Художественное пространство в контексте культурфилософского дискурса

Автор: Синявина Наталья Владимировна, Махович Елена Владимировна

Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki

Рубрика: Теория и история культуры

Статья в выпуске: 2 (94), 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются подходы к анализу термина «художественное пространство» в культурфилософии, философии искусства и искусствоведении. Авторы указывают, что данное понятие относится к семантически поливариантым, что, с одной стороны, связано с неоднозначностью трактовки категории «пространство», а с другой - каждое из гуманитарных направлений, выделяя в соответствии с присущей ему проблемной областью лишь один из аспектов при анализе художественного пространства, определяет его исходя из выбранного фокуса зрения. Подчёркивается, что только на рубеже ХVIII-ХIХ веков намечается тенденция на переосмысление художественного пространства, благодаря чему оно наделяется такими характеристиками, как непрерывность и бесконечность. Указывается, что формирование данной тенденции связано прежде всего с изменением представлений о сущности человека. Философы-романтики были убеждены в возможностях искусства выявлять новые аспекты природы человека. Далее анализируются подходы, сформировавшиеся на рубеже ХIХ-ХХ веков и представленные в работах О. Шпенглера, А. Гильдебранда, Г. Вёльфлина. Указывается, что в искусствоведческих теориях того времени уже затрагиваются различные аспекты передачи пространственных характеристик, но художественное пространство не рассматривается пока как самостоятельный феномен. Подчёркивается, что во второй половине ХХ века в философии искусства и искусствоведении чётко обозначилась культурологически ориентированная тенденция, благодаря которой анализ художественного пространства осуществляется через призму социокультурного контекста эпохи. В заключение указывается, что при многообразии трактовок понятия «художественное пространство» есть ряд общих характеристик, выделяемых всеми гуманитарными направлениями, в частности, особенности восприятия пространства, присущие периоду, детерминируют и художественное пространство.

Еще

Пространство, художественное пространство, пространство культуры, пространственно-временные категории

Короткий адрес: https://sciup.org/144160875

IDR: 144160875   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2020-10208

Список литературы Художественное пространство в контексте культурфилософского дискурса

  • Августин А. Исповедь. Москва: Даръ, 2007. 146 с.
  • Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко: исследование сущности и становления стиля барокко в Италии / пер. Е. Г. Лундберга; под ред. Е. Н. Козиной. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2004. 287 с.
  • Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве / пер. Н. Б. Розенфельда и В. А. Фаворского. Москва: Логос, 2014. 144 с.
  • Неретина С. С. Тропы и концепты [Электронный ресурс]. URL: http://polittheory.narod.ru/Neretina/Tropes_and_concepts/1.htm
  • Никитина И. П. Художественное пространство как категория современной эстетики // Вестник ВГИК. 2013. № 13. С. 66-80.
  • Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие: статьи и выступления / [сост., пер., вступ. ст., коммент. и указ. В. В. Бибихина]. Москва: Республика, 1993. С. 41-62.
  • Хайдеггер М. Искусство и пространство // Время и бытие: статьи и выступления / [сост., пер., вступ. ст., коммент. и указ. В. В. Бибихина]. Москва: Республика, 1993. С. 312-316.
  • Шпенглер О. Гештальт и действительность // Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории / пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. Москва: Мысль, 1998. Том 1. 663 с.
  • Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства / пер. с нем. П. С. Попова; под общ. ред. М. Ф. Овсянникова. Москва: Мысль, 1966. 496 с.
Еще
Статья научная