Хроники И. В. Нарского. К юбилею историка. Рубрика в журнале - Вестник Пермского университета. Серия: История

"Дом на набережной", выходные дни. Начало 1930-х годов
Статья научная
В издательстве «Corpus» в 2019 г. выходит книга Ю.Л. Слезкина «Дом правительства. Сага о русской революции» (М.: Corpus, 2019), уже вызвавшая широкое обсуждение в профессиональной среде. Издательство дает книге следующую характеристику: "Дом правительства" не похож ни на одну другую книгу о русской революции и советской власти. Документальное повествование Юрия Слёзкина, сопоставимое с великими литературными эпопеями, такими как "Война и мир" Толстого, "Жизнь и судьба" Гроссмана, "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицына, рассказывает о судьбах обитателей престижного жилищного комплекса, Дома правительства, ныне известного как Дом на набережной. Несгибаемые большевики, строители нового мира, закаленные в тюрьмах и ссылках, преображаются в высокопоставленных чиновников, обрастают семьями и бытом, проходят сталинские чистки, казнят врагов народа и сами идут на казнь. Новый мир остается их детям… Из огромного массива архивных материалов, писем, дневников, интервью, дополненных редкими фотографиями, рождается уникальная сага о Доме правительства - зачарованном замке, населенном призраками ушедшей эпохи». Публикуемый с разрешения издательства фрагмент позволяет составить представление о специфике этой полемической книги.
Бесплатно

Статья научная
Публикуется один из документов, найденных в 2018 г. в Верхнеуральской тюрьме, написанных представителями левой оппозиции, находившимися там в заключении в 1930-е гг. Указанные документы составляют корпус текстов «Тетради Верхнеуральского политического изолятора», в котором выделяется подкорпус «Кризис революции и задачи пролетариата». В этих текстах большевики-ленинцы выразили собственный взгляд на ситуацию в СССР и предложили альтернативные модели развития страны. Публикуется первый из одиннадцати текстов «Кризиса революции и задач пролетариата», в котором авторы излагают теорию перманентной революции, созданную сторонниками Льва Троцкого, определяют сталинскую модель социализма как национал-социалистическую, отмечают, что поражение левой оппозиции означает поражение не только троцкистов, но и ленинской линии, что приводит к кризису революции и ставит перед пролетариатом новые задачи. Важным аспектом работы с найденными документами является их источниковедческий анализ. Современное источниковедение, с одной стороны, предоставляет универсальные инструменты для исследования текстов, с другой стороны, не уделяет достаточного внимания специфике политических документов XX в. Таким образом, в статье определяются ключевые пункты анализа документов «Кризиса революции и задач пролетариата», а также перспективы их дальнейшего источниковедческого изучения.
Бесплатно

Анонимная жизнь, анонимная смерть, анонимные вещи: о блошином рынке и вторичной материальности
Статья научная
Представлен эскиз исследовательского проекта, который посвящен европейским блошиным рынкам. В нем очерчены история и причины их появления в ФРГ. Показаны материальные, социальные и культурные функции блошиных рынков, которые привлекают пеструю публику: стариков и молодых людей, мужчин и женщин, профессоров и студентов, антикваров и старьевщиков, богатых и бедных, коренных жителей и мигрантов. Объясняется, почему блошиные рынки завораживают одних и отпугивают других. Кратко описываются специфические правила коммуникации и поведения на блошином рынке. Он рассматривается как объект этнологического изыскания, с помощью которого можно из неожиданной перспективы посмотреть на общество и многое узнать о нем. Специфика статьи и исследовательского проекта состоит в использовании метода включенного наблюдения, т.е. собственного опыта знакомства с блошиным рынком и личного общения с его обитателями - продавцами и покупателями. Полученный материал позволяет разобраться в обстоятельствах жизни и неожиданной смерти одного из завсегдатаев блошиного рынка, с которым автора связывали добрые отношения. Этот мотив превращает научную статью почти в детективную историю, хотя детектив и остается без развязки.
Бесплатно

Город детства в автобиографических нарративах казанских историков
Статья научная
Исследуются автобиографические нарративы казанских историков, опубликованные на протяжении двух последних десятилетий. Внимание сосредоточено на детских и отроческих годах их авторов, которые представлены в анализируемых текстах как некая ego-история в пространстве города. Показано, что провинциальный город - в данном случае Казань - не только создает нарративный фон автобиографического повествования, но и выполняет, по сути, структурообразующую функцию, формируя особую пространственную модель автобиографического текста. На основании мемуаров охарактеризована специфика городского «дворянского» «детского» пространства последнего предреволюционного десятилетия, прослежена его трансформация в раннесоветский период, выявлена специфика советского «детского» городского пространства 1920-х - первой половины 1940-х гг. и его разновидности (пространства воспитательного, образовательного, досугового). Рассмотрен процесс освоения ребенком городского пространства от познания пространства частного к познанию пространства публичного и закреплению его в «детской» памяти. Выявлено влияние травматического опыта на характер воспоминаний о детстве. Акцент сделан на особенностях репрезентации истории детства и отрочества в воспоминаниях профессиональных историков; обозначены факторы, воздействующие на степень самоцензуры и ограничивающие исповедальный момент в таких воспоминаниях. Сопоставлены автобиографические тексты различных способов фиксации: спонтанные и провоцированные, написанные и надиктованные - и влияние способов фиксации на полученный текст. Определено значение фиксации собственных детских дискурсивных практик, выраженной в том числе на языке пространственных представлений, для построения и воспроизведения целостной линии жизни и полноценной репрезентации такой временной модальности, как прошлое.
Бесплатно

Пляска по инструкции: создание "советского массового танца" в 1920-е годы
Статья научная
Рассматривается попытка советского государства поставить под контроль то, что традиционно считается искренним, спонтанным и стихийным, - «пляску», и попытка сопротивления этому. Обращение к 1920-м гг. позволило проследить, как политический контроль над культурой из выборочного превращался в тотальный и порой принимал гротескные институциональные формы. Он охватил и так называемые салонные, или клубные, танцы, включая популярные танго и фокстрот: их назвали «буржуазными» и на общественных танцплощадках запретили. Салонные танцы повсеместно заменялись так называемыми «массовой пляской» и «физкульт-танцем». Частные студии и школы танцев были запрещены, и оставшиеся не у дел хореографы занялись созданием новых танцев для рабочих и крестьянских клубов. Новый «советский» танец должен был избегать разбиения на пары и виделся как простой, «бодрый» и коллективный. Моделью для некоторых танцев служили адаптированные народные пляски и традиционные бальные танцы - кадриль, па-де-катр. За десять-пятнадцать лет было издано множество сборников «плясок и игр» для детей и взрослых и рекомендаций по проведению клубных вечеров. Хотя с середины 1930-х гг. в СССР началось возвращение традиционных салонных танцев, проект создания «советских танцев» можно было считать реализованным. Простые по хореографии, бодрые и энергичные танцы-упражнения вошли в репертуар массовиков-зайтеников и пионерских кружков. Тем не менее попытка управлять телами и душами новых советских подданных инструктивно, с помощью командных методов, дала неоднозначные результаты.
Бесплатно

Шлюзы трансконтинентальной миграции как места модерности
Статья научная
Концептуально обосновывается понятие «шлюзы транснациональной миграции» как особый тип социально-пространственной конфигурации, возникший в конце XIX - начале XX в. Первые их исторические формы появились одновременно в разных географических точках разных стран в ходе массовых миграционных процессов первой волны глобализации. Эти «места модерности» возникали в результате бурного развития транспортной и медийной инфраструктуры, медикализации различных сторон жизни человека и социума, триумфа экспертной рациональности в государственном управлении и других трендов того времени. Детально анализируются два примера миграционных «хабов», появившихся вдоль линий интенсивных миграций: регистрационный пункт Эллис Айленд для трансатлантических мигрантов в Нью Йорке и переселенческий пункт в Челябинске для крестьян, стремившихся переселиться за Урал. Эллис Айленд воплощал собой государственную потребность в контроле, управлении и учете. С другой стороны, деятельность многих экспертных групп в различных службах этого центра способствовала генерации и знаний о социуме и аккумуляции статистического материала. Эллис Айленд вошел в память и ментальные карты миллионов жителей США как место интенсивного личного опыта и эмоций. Переселенческий пункт в Челябинске также служил местом сбора личной информации и статистических сведений, играл важную роль в миграционных процессах в поздней Российской империи. Однако в современной культурной памяти жителей России он почти не представлен, не музеефицирован, в символической политике не используется. Рассматриваются и другие характеристики, позволяющие различать два «шлюза транснациональной мобильности». Однако в центре внимания исследователя находятся 15 идеально-типических характеристик, общих для любого социального пространства такого рода. В завершающей части статьи ставятся вопросы о дальнейших разработках в рамках представленной концепции.
Бесплатно

Эволюция исторической мифологии "ноябрьских" праздников в России
Статья научная
Рассматривается использование «ноябрьских» праздников (7 и 4 ноября) в качестве инструментов институализации культурной памяти об исторических событиях. Предпринимается попытка размышления об эволюции исторической мифологии и о переозначивании главного советского праздника - Дня пролетарской революции - в XX - начале XXI в. В раннесоветское время в исторической мифологии Октября превалировала революционная ретроспектива. В годы Великой Отечественной войны она была значительно скорректирована обращением к сюжетам и персоналиям русской/российской истории. В позднесоветский период историческая составляющая праздника значительно редуцировалась и формализовалась. Распад СССР, разрушение идеологического наследия Советского Союза, формирование в обществе разных представлений о прошлом страны и ее будущем, острое гражданское политическое и военное противостояния 1990-х гг., постепенное размывание советской идентичности в конце XX - начале XXI в. актуализировали задачу смены исторического longuedurée - революционной ретроспективы национальной/ националистической. Эти обстоятельства предопределили судьбу главного революционного праздника СССР. Быстрая и исторически малообоснованная смена исторических значений и смыслов «ноябрьского» праздника в России в 1990-х - начале 2000-х гг. свидетельствовала о качестве политической ситуации в стране и о состоянии государственной власти, об отсутствии консенсуса в общественно-политической сфере. Операции с культурной памятью, усиленное конструирование и насаждение исторической мифологии чаще всего обусловлено недостатком легитимации власти и желанием ее обосновать / обновить.
Бесплатно