Идея преображения природы в концепции культуры Н.Ф. Федорова

Автор: Фадеенко И.В.

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 1, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается одна из важнейших идей философского учения Н.Ф. Федорова - идея преображения природы с помощью культуры. Раскрывается философско-культурологическая позиция философа, который основной целью культуры ставит проект воскрешения умерших и преодоления смертности ныне живущих. Философ настаивает на необходимости сознательной регуляции природных процессов человеком, в котором видит высший смысл и идеал космического развития человечества.

Культура, природа, человек, русский космизм, н.ф. федоров, воскрешение, патрофикация, цивилизация

Короткий адрес: https://sciup.org/14940708

IDR: 14940708

Текст научной статьи Идея преображения природы в концепции культуры Н.Ф. Федорова

This article deals with one of the main ideas of Fyodorov’s philosophic doctrine – the idea of nature transformation with the help of culture. The author considers cultural philosophic position of the philosopher, who believed that the main purpose of the culture is a project of resurrection of the deceased and overcoming of mortality of those who are alive. The philosopher insists on the necessity of deliberate regulation of natural processes by a person, which he considered to be the ultimate meaning and ideal of the cosmic development of the humanity.

Русский мыслитель, основоположник русского космизма Николай Федорович Федоров (1829–1903) в «философии общего дела» выдвинул положение о преобразовании физической сущности людей с помощью науки и техники. В учении Н.Ф. Федорова основная цель культуры состоит в том, чтобы упразднить смертность ныне живущих и воскресить умерших предков.

Человек начинается с того, что ставит себя в вертикальное положение, в наибольшей степени соответствующее его способности к творчеству, подчеркивал Н.Ф. Федоров. Человек рождается дважды, формируясь природой и созидая себя посредством культуры. В состоянии прямохождения он выработал органы самодеятельности и стал действующим существом. В этом положении люди открыли для себя небо и землю и их соотношение, перешли от охоты и звероловства к скотоводству, а также изобрели сельское хозяйство и ремесла. Используя их, человек уже не мог довольствоваться данными ему от природы свойствами, в его сознании зародились мысли «о том, что должно быть, чем должен быть и мир, и он сам. Вместе с органами действия и перемещения явилось сознание цели » [1, с. 689].

Человек должен управлять силами природы, отмечал ученый. Научиться этому можно у нее самой: ведь природа умеет то, чего не могут люди. «Человек у Федорова не только венец достигнутого природного развития, – пишет С.Г. Семенова, – но сам должен стать орудием обратного воздействия на породившую его природу для ее преображения и одухотворения» [2, с. 177]. Однако действие природы осуществляется несознательно, поскольку она не способна к разумному регулированию и обустройству мира. Тем не менее в современном мире люди не в полной мере реализуют свою способность к созидательному культуротворчеству. Действуя при помощи искусственных орудий, они развиваются на пути ограниченного, «машинного» отношения к себе и окружающему миру.

Философ утверждал, что неразумное устройство нашей жизни является следствием дисгармоничного отношения человека к миру природы, которая, будучи бессознательной, проявляет к нему свою враждебность. Надо навсегда исключить смерть из жизни человека, воскресив всех умерших предков, а для этого познать природу в такой степени, чтобы управлять ею. Обладающие разумом люди способны обуздать эту силу, установить во всем мироздании космическую гармонию и порядок.

Существующая до сих пор культура, отмечал русский мыслитель, содержала в себе попытки мнимого воскрешения, которыми человек не мог удовлетвориться. Так, лирика возникла из погребальных плачей, а скульптура старалась сохранить образы умерших. Тем самым люди пытались остановить бег времени и избежать неумолимой смерти, но существовавшее до сих пор искусство предлагало им всего лишь мнимое воскрешение. Неудовлетворенность этим, а также бедствиями и страданиями, вытекающими из внешнего объединения людей и их борьбы между собой, приводит их к сознательному объединению для победы над смертью и реальному воскрешению их предков [3, с. 172–175].

К сожалению, многое из созданного людьми не предотвращает, а, наоборот, приближает смерть. «В настоящее время все служит войне, нет ни одного открытия, которым не занимались бы военные в видах применения его к войне, нет ни одного изобретения, которое не постарались бы обратить для военных целей» [4, с. 13], – сетовал философ. Он призывал использовать военные изобретения исключительно в мирных целях. Только сознательная регуляция человеком природных процессов может решить вопрос об упразднении смерти, но для осуществления такой масштабной задачи люди должны объединиться.

Изменить окружающую его природу человек способен с помощью науки и искусства, подчеркивает Н.Ф. Федоров. Они суть инструменты для человека, в то время как религия есть его идеал. Но «ученые» люди отвергают такой идеал. Разделение на «ученых» и «неученых», говорит русский космист, напоминает разделение на богатых и бедных. Люди «неученые» увлечены работой, а люди «ученые» (к которым относятся философы и естествоиспытатели) больше любят размышления. Идеалом для него является союз «ученых» и «неученых», воплощенный в личностях, которые мыслят и претворяют свои идеи в жизнь.

Спасение человечества возможно тогда, когда посредством культуры люди достигнут высокого уровня познания и регуляции природы. При этом метеорическую, космическую регуляцию ученый связывал с регуляцией внутренней, психофизиологической. С помощью науки люди должны осуществить патрофикацию – воссоздать умерших предков и обеспечить им и себе бессмертие.

Для Н.Ф. Федорова всеобщее и полное спасение людей, живых и умерших, важнее такого спасения, при котором грешники обрекаются на вечные муки, а праведникам суждено вечное созерцание этих страданий. Однако учения, несовместимые с его проектом, не должны быть просто отброшены (отечественный мыслитель высказывался за сохранение всех результатов опыта человечества), а должны адаптироваться к нему посредством использования предыдущих образцов философского, религиозного и художественного мышления.

Следовательно, идейными основаниями проекта «философии общего дела» стали для Н.Ф. Федорова пересмотр некоторых положений христианского учения и критика теории прогресса, которой он противопоставил свое понимание культуры и истории: «…История есть всегда воскрешение , а не суд , так как предмет истории не живущие , а умершие , и, чтобы судить, нужно прежде всего… воскресить их, умерших…» [5, с. 135]. В решении этих задач религиозные объяснения (второе пришествие Христа и воскрешение во плоти мертвых праведников) сочетались с научными положениями и утопическими фантазиями (воссоздание тел всех умерших на атомарном и молекулярном уровнях и последующее оживотворение и одушевление их). «Соединение для воскрешения становится братотворением , душетворением , оживотворением …» [6, с. 136], – писал философ.

Всеобщее возрождение человечества предполагает решение вопроса о его рациональном расселении, которое Н.Ф. Федоров связывал с разумным использованием природных процессов на Земле и активным освоением космического пространства. «…Человеческая деятельность не должна ограничиваться пределами земной планеты» [7, с. 255], – подчеркивал он. Достигнув бессмертия, люди устремятся в Космос и заселят его просторы, создав «небесные обители». Следовательно, культура затрагивает не только жизнь и деятельность людей, но и ту часть Вселенной, которая непосредственно влияет на человечество.

Н.Ф. Федоров фиксировал разлад культуры и цивилизации. Цивилизация, утверждал он, как культура промышленно-торговая , предполагает хищничество одних и равнодушие других. В этих условиях человек – истребитель себе подобных и хищник слепой природы. Современный прогресс, носящий механический и бездуховный характер, не способен преодолеть зооморфическое состояние сообщества людей, подчиненных слепым силам природы, борющихся за выживание посредством подавления и уничтожения соперников. «Промышленная цивилизация, если она верна себе и последовательна, – отмечал русский мыслитель, – может ценить прошедшее лишь в смысле утилизации и эксплуатации его настоящим» [8, с. 697]. Философ отрицает такое состояние общества, при котором ради приобретения «наибольшей суммы наслаждений» от обладания материальными благами люди реально получают «наибольшую сумму страданий», физических и духовных.

Итак, в концепции культуры Н.Ф. Федорова содержатся следующие идеи: человечество должно регулировать процессы природы для благополучия людей и упразднения смерти как самого высшего зла; целью культуры является достижение возможности физического бессмертия; в ходе культурной деятельности людям (в основном «ученым») надо стремиться к физическому воскрешению предков, а не только к мнимому воскрешению умерших при помощи искусства. В этом и состоит высший смысл и идеал космического развития человечества, цель человека на пути уподобления Богу и выполнения Его заповедей.

Ссылки:

  • 1.    Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 2008.

  • 2.    Семенова С.Г. Николай Федоров: Творчество жизни. М., 1990.

  • 3.   См.: Федоров Н.Ф. Указ. соч. С. 172–175.

  • 4.   Там же. С.13.

  • 5.    Федоров Н.Ф. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т. е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства // Федоров Н.Ф. Собрание сочинений : в 4 т. М., 1995. Т. 1.

  • 6.   Там же. С.136.

  • 7.   Там же. С.255.

  • 8.    Федоров Н.Ф. Философия общего дела. С. 697.

Список литературы Идея преображения природы в концепции культуры Н.Ф. Федорова

  • Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 2008.
  • Семенова С.Г. Николай Федоров: Творчество жизни. М., 1990.
  • Федоров Н.Ф. Указ. соч. С. 172-175.
  • Федоров Н.Ф. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т. е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства//Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4 т. М., 1995. Т. 1.
  • Федоров Н.Ф. Философия общего дела. С. 697.
Статья научная