«Ибо видели очи мои спасение твое...» (ЛК 2:30): социокультурный контекст и богословские нюансы описания страданий Господних в Евангелии от Луки
Автор: Артюшин С.А.
Журнал: Христианское чтение @christian-reading
Рубрика: Библеистика
Статья в выпуске: 3 (106), 2023 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу евангельского повествования о Страданиях и смерти Христа (Лк 23:26-56). В совершенно особой композиции, представленной в Евангелии от Луки, ключевая роль отведена Христу как объекту зрительного восприятия. Все действующие лица Страстного цикла: Симон Киринейский, множество народа, женщины, разбойники на кресте, сотник, Иосиф Аримафейский опытно участвуют в ключевом событии евангельской истории, которое именно ев. Лука представляет в категориях «зрелища», т. е. театральной постановки, бытовавшей в эллинистической среде. Однако в богословском контексте данная модель претерпевает существенные изменения. Конечной целью евангельского «спектакля» становится становление и возрождение нового народа Божия, который именно у подножия Креста вновь находит Бога и обретает спасение в лицезрении Распятого Христа (ср. Лк 2:29-30).
Евангелие от луки, страдания христа, крест, спасение, эллинизм, зрение, созерцание, вера, израиль, народ божий
Короткий адрес: https://sciup.org/140301652
IDR: 140301652 | DOI: 10.47132/1814-5574_2023_3_54
Список литературы «Ибо видели очи мои спасение твое...» (ЛК 2:30): социокультурный контекст и богословские нюансы описания страданий Господних в Евангелии от Луки
- Марциал (1994) — Марциал Марк Валерий. Эпиграммы / Пер. Ф.А. Петровского. СПб.: Изд-во АО «КОМПЛЕКТ», 1994.
- Пантелеев (2014) — Пантелеев А.Д. Христианское мученичество в контексте римских зрелищ // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. № 2. С. 75-89.
- Филофей Артюшин (2019) — Филофей (Артюшин), иером. Богословские и прагматические аспекты дара рассуждения в посланиях ап. Павла // Библия и христианская древность. 2019. Т. 2. №2. С. 231-253.
- Филофей Артюшин (2020) — Филофей (Артюшин), иером. Увидеть Христа глазами веры: богословская программа и сюжетный замысел Евангелия от Луки на примере нарративного портрета Ирода Антипы // Актуальные вопросы церковной науки. 2020. №2: Материалы XI международной научно-богословской конференции «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки». Санкт-Петербург, 24-25 сентября 2019 года. С. 126-133.
- Фоломешкина (1999) — Фоломешкина С. Современные интерпретации Евангелия от Марка в американских экзегетических школах. М., 1999.
- Fusco (2003) — Fusco V. La morte del messia (Lc 23:26-49) // Fusco V. Da Paolo a Luca. Studi su Luca-Atti. Brescia, 2003. Vol. II. P. 495-520.
- Grilli (2006) — Grilli M. et al, ed. Riqueza y solidaridad en la obra de Lucas. Estella, Navarra: Verbo Divino, 2006.
- Klumbies (2003) — KlumbiesP.-G. Das Sterben Jesu als Schauspiel nach Lk 23, 44-49 // Biblische Zeitschrift. 2003. No. 47. S. 186-205.
- Kodell (1961) — Kodell J. Luke's Use of Laos, «People», Especially in the Jerusalem Narrative (Lk 19, 28-24, 53) // Catholic Biblical Quarterly, 1961. No. 31. P. 327-343.
- Neyrey (1985) — Neyrey J. The Passion According to Luke. A Redaction Study of Luke's Soteriology. New York; Mahwah, 1985.
- Prete (1996-1997) — Prete B. La passione e la morte di Gesü nel racconto di Luca. Brescia, 1996-1997. Vol. II. P. 37.
- Tremolada (2002) — Tremolada G. Il valore salvifico della morte di Gesü nell'opera di San Luca // San Luca Evangelista Testimone della Fede che unisce / Ed. by Leonardi, G., Trolese, F. G. B. Padova, 2002. P. 179-186.