«Холсты» на камнях

Бесплатный доступ

В статье поднимается один из интересных, но до сих пор не нашедших своего адекватного разрешения вопросов, связанных с погребальной практикой средневекового тюркоязычного населения Северной и Центральной Азии. Последний связан с информацией, почерпнутой из китайских летописных источников, согласно которой в ходе обрядовых действий погребального цикла тюрки рисуют портреты своих покойных. Этот сюжет издавна привлекал внимание отечественных исследователей и неоднократно в разных аспектах обсуждался в отечественной научной литературе. Принятая ныне его трактовка связывает упомянутые летописные портреты с практикой установки статуарных изделий около древнетюркских оградок. А именно, с лицами скульптур и рельефными личинами, выбитыми на поверхности каменных плит, стел и валунов, стоящих у таких сакральных сооружений. Вместе с тем есть еще одна категория подобных артефактов, которая представляет собой вертикальные камни с минимальными следами обработки или, чаще всего, даже вообще без них, лишенные каких-либо изображений, поставленные у оградок. С позиции трудовых затрат выстраивается целая градация статуарной атрибутики от сложных скульптур до простых безликих вертикальных камней. При этом с точки зрения ритуала все такие предметы, изображая усопших, равнозначны и выполняют одну и ту же обрядовую функцию. Отмечается, что пять из выделенных категорий изваяний имеют выбитые на поверхности массива человеческие лица, а последняя, самая нижняя и массовая, нет. Делается вывод, что именно она и служила той основой, на которой древнетюркские художники и рисовали портреты своих усопших. Попытка совмещения рисунка усредненных черт лица древнетюркского изваяния с поверхностью стелы показывает, что происходит визуализация «невидимых» деталей частично естественного, а отчасти искусственного происхождения, которые при обычном рассмотрении без графической составляющей не воспринимаются глазом, но играют важную роль в создании портрета.

Еще

Древнетюркское время, оградки, каменная скульптура, рисованный портрет, плита, стела, китайские летописи

Короткий адрес: https://sciup.org/145146723

IDR: 145146723   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.0871-0878

Список литературы «Холсты» на камнях

  • Алексеенко Е.А. Представления кетов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. - Л.: Наука, 1976. - С. 67-105. EDN: ZUIXRV
  • Бауло А.В. Священные места и атрибуты северных манси в начале XXI века. Этнографический альбом. - Ханты-Мансийск; Екатеринбург: Баско, 2013. - 208 с. EDN: SXONPV
  • Гемуев И.Н., Саглалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места (XIX - начало XX в). - Новосибирск: Наука, 1986. - 191 с.
  • Головнев А.В. Путь к семи чумам // Древности Ямала. -Екатеринбург; Салехард: Изд-во ИИиА УрО РАН, 2000. -Вып.1. - С. 208-236. EDN: TAFEPL
  • Грач А. Д. Древнетюркские изваяния Тувы. - М.: Наука, 1961. - 94 с.
Статья научная