Художественная антропология Достоевского
Автор: Захаров Владимир Николаевич
Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro
Статья в выпуске: т.11, 2013 года.
Бесплатный доступ
Достоевский дал новую концепцию человека в мировой литературе. В критике описаны такие психологические открытия писа теля, как иррационализм, дуализм, подполье. Вне поля зрения исследо вателей остались многие аспекты его христианской антропологии. В его концепции человека существенны такие категории, как общечеловек и всечеловек. «Общечеловек» — особый тип русского человека, появив шийся после реформ Петра I. В отличие от англичан, немцев, францу зов, которые сохраняют свою национальность, русский «общечеловек» стремится быть кем угодно, только не русским. Быть «общечелове ком» — быть отвлечённым европейцем без корней и без почвы. Всечело век — редкое слово в русском языке. Этим словом с большой буквы на звал Христа Н. Данилевский (1869). Достоевский употреблял слово всечеловек с малой буквы, в значении — совершенный христианин. Оно выразило сокровенный смысл Пушкинской речи. Именно Достоевский ввел слово всечеловек в русскую литературу и философию. Значение этого слова не понял К. Леонтьев, который представил «ужасного», по его отзыву, «всечеловека» общечеловеком, европейцем, либералом, кос мополитом. Эта ошибочная подмена (общечеловек вместо всечеловека) типична в русской литературной и философской критике XX в. Для Достоевского в каждом человеке заключен образ Божий; образитъ, обожить — восстановить образ Божий и тем самым очеловечить человека. Быть русским — стать всечеловеком, христианином. Герой Достоевского несет в себе всю возможную полноту Творца и творения.
Достоевский, дани левский, леонтьев, новые категории, человек, общечеловек, всечеловек
Короткий адрес: https://sciup.org/14748858
IDR: 14748858
Список литературы Художественная антропология Достоевского
- Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. I. Биография, письма и заметки из записной книжки. СПб, 1883. [838 с: 332+376+122+8]
- Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 18 т. М., 2003-2005. Т. 1-18.
- Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1972-1990. Т. 1-30.
- Данилевский Н. Я. Россия и Европа//Заря. 1869. № 3. С. 1-75.
- Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. 238 с.
- Бицилли П. М. К проблеме возрождения культуры//Новый Град. Париж, 1934. № 8. С. 39-51.
- Булгаков С. В. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. Сергиев Посад, 1917. 417 с.
- Иустин, прп. (Попович). Достоевский о Европе и славянстве. Спб., 1998. 272 с.
- Леонтьев К. Н. О всемирной любви, по поводу речи Ф. М. Достоевского//О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931: Сб. статей. М., 1990. С. 9-31. Художественная антропология Достоевского
- Николай, еп. (Велимировип). Речи о Свечовеку. Београд, 1920 (на сербском языке). 338 с.
- Розанов В. В. Собрание сочинений. Апокалипсис нашего времени. М, 2000. 429 с.
- Степанян К. А. «Сознать и сказать»: «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф. М. Достоевского. М., 2005. 512 с.
- Чернышевский Н. Г. Избранные эстетические произведения. М., 1978. 560 с.
- Danilevskij N. Ja. Russia and Europe [Rossija i Evropa]. Zarja. 1869, no. 3, pp. 1-75.
- Berdjaev N. A. Fyodor Dostoevsky's view of the world [Mirosozercanie Dostoevskogo]. Praga, 1923. 238 p.
- Bicilli P. M. The problem of cultural revival [K probleme vozrozhdenija kul'tury]. Novyj Grad. Parizh, 1934, no. 8, pp. 39-51.
- Bulgakov S. V. Unfading Light: contemplation and speculation [Svet Nevechernij: Sozercanija i umozrenija]. Sergiev Posad, 1917. 417 p.
- Iustin, prp. (Popovich). Dostoevsky's opinion about Europe and the Slavs [Dostoevskij о Evrope i slavjanstve]. Saint-Petersburg, 1998. 272 p.
- Leont'ev K. N. About the world of love: on the subject of Fyodor Dostoevsky's speech [O vsemirnoj ljubvi, po povodu rechi F. M. Dostoevskogo]. About Dostoevsky. Impact of Dostoevsky's prose on the Russian thought, 1881-1931 years [O Dostoevskom. Tvorchestvo Dostoevskogo v russkoj mysli 1881-1931]. Moscow, 1990, pp. 9-31.
- Nikolaj, ep. (Velimirovih). Words about Svecoveku [Rechi о Svechoveku]. Beograd, 1920 (na serbskom jazyke). 338 p.
- Rozanov V. V. Collected Works. Apocalypse of Our Time [Sobranie sochinenij. Apokalipsis nashego vremeni]. Moscow, 2000. 429 p.
- Stepanjan K. A. "To realize and say": "Realism in its highest sense" as a creative method of Fyodor Dostoevsky [«Soznat' i skazat'»: «Realizm v vysshem smysle» как tvorcheskij metod F. M. Dostoevskogo]. Moscow, 2005.512 р.
- Chernyshevskij N. G. Selected Works of Aesthetic [Izbrannye jesteticheskie proizvedenija]. Moscow, 1978. 560 p.