Художественная интерпретация образа царского села в творчестве современных российских и китайских художников

Автор: Ню Сэнь

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Языки культуры

Статья в выпуске: 2 (67), 2023 года.

Бесплатный доступ

Цель настоящей публикации заключается в том, чтобы показать на примере художественно-стилистического анализа изображений Царского Села различия в подходах к интерпретации садово-парковых ландшафтов в творческой деятельности современных -российских и китайских художников. Работы первых рассматриваются в контексте давней традиции, связанной с воплощением царскосельских видов в изобразительном искусстве страны, - традиции, зародившейся совместными усилиями российских и западноевропейских авторов еще в XVIII столетии. В рамках статьи анализируются произведения, выполненные такими художниками, как Г.И. Кармацкая, В.Г. Заруцкий, В.Н. Скачков, Н.С. Чехонина, Ф.И. Жуков и др. Царское Село (впоследствии город Пушкин) для них является формой соприкосновения с одной из знаковых тем в русской культуре. В своих пейзажах художники словно воспоминают о «золотом» и «серебряном» веках Царского Села. -Более того, большинство из названных авторов в воплощении мотивов тех мест опираются на сложившиеся композиционные принципы, а также идейную и эмоциональную составляющую, заложенные в творчестве их предшественников в конце XIX и XX вв. В процесс формирования визуализации «царскосельского мифа» на рубеже XX и XXI столетий включились и китайские художники, проходившие обучение в Ленинграде и Петербурге. Уже состоявшиеся авторы, как, например, Ван Теню, Гу Цзун, Доу Фэнчжи и Чжао Пэн в своих ученических и профессиональных работах предлагают особое видение и средства отражения в живописи мотивов ансамбля и уголков города Пушкина. Они обогащают пространство художественной интерпретации образа особым колоритом, связанным с тяготением к гармонии природного и рукотворного начала, принципами построения композиции традиционного китайского пейзажа. Современные российские и китайские художники, несмотря на выбор различных художественных и изобразительных средств, все же имеют общие точки соприкосновения. Последние, как показало -исследование, -заключаются в отказе от воплощения парадных уголков дворцово-паркового ансамбля и торжественности в пользу тихих улиц и скверов исторической части города Пушкин. Для россиян это попытка расширить пространство мифа, а для китайцев - выражение любви и воспоминаний о России.

Еще

Живопись, китайская живопись, пейзаж, петербургская школа живописи, современное искусство, художественный образ, царское село, царскосельский миф

Короткий адрес: https://sciup.org/140301878

IDR: 140301878   |   DOI: 10.53115/19975996_2023_02_086-091

Список литературы Художественная интерпретация образа царского села в творчестве современных российских и китайских художников

  • Выставка работ китайского художника Чжао Пэна «Тишина мира» (С 1 сентября до 10 октября 2021 года) / Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рериха. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://roerich.spb.ru/event/vystavka_rabot_kitayskogo_hudozhnika_chzhao_pena_tishina_mira__s_1_sentyabrya_do_10_oktyabrya_ (21.04.2023)
  • Гафурова Г.А. Символика экфрасиса в творчестве А.С. Ахматовой // Universum: филология и искусствоведение. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/12385 (11.04.2023) (на кит. яз.)
  • Чернышова Э.П., Ню С. Образ Царского села в русской живописи XVIII–XX веков: от императорской резиденции к поэтизации // Глобальный научный потенциал. – 2021, № 10 (127). – С. 61–64.
  • Шеваров Д.Г. Вернись в Царское Село. Здесь на каждой ветке можно найти забытую кем-то лиру // Российская газета. – 2016. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://rg.ru/2016/11/03/chto-znachitcarskoe-selo-dlia-russkoj-literatury.html (12.05.2023)
  • Юеюе С. Городской пейзаж Санкт-Петербурга глазами китайского художника: на примере живописи Ван Теню // Искусствознание и педагогика. Диалектика. Взаимосвязи и взаимодействия: Материалы VIII Международной межвузовской научно-практической конференции / Под ред. С.В. Анчукова, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. – СПб.: Астерион, 2020, вып. 8.
  • Юеюе С. Преподавательская и творческая деятельность современного китайского художника-акварелиста Доу Фэнчжи // Искусство и диалог культур: Сборник научных трудов Международной межвузовской научно-практической конференции / Под ред. С.В. Анчукова, Т.В. Горбуновой, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. – СПб.: Книжный дом, 2018, вып. 12.
  • 廖正定. 王铁牛油画艺术研究(Чжэндин Л. Исследование искусства масляной живописи Ван Теню // Artron. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://news.artron. net/20201019/n1086119.html (14.04.2023) (на кит. яз.)
  • 马建华. 王铁牛风景油画的艺术特色研究. 大舞台, 2014 (Цзяньхуа М. Исследование художественных особенностей пейзажной живописи маслом Ван Теню // Большая сцена. – 2014. (на кит. яз.)
  • 王腾宇画展《脚步声》开幕,写于欧洲的空气实践:“空气作为一种生活方式”. 艺术中国 (Открытие выставки картин Ван Теню «Звуки шагов», написанных в ходе пленэрной практики в Европе: «пленэр как образ жизни» // Художественный Китай). – Интернет-ресурс. Режим доступа: http://rn.ai5573.com/zxdt/2019/04/30/uugqes99.html (29.04.2023) (на кит. яз.)
  • 我自创风格–窦凤之. 中国水彩画, 2015 («Я создаю свой стиль – Доу Фэнчжи» // Китайская акварель. – 2015. (на кит. яз.)
  • 张少侠. 中国现代绘画史. 江苏美术出版社, 1988 (Сяося Ч. История современной китайской живописи. Издательство Цзянсу мэйшу. – 1988. (на кит. яз.)
Еще
Статья научная