мягкого седла прослеживается на ассирийских рельефах, где она дополняется нагрудным ремнем. Анализ. Прекрасно сохранившиеся седла Пазырыкских курганов показывают, что в V в. до н. э. седло усложняется, появляются парные подушки и деревянные дуги, скрепляющие подушки. Этот тип седла в азиатской части кочевого мира доживает до III в. до н. э. и представлен в терракотовой армии Цинь Шихуанди. На западе в скифском мире простейшее покрытие с ремнями крепления существует еще в IV в. до н. э. По-видимому, в конце IV в. до н. э. в скифском седле появляется деревянная основа - ленчик и луки. Результаты. Археологический материал однозначно свидетельствует о том, что седло формировалось в рамках культуры евразийских кочевников в I тыс. до н. э. Жесткое седло появилось в скифской культуре в конце IV в. до н. э.

Бесплатно

Наконечники копий из погребений савромато-сарматского времени с территории волгоградской области (материалы к каталогу)

Наконечники копий из погребений савромато-сарматского времени с территории волгоградской области (материалы к каталогу)

Моисеев Владимир Иванович, Будаев Игорь Александрович

Статья научная

Информацию о вооружении и военном деле кочевников савромато-сарматского времени можно получить из трудов греческих и римских авторов. Впервые о кочевых народах, контактирующих с античным миром, повествует Геродот, который один из первых подчеркивает их воинственность. Воинственный нрав савроматских и сарматских племен отмечают и другие древние писатели. В их трудах среди вооружения кочевников упоминаются луки, мечи и копья. Данные сведения находят подтверждение и в археологическом материале. Находки наконечников копий в погребениях довольно редки и в процентном отношении находятся на третьем месте после стрел и мечей. Незначительный процент наконечников копий многие исследователи объясняют, прежде всего, не особенностью погребального ритуала, а реальным составом воинов, которые имели копье в арсенале своего вооружения. Вероятнее всего, наличие последнего было признаком высокого социального статуса. Данная статья позиционируется как начало составления каталога найденных на территории Нижнего Поволжья в савроматских и сарматских памятниках наконечников копий, дротиков и втоков. В настоящий момент авторами учтена выборка из 29 наконечников копий, 3 дротиков и 3 втоков. Цель данной работы - сбор информации о данной категории вооружения и создание единой базы сведений об уже опубликованных и еще не изданных наконечниках копий и дротиков Нижнего Поволжья, что в дальнейшем позволит определить социальный статус погребенных с данным вооружением на различных этапах савромато-сарматской эпохи и установить роль этих страт в этнополитических процессах, происходящих со второй половины VI в. до н. э. (становление савроматской археологической культуры в Нижнем Поволжье) до IV в. н. э. (завершение позднесарматской культуры). И.А. Будаев в данной работе отвечал за сбор археологического материала и его прорисовку. В.И. Моисеевым проанализированы письменные источники, сделан историографический обзор исследуемой проблемы и произведен типологический анализ материала.

Бесплатно

Фибула-брошь с привесками из кургана, исследованного в северных окрестностях города черкесска

Фибула-брошь с привесками из кургана, исследованного в северных окрестностях города черкесска

Прокопенко Юрий Анатольевич, Кравцова Светлана Леонидовна

Статья научная

Введение. Статья посвящена характеристике декоративных особенностей фибулы-броши, обнаруженной во время исследования кургана в северных окрестностях г. Черкесска (территория Карачаево-Черкесской Республики) и хранящейся в собрании Ставропольского государственного музея-заповедника. Целью публикации является ввод в научный оборот малоизвестного исследователям научного материала. Полный набор иллюстраций и точные замеры позволят в дальнейшем избежать путаницы с описанием артефакта. В существующих публикациях отсутствуют рисунки, а выводы строятся только на основании фотографии. Пояснения касаются легенды происхождения истории броши и деталей ее декорирования. Методы. В качестве рабочего использован сравнительно-типологический метод. Он основан на классификации по материалу, способу обработки, форме, орнаменту, а также на выделении и исследовании типов брошей с привесками. Сравнительный анализ декора украшения из Ставропольского музея и подобных брошей с привесками, обнаруженных в западной части Северного Кавказа, свидетельствует о разнообразии технологий производства полихромных украшений в регионе в III-I вв. до н. э.: сохранение традиций боспорского ювелирного искусства; распространение элементов колхидского «златокузнечества». Анализ. Рассматривались особенности оформления брошей из Ставропольского музея и памятников Западного Предкавказья: детали зооморфных фигурок; особенности оформления каста; проволочный декор; форма и особенности эмалевых вставок; характер плетения привесок и особенности оформления привешенных дисков. Результаты. В производстве полых зооморфных изображений III-I вв. до н. э. наблюдаются две линии развития: 1) упрощенная моделировка фигурок по образцу колхидских изделий V-IV вв. до н. э. (Псенафа и другие); 2) продолжение традиции производства украшений с эмалью (брошь из кургана на земле совхоза Родина). Если в первом случае простота и небрежность исполнения свидетельствуют о налаженном местном производстве подражаний колхидским изображениям, то во втором изящность изображений и изысканность исполнения подчеркивают создание броши из Карачаево-Черкесии в одном из центров боспорской торевтики, находившимся под влиянием колхидского ювелирного искусства. Вклад авторов. Ю.А. Прокопенко выполнены работы по зарисовке броши, анализу литературы и электронных материалов по теме исследования и написанию текста. Совместно Ю.А. Прокопенко с С.Л. Кравцовой был проведен исследовательский морфологический анализ предмета для уточнения материалов и техник, использованных при его создании. С.Л. Кравцовой подготовлена «легенда» о фибуле-броши - информация о ее происхождении.

Бесплатно

Этногенетические связи населения среднесарматского времени восточно-европейских степей

Этногенетические связи населения среднесарматского времени восточно-европейских степей

Балабанова Мария Афанасьевна

Статья научная

В статье рассмотрена проблема этногенетических связей населения среднесарматского времени (I - первая половина II в. н. э.) Нижнего Поволжья и Нижнего Дона. Для решения поставленной перед собой задачи автор проанализировал краниологические серии численностью более 400 черепов. С целью выявления связей типа предок - потомок использовалась цифровая информация по относительно синхронному населению (53 мужские и 47 женских краниологических серий). Сравнительный анализ проводился с помощью дискриминантного анализа каноническим методом. Для визуализации результатов анализаматрица расстояний близости по Махаланобису обрабатывалась методами многомерного неметрического шкалирования и кластерным анализом. Результаты сравнительного анализа позволили выявить значительное морфологическое сходство территориальных групп среднесарматского населения Нижнего Поволжья и Нижнего Дона. Такое сходство можно, прежде всего, объяснить общностью европеоидного генетического субстрата, восходящего к населению раннесарматского времени этих регионов. Кроме данного компонента в формировании антропологического типа населения среднесарматского времени участвовали различные восточные группы, которые в процессе миграции и других интеграционных процессов, протекающих на основе субстрата, определили морфологический комплекс, характеризующий облик населения I - первой половины II в. н. э. На основе межгруппового анализа можно предположить как минимум два восточных компонента. Первый имеет смешанные монголоидно-европеоидные черты и своим происхождением связан с населением Казахстана III-I вв. до н. э. (предположительно кангюйским населением) и Южной Сибири (пазырыкская и каменская культуры). Второй компонент также имеет южно-сибирское происхождение (тагарско-тесинское), но его расовый тип определяется как тип длинноголовых европеоидов.

Бесплатно

Журнал