Социальная история профессий и технологий в СССР. Рубрика в журнале - Вестник Пермского университета. Серия: История

Публикации в рубрике (5): Социальная история профессий и технологий в СССР
все рубрики
"Занималась хозяйством": домашние работницы в повседневной жизни российских женщин-историков первой половины ХХ века

"Занималась хозяйством": домашние работницы в повседневной жизни российских женщин-историков первой половины ХХ века

Пушкарева Н.Л., Секенова О.И.

Статья научная

Рассмотрены практики совмещения профессиональной деятельности и домашней работы русскими и советскими женщинами-историками конца XIX - первой половины ХХ в. На основе анализа дневников, воспоминаний, писем была предпринята попытка реконструировать принципы и стратегии, помогавшие успешным российским женщинам-историкам справляться с их профессиональными и домашними обязанностями в изменчивом социально-политическом контексте. Обсуждена проблема найма домработниц в советском обществе 1920-1940-х гг., изучены психологические барьеры и страхи женщин-интеллектуалок как следствие несоответствия декларируемого властью и реального положения дел в сфере защиты лиц наемного труда, сопоставлены приемы использования прислуги семейными и одинокими женщинами-учеными, выявлены перемены в отношениях домработниц и их нанимательниц под влиянием государственной политики, a также в практиках распределения домашних обязанностей и в организации пространства совместного проживания семей хозяев и прислуги. Проанализирована трансформация бюджета времени женщины-историка на разных этапах ее карьеры, а также изменения в распорядке дня женщин-исследовательниц с дореволюционной эпохи до наших дней, выявлена зависимость между делегированием домашних дел прислуге или родственникам и успехами в карьере. Профессиональные достижения женщин высших классов рассматриваются через призму использования женского наемного труда как средства избегания «конфликта полов», а практика найма домашних работниц и нянь - как признак сохранения дореволюционных практик в среде советской номенклатуры, показатель элитарности в семье, где женщина профессионально занималась наукой. Использование наемного труда в домашнем быту становилось социально одобряемой стратегией в среде научной интеллигенции.

Бесплатно

Авторство как "достижение рабочего человека" в автобиографических книгах уральских рабочих 1930-х годов

Авторство как "достижение рабочего человека" в автобиографических книгах уральских рабочих 1930-х годов

Литовская М.А., Подлубнова Ю.С.

Статья научная

Анализируется феномен автора-рабочего, обратившегося к литературному творчеству и создавшему художественную автобиографию, в которой противопоставлены условия жизни пролетария до и после революции 1917 г. Рассмотрен историко-литературный контекст, в частности, работа УралАПП, предопределившая создание романов «Я люблю» А. Авдеенко (1933) и «Моя жизнь» А. Коревановой (1936), повести «Моя школа» А. Бондина (1934), книги воспоминаний рабочих Высокогорского железного рудника «Были горы Высокой» (1935). Отмечена роль М. Горького в окончательной отделке и публикации этих произведений. В 1930-е гг. М. Горький неоднократно предпринимал попытки найти истоки перерождения человека под влиянием новых условий жизни. Институционально это вылилось в создание ряда автобиографических книг, «по определению М. Горького, документов истории», авторы которых призваны продемонстрировать появление нового субъекта - пролетария-писателя. Автобиографический герой, наделенный стремлением к культуре, выходит из «темноты», важнейшей составляющей которой является собственно существование его как пролетария. Однако именно чтение, затем и письмо изображаются как главный результат «ударной работы» автора и государства, предоставившего субъекту возможность освоить сложную форму самопредъявления - развернутую автобиографию. Пролетарий, став автором опубликованной книги, кардинально меняет свой социальный статус - занимает высшее место в символической иерархии профессий наряду с прежними «хозяевами» письменной культуры. Он создает тексты, из которых редакторы удаляют следы авторской некультурности, не владения словом, при этом сохраняя фабулу рассказа о том, что некультурность присутствовала, но была преодолена.

Бесплатно

Рецепция профессионального языка и технологий зарубежного РЯ в позднесоветское время

Рецепция профессионального языка и технологий зарубежного РЯ в позднесоветское время

Абрамов Р.Н.

Статья научная

В СССР существовал мощный аппарат идеологической работы, встроенный во все государственные и общественные институции, включая систему управления, производство, культуру, искусство и образование. С конца 1950-х гг. растет интерес к зарубежным методам работы с общественным мнением, включая социологию, журналистику, менеджмент, рекламу и связи с общественностью (PR). Идёт процесс культурного трансфера в прагматическом и идеологическом измерениях. Освоение западных методов влияния (включая рекламу и PR) было необходимо для продвижения интересов СССР в странах капитализма и на территории стран, получивших независимость в конце колониальной эпохи. Западные методы влияния стали объектом анализа в жанре квазиакадемической критики буржуазного общества, позволяющем понять содержание основных методов влияния. Критика западной индустрии влияния концентрировалась в издательских сериях «Владыки капиталистического мира», «Критика буржуазной идеологии и ревизионизма», «Империализм: факты, события, документы» и других, которые выходили в издательствах «Мысль», «Прогресс», «Мир», «Политиздат», «Международные отношения», АПН. Рассматриваются направления рецепции языка и технологий западного PR в позднесоветский период. Анализируются избранные публикации советских специалистов по теме критики западных PR. Представлены примеры из практики работы советских институций международного влияния (Внешторгиздат, АП «Новости»), основанные на обобщении воспоминаний сотрудников, которые работали за рубежом в этих организациях, а затем стали известными российскими специалистами по PR в 1990-е гг. Цель статьи - показать избирательную проницаемость советской системы информационного влияния для зарубежных методик и технологий PR и коммерческой рекламы.

Бесплатно

Советское моделирование на микроуровне: бриколаж, дефицит, творчество

Советское моделирование на микроуровне: бриколаж, дефицит, творчество

Папушина Ю.О.

Статья научная

Существование советской моды как подсистемы плановой экономики и советской повседневной культуры является общепризнанным. Несмотря на значительное количество исследований, посвященных советской моде, микроуровень работы советского модельера мало изучен. Цель статьи - объяснить, как советские модельеры становились не просто «инженерами одежды», но и авторами перформативных высказываний. Для этого анализируется моделирование одежды советскими модельерами как процесс бриколажа. В обзоре литературы обосновывается использование понятия бриколажа в контексте профессиональной деятельности. Понятие бриколажа впервые употребляется в ходе анализа профессиональных практик модельеров позднего советского периода. Материалом для работы послужили интервью с бывшими сотрудниками Пермского дома моделей одежды, модельерами ателье и экспериментального цеха Управления бытового обслуживания (всего 14 интервью) и архивные документы. Основными результатами исследования являются вывод о доминировании практик бриколажа в советском моделировании, выявление характерных признаков и особенностей индивидуального бриколажа, источников его пополнения, особенностей диалога с ресурсами и технологиями. Модельеры в своей работе не ограничивались реализацией принципов официального советского моделирования, а, используя возможности символических трансформаций, заключенные в бриколаже, пытались осуществить «внутренние смысловые сдвиги». Их перформативные высказывания не всегда были успешными с точки зрения трансформации публичного дискурса советской моды, но они изменяли профессиональный дискурс в рамках одной организации и/или группы единомышленников. В контексте исследований советской субъектности полученные нами результаты расширяют представления о креативности советского субъекта в условиях дефицита и государственного контроля.

Бесплатно

Хлебобулочные изделия и проблема продовольственного изобилия в позднем СССР

Хлебобулочные изделия и проблема продовольственного изобилия в позднем СССР

Кочеткова Е.А., Покидько П.С.

Статья научная

Исследуется проблема создания продовольственного изобилия в СССР в середине 1950-х-1980-е гг. на примере производства хлебобулочных изделий в Ленинграде и Ленинградской области. Ставятся вопросы о роли науки и технологий в обеспечении возможностей для продовольственного изобилия в Советском Союзе, а также об особенностях промышленного хлебобулочного производства. Отдельное внимание уделено изобилию как идеологическому конструкту и объекту советской пропаганды. Делается вывод о том, что возможности научного инструментария в СССР, прежде всего пищевой химии и микробиологии, позволяли добиться изобилия в количественном и качественном отношении: во-первых, обеспечить широкий ассортимент хлебобулочной продукции, во-вторых, создать на основе обогащения витаминами и минералами продукты рациона современного человека. При этом многие научные разработки продолжали более ранние, чаще всего довоенные исследования в области производства продуктов питания. Именно такие образы - количественное изобилие качественных и полезных продуктов - широко использовались в советской пропаганде, направленной на создание образа успешной пищевой промышленности. Пропаганда изобилия была важным измерением политики соревнования с Западом в невоенной сфере в условиях холодной войны. Однако из-за нехватки сырья, квалифицированных кадров и ограничений модернизации производства обеспечить продовольственное изобилие удавалось в отдельных случаях на конкретных предприятиях, и в указанный период советским гражданам было доступно лишь несколько наименований хлебной продукции. Потенциал научных исследований, таким образом, наталкивался на ограничения плановой экономики, не позволяя создать реальное и стабильное продовольственное изобилие.

Бесплатно

Журнал