Идеи постмодернизма как инструмент репрезентации социальной реальности в кинокартинах Л.И. Гайдая

Автор: Горьков А.Е.

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 2 т.22, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье представлено исследование идейной концепции творчества кинорежиссера Леонида Иовича Гайдая, оспаривая точку зрения, согласно которой его кинокартины лишены идей и являются «просто комедиями». На примере кинокартин «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Жених с того света», «Операция Ы» автор показывает соответствие типовых сюжетных и стилистических приемов кинокартин Л.И. Гайдая таким идеям философии постмодернизма, как гипертекстуальность, подчинение воли соблазну (потеря субъектности), властвование симулякров и постоянство встреч с ними, фокус на конкурирующих микронарративах. Проанализированы истоки и причины репрезентации Л.И. Гайдаем идей постмодернизма на материале социальной реальности в СССР 30-х и 50-х гг. ХХ века. Установлено, что популярность кинокартин Л.И. Гайдая обусловлена вызываемым при их просмотре эффектом катарсиса, когда при слиянии сознания зрителя с художественным образом происходит уменьшение или снятие тревоги, переживания конфликта, фрустрации. На приведенном материале из кинокартин Л.И. Гайдая и текстов представителей постмодернизма (Бодрийяр, Лиотар) показана закономерность разрушительных, вызывающих пессимизм тенденций проявления ситуации постмодерна в социальной реальности. Делается вывод о том, что популярность кинокартин Л.И. Гайдая как сразу после их выхода на большой экран, так и в настоящее время (эти картины демонстрируются по центральным телеканалам в праздничные и выходные дни) свидетельствует об актуальности идей постмодернизма как в советской, так и в постсоветской, современной социальной реальности.

Еще

Л. гайдай, постмодернизм, гипертекстуальность, симулякр, микронарративы, социальная реальность, кино

Короткий адрес: https://sciup.org/149143169

IDR: 149143169   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2023.2.7

Список литературы Идеи постмодернизма как инструмент репрезентации социальной реальности в кинокартинах Л.И. Гайдая

  • Аристотель 2006 - Аристотель. Метафизика. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.
  • Бодрийяр 2000 - Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000.
  • Демьяненко 2013 - Демьяненко С.Р. Феноменология юмора в творчестве Л.И. Гайдая в контексте инкорпорации ультралимитированной проблематики в социально-культурное пространство СССР 60-х гг. XX в. // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013. № 3 (35). С. 117-122.
  • Деррида 2000 - Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000.
  • Лиотар 2016 - Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 2016.
  • Новицкий 2017 - Новицкий Е. Леонид Гайдай. М.: Мол. гвардия, 2017.
  • Пигалев 2017 - Пигалев С.А. Философские основания постмодернистского понимания человека // Logos et Praxis. 2017. Т. 16, № 2. С. 6-15.
  • Скворцов 2007 - Скворцов Л.В. Постмодернизм как явление культуры // Россия и современный мир. 2007. № 3. С. 58-82.
  • Фицпатрик 2008 - Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы. М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН): Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2008.
  • Gane M. (ed.) 1993 - Gane M. (ed.). Baudrillard Live. Selected Interviews. L.: Routledge, 1993.
Еще
Статья научная