Проектирование человека в постконфликтной культуре второй половины XX века: СССР, ФРГ и ГДР. Рубрика в журнале - Вестник Пермского университета. Серия: История

Статья научная
Рассматривается концепт «поствоенная ситуация» на примере ценностно-проективных тенденций в СССР с 1945 по конец 1960-х гг. Проблематизируется трактовка периода как внутренне связанного в российской социально-гуманитарной литературе и общественной риторике. Указывается на сложную семантику концепта: это период после окончания военных действий (послевоенное время), имеющий четкую границу между двумя противоположными социальными порядками (война и мир), поэтому он относительно краткий. В большинстве историко-художественных исследований весь период с 1945 по 1985 г. частотно называется послевоенным или поствоенным. Специфика советской поствоенной ситуации в статье выявляется путем сопоставления с другими концептами, имеющими в своей семантике префикс «пост-»: посттравматическая и постконфликтная. Обнаружено, что в них необходимо присутствует черта, граница, разделяющая прошлое состояние (травмы, конфликта) и состояние завершения (излечения, разрядки и т.д.). Новое состояние «пост» характеризуется избавлением от власти прошлого и возможностью конструировать будущее. Переходу к новому состоянию способствует рефлексивная работа всей культуры над опытом прошлого. Выдвинута гипотеза о том, что в советской культуре произошло пролонгирование военного опыта и военной риторики на уровне многих страт культурного проектирования. Анализ материала изобразительного искусства и кинематографа доказывает, что война символически не была завершена и сохраняет свое ценностно-проективное значение. Более подробно рассмотрены векторы отношения к войне и ее влиянию на человека на материале искусства послевоенного десятилетия (позднего сталинизма), намечены пути сравнения с периодом оттепели.
Бесплатно

Статья научная
Окончание Второй мировой войны определило облик постконфликтной ситуации, сложившейся на пространстве социумов - участников войны. Мы различаем понятия «послевоенная ситуация», т.е. состояние общества периода завершения боевых действий и перехода к мирной жизни, и «постконфликтная ситуация», характеризующаяся переживанием, осмыслением и реакцией сторон конфликта на его ход и исход. В контексте этой ситуации в рамках детско-юношеских организаций различных стран развивались проекты человека, призванные создать нового человека для новой послевоенной ситуации. Однако к началу 1960-х гг. эта ситуация кардинально изменилась. От актуального переживания событий и последствий мировой войны общество перешло к коммеморации, конструированию индивидуальных воспоминаний и коллективной исторической памяти. Детские организации во многих странах стали переходить от проектности к операциональности, т.е. к возобновлению из раза в раз уже имеющегося «шаблона» формирования человека. Началось «серийное производство», воспитание необходимых конкретному обществу людей. При этом в мире сложилась новая постконфликтная ситуация, связанная с внутренними конфликтами в странах Варшавского договора (Венгрия 1956, Чехословакия 1968) и в странах Запада (студенческие движения конца 1960-х). На этом фоне активизируются контрпроекты человека, предлагавшие альтернативный взгляд на методы, форму и содержание воспитания молодого поколения. Таким контрпроектом был пионерский отряд «Каравелла» в СССР. Эта организация имела высокий уровень пассионарности, четкое представление о желаемом будущем и ресурсы для реализации собственного проекта человека. Данная статья реконструирует проект человека, реализованный в этом отряде, и исследует его особенности именно как контрпроекта, который противостоял пионерскому мейнстриму.
Бесплатно

Статья научная
Рассматриваются практики проектирования «ответственного за прошлое» немца в ФРГ в 1950-1980-е гг. для выявления диссонанса между правовой и этической оценкой итогов Второй мировой войны, повлиявшего на данный процесс. Для этого анализируются правовые основания проектирования и те сложности, с которыми столкнулась правовая система ФРГ во время судебных процессов над военными преступниками. Рассмотрены этические основания проектирования и основные дискуссии в немецком обществе, оценены результаты проектирования немецкого гражданина, осуждающего национал-социализм и готового нести ответственность за преступления нацизма. Делается вывод о том, что формирование новой постконфликтной культуры, основывающейся на верховенстве гражданских прав и свобод и критическом переосмыслении прошлого, осуществлялось в ФРГ достаточно сложно. В дискуссиях интеллектуалы активно обсуждали необходимость этического основания общества, но в юридических практиках эти новые основания проекта долго не принимались, так как значительное влияние на осуществление судопроизводства продолжали оказывать идеи юридического позитивизма, согласно которому нужно исходить из буквы закона, а не следовать общечеловеческим нормам морали. Право предлагало другое видение немца - независимого от исторических изменений, которого, следовательно, нельзя осуждать лишь за то, что он жил при национал-социализме. В итоге можно говорить о том, что в ФРГ процесс проектирования «ответственного за прошлое» немца завершился только к концу 1980-х гг., когда был преодолен указанный диссонанс и произошло утверждение либерального подхода в праве.
Бесплатно

Проектирование человека в ФРГ и ГДР в 1970-е годы: основные подходы и практики
Статья научная
Анализируются теоретические подходы к пониманию человека и перспективам его развития в ФРГ и ГДР в 1970-е гг. Под проектированием понимаются не только деятельность государственных институтов, определяющая цели изменения человека и способы их достижения, но также научные исследования и дискуссии, в которых осуществляется рефлексия по этому поводу. Свидетельствующие об этом программные документы и тексты философов, социологов и педагогов позволяют реконструировать проект человека, выявить теоретические основания такого видения будущего. Проведенный анализ свидетельствует о том, что в ФРГ произошел отказ от религиозно-философского понимания человека как существа, по природе своей склонного к человеколюбию, имевший место в 1960-е гг. В 1970-е гг. ставился вопрос о возможности пробуждения миролюбия у человека, которому, как предполагалось, присуща природная агрессивность. Имела место также политизация образования, а воспитательная активность педагогов была нацелена на формирование мировоззрения, ориентированного на ключевые либеральные ценности - свободу, демократию и толерантность. В статье отмечается, что в ГДР реализовывались два проекта человека. Первый - государственный - в соответствии с идеей строительства социализма. Подчеркивалось, что только социализм в полной мере может гарантировать мир во всем мире. Второй - в рамках деятельности евангелической церкви, которая по-своему воспитывала молодежь в духе мира. В этом случае имело место иное понимание человека, близкое христианской гуманитарной педагогике, которая в 1970-е гг. уже была непопулярна в ФРГ.
Бесплатно