Хореографическая пластика в мистерии Цам и в традиционной культуре бурят

Бесплатный доступ

Статья посвящена танцам мистерии Цам в исполнении буддийских лам-монахов Бурятии. Безусловно, мистериальные танцы пришли из Тибета, но не стоит отрицать и тот факт, что буддизм, с одной стороны, оказал сильное влияние на местную традиционную культуру, с другой - сам оказался под воздействием народной (добуддийской) культуры. Так, многие элементы жестикуляции танца лам в мистерии Цам напоминают или напрямую воспроизводят кинетику древних бурятских охотничьих ритуальных действий, национальной борьбы, традиционных обрядовых игр. После гонений в 1930-е годы на религиозные конфессии мистериальный обряд оказался в забвении и только спустя 85 лет восстановлен в дацане Калачакры (г. Улан-Удэ, Республика Бурятия). В связи с этим остро встал вопрос возрождения и реконструкции танцевальной мистериальной культуры, воссоздания не только канонической буддийской пластики, но и сохранения в ней исконных бурятских элементов. Отсюда актуальным представляется сравнительный анализ пластики танцоров мистерии с пластикой народных бурятских танцев, национальной борьбы и традиционных ритуально-обрядовых действ.

Еще

Буддизм, ламаизм, мистерия цам, танцы в масках, буддийская пляска богов, национальная бурятская борьба, охотничьи танцы, пластика, маски

Короткий адрес: https://sciup.org/144161117

IDR: 144161117

Список литературы Хореографическая пластика в мистерии Цам и в традиционной культуре бурят

  • Авдеев А. Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Москва; Ленинград, 1959.
  • Асалханова М. В. Истоки сценографии бурятского театра: от обряда до первых профессиональных спектаклей: дис.. кандидата искусствоведения: 17.00.01 / Асалханова Марина Викторовна; Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. Санкт-Петербург, 2005.
  • Батсухийн З., Найдакова В. Ц. Монгольский театр: первая половина XIX века - начало XXI века: краткий очерк. Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2006. 319 с.
  • Герасимова К. М., Галданова Г. Р., Очирова Г. Н. Традиционная культура бурят. Улан-Удэ: Бэлиг, 2000.
  • Китов В. В. Оркестр бурятских народных инструментов: История оркестрового исполнительства на бурятских народных инструментах: учебное пособие. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКиИ, 2001. 320 с.
Статья научная