Искусство и культура Восточной Азии. Рубрика в журнале - Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Мотив пути и духовных странствий в искусстве буддизма дзэн
Статья научная
Учение Будды глубоко и проникновенно, находится за пределами словесного мышления. А потому единственным способом освободиться от власти слов и понятий является, по выражению Ламы Анагарика Говинда, «замена нашей одноколейной логики многомерным символом». Язык метафоры, символа, звука, жеста, используемый искусством и открывающий возможность постигать мир иными, не рассудочными путями, становится в дзэн средством передачи пережитой в глубине сердца истины. Мотив Пути, дороги, перехода, движения так или иначе проявляет себя во всем дзэнском искусстве, ибо сам мир представляется потоком, «процессом становления, а не состоянием бытия». Акцент в статье сделан на раскрытии внутреннего смысла этого мотива, несущего в себе мудрость и пережитый опыт многих духовных наставников, исследование того, в каких образах, знаках, символах он проявляется в разных сферах дзэнского искусства (живописи, садовом искусстве, чайном ритуале). При всей значимости обозначенной темы - сквозной для всей дзэнской культуры - в российском японоведении, однако, отсутствуют исследования, посвященные ей, что определяет актуальность и практическую ценность данной работы.
Бесплатно

О "демонизации" клинков Сэнго Мурамаса
Статья научная
Статья посвящена устойчивому представлению, сложившемуся вокруг кузнеца Сэнго Мурамаса (千子村正), а именно «демонизации» его имени по причине «проклятия», заключенного в созданных им мечах. Кузнец Мурамаса - реально существовавший человек; жил и работал в провинции Исэ во второй половине периода Муромати; его клинки отличались особой остротой и твердостью, поэтому весьма ценились как боевое оружие. Он создал целую школу кузнецов, унаследовавших его стиль и манеру ковки. Представление же о «демоническом» характере самого мастера и созданных им клинков сформировалось в среде самурайского сословия на рубеже XVI-XVII вв.; причиной тому служил как специфический узор ковки, трактовавшийся как «несчастливый», так и несколько случаев ранения и гибели представителей семьи Токугава от клинков Мурамаса. В период Эдо сюжет о «проклятии» Мурамаса получил широкое распространение в японском обществе, а также нашел отражение в традиционном японском искусстве, литературе и драматургии; начиная со второй половины ХХ в. в связи с международной популяризацией темы японского меча и самурайской традиции в целом вышел далеко за пределы Японии.
Бесплатно

Образ "владыки преисподней" в ритуальных бронзах Саньсиндуя
Статья научная
Рассмотрены находки культуры Саньсиндуй эпохи бронзы из пров. Сычуань (КНР) - отлитые из металла фантастический зверь и антропоморфная статуя в зооморфном головном уборе, встреченные в жертвенной яме JK2 на эпонимном памятнике. Конструктивные особенности бронзовой антропоморфной статуи позволяют синхронизировать время ее создания с бытованием бронзовых масок типов A и C, а также бронзовых «деревьев духов» № 2 и 1, поскольку при их изготовлении применялись одни и те же технологические приемы. Фантастический зверь занимал нижний ярус так называемого «священного алтаря», который являлся «моделью мира» древних саньсиндуйцев. В их представлениях этот зверь мог быть хтоническим Владыкой Преисподней. Кратко описаны результаты новых раскопок Саньсиндуя в 2020-2022 гг. Рассмотрены план и относительная хронология шести вновь открытых жертвенных ям. Детально исследована стратиграфия ямы JK8. Фантастические звери той же породы, что и в жертвенной яме JK2, встречены в недавно открытых ямах JK3 и JK8. Прослежено начало изображения масок на бронзовых головах из Саньсиндуя. Сделан вывод, что статуя в зооморфном головном уборе могла быть антропоморфным вариантом воплощения образа владыки подземного мира.
Бесплатно