Идея социального равенства в древнееврейской культуре и ее неокантианская рецепция

Автор: Белянская Л.В., Матушанская Ю.Г.

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 1 (11), 2010 года.

Бесплатный доступ

Рассмотрена проблема социального равенства в древнееврейских текстах. Изучены особен- ности восприятия библейской идеи равенства в связи с социальной практикой движения зелотов. Исследована специфика неокантианской рецепции идеи равенства в поздней философии Г. Когена.

Социальное равенство, социализм, иудаизм, древнееврейская культура, зелоты, неокантианство, герман коген

Короткий адрес: https://sciup.org/14974926

IDR: 14974926

Список литературы Идея социального равенства в древнееврейской культуре и ее неокантианская рецепция

  • ПРИМЕЧАНИЯ
  • Литература (особенно научнопопуляр-ная) на эту тему чрезвычайно обширна; отметим лишь одну из сравнительно недавних нашумевших научных работ, где этот тезис абсолютизирован и положен в основу исследования; она принадлежит известному российскому ученому, профессору А.Ю. Милитареву, который рассматривает библейскую концепцию человека как уни-версалистскую и предлагает именовать ее «адамизмом» (см.: [8]).
  • Революционность иудейского восстания особо подчеркивали те исследователи, которые сами имели отношение к революционной борьбе своего времени (см.: [6, с. 271]). Представление о зелотах как о революционной группе, желающей установления социального равенства, господствовало в советской науке в соответствии с марксистской философией истории (см.: [3, с. 179; 9])
  • Следует отметить, что специфика нео-кантианского понимания социализма, как оно представлено в трудах последователей Г. Когена К. Форлендера, Л. Вольтмана, К. Шмидта и др., может объясняться и тем, что они пытались пред-ложить интеллектуальному сообществу и поли-тикам «безопасный социализм», осуществление которого перенесено в неопределенное будущее и не предполагает революционных потрясений в настоящем. Этот социализм, построенный на этических принципах солидарности, оказался приемлемой альтернативой пугающему «вне-этическому» социализму европейских марксистов второй половины XIX в. (см. такую трак-товку в работе [7]).
  • Список литературы
  • Бадью, А. Апостол Павел. Обоснование универсализма/А. Бадью; пер. с фр. О. Головой. -М.; СПб.: Московский философский фонд: Университетская книга, 1999. -94 с.
  • Бадью, А. Обстоятельства, 4. Что именует имя Саркози?/А. Бадью; сост., пер. с франц. и примечания С. Л. Фокина. -СПб.: Академия исследования культуры, 2008. -192 с.
  • Бокщанин, А. Г. Социальный кризис римской империи в I в. н. э./А. Г. Бокщанин. -М.: Изд-во МГУ, 1954. -238 с.
  • Гурлянд, А. Герман Коген и его философское обоснование еврейства: Критический очерк/А. Гурлянд. -Пг.: Типография Л.Я. Ганзбурга, 1915. -110 с.
  • Жижек, С. Хрупкий Абсолют, или Почему стоит бороться за христианское наследие/С. Жижек; пер. с англ. В. Мазина. -М.: Художественный журнал, 2003. -178 с.
  • Каутский, К. Античный мир, иудейство и христианство/К. Каутский. -СПб.: Шиповник, 1909. -410 с.
  • Коновалова, Л. В. Кантианство и этический социализм/Л. В. Коновалова//Кант и кантианцы: Критические очерки одной философской традиции. -М.: Наука, 1978. -С. 317-358.
  • Милитарев, А. Воплощенный миф. «Еврейская идея» в цивилизации/А. Милитарев. -М.: Наталис, 2003. -256 c.
  • Ранович, А. В. Социальная революция в Иудее в 66-73 г./А. В. Ранович//Вестник древней истории. -1937. -№ 1. -С. 126-132.
  • Сокулер, З. А. Герман Коген и философия диалога/З. А. Сокулер. -М.: Прогресс-Традиция, 2008. -312 с.
  • Cohen, H. Kants Begruendung der Ethik/H. Cohen. -2 Aufl. -Berlin: Bruno Cassirer, 1910. -328 S.
  • Cohen, H. Der Naechste/H. Cohen. -Berlin: Schocken Verlag, 1935. -84 S.
  • Cohen, H. Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums/H. Cohen. -Wiesbaden: Fourier Verlag, 1978. -630 S.
  • Josephus, Flavius. Flavii Josephi Opera. Edidit et apparatu critico instruxit Benedictus Niese/Josephus Flavius. -Berolini: Apud Weidmannos, 1887-1895. -7 v.; 22 cm.
  • Žižek, S., Milbank, J. The Monstrosity of Christ: Paradox or Dialectic?/S. Žižek, J. Milbank; еd. by Cr. Davis. -Cambridge, MA: MIT, 2009. -312 p.
Еще
Статья научная