Идея спасения в поэме П.Б. Шелли “Маскарад анархии”
Автор: Жилина Наталья Павловна, Дорофеева Людмила Григорьевна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Зарубежные литературы
Статья в выпуске: 4 (47), 2018 года.
Бесплатный доступ
Предпринятый в статье анализ художественной структуры направлен на выявление скрытых глубинных смыслов, что приводит к обнаружению важнейших специфических особенностей мировоззрения поэта - в этом состоит новизна подхода. В сюжетной организации поэмы выявляются центральные оппозиции сон - пробуждение, свобода - рабство, свет - мрак и рассматриваются способы их реализации в тексте. Дается анализ семантики художественных образов на символическом, мифопоэтическом и библейском уровнях. Устанавливается, что благодаря наличию двух групп аллегорических фигур создается в целом амбивалентный образ Англии, где под прикрытием сурового закона скрывается подлинная анархия, разлагающая общество изнутри, провоцирующая политическое противостояние, несущая нравственный хаос и ведущая страну к гибели. Согласно выводам, главной в произведении является идея спасения, которая воплощается в образе Свободы, путь к ней пролегает через Мир (как противоположность войне и любому насилию) и возможен только с помощью Надежды, Любви и Мудрости, т.е. тех же самых ценностных ориентиров, что и в христианской философии. Особую роль выполняет в сюжете Лик - уникальный природномистический образ, противодействующий злу. С другой стороны, Смута-Анархия, синонимичная Хаосу, противоположна Свободе, без которой невозможны ни Красота, ни Гармония - а именно они, по мысли Шелли, должны царствовать и в природе, и в обществе, и в душе каждого человека.
Шелли, маскарад анархии, сюжетные оппозиции, сон, пробуждение, свобода, рабство, свет, спасение
Короткий адрес: https://sciup.org/149127104
IDR: 149127104 | DOI: 10.24411/2072-9316-2018-00075
Список литературы Идея спасения в поэме П.Б. Шелли “Маскарад анархии”
- Баркли У. Толкование Откровения Иоанна / пер. с англ. Вашингтон, 1987.
- Вовк О.В. Энциклопедия знаков и символов. М., 2006.
- Дьяконова Н.Я., Чамеев А.А. Шелли. СПб., 1994.
- Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. М., 1960.
- Мень А. Читая апокалипсис. Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова. М., 2000.
- Неупокоева И.Г. Революционный романтизм Шелли. М., 1959.
- Тресиддер Дж. Словарь символов / пер. с англ. С. Палько. М., 1999.
- Шелли П.Б. Маскарад Анархии // Шелли П.Б. Избранное / пер. с англ. М., 1962. С. 138-153.
- Flegg C.G. An Introduction to Reading the Apocalypse. Crestwood, NY, 1999.
- Kriston L.S. Words, Ideas, and Revolution: Political Engagement in Shelley’s Poetry. Ann Arbor, 2006.
- Kuiken K. "Shelley's Mask of Anarchy" and the Problem of Modern Sovereignty // Literature Compass. 2011. Vol. 8. Issue 2. P. 95-106. URL: http://onlinelibrary. wiley.com/ (accessed 25.11.2018). x/full
- DOI: 10.1111/j.1741-4113.2010.00773
- Paley M.D. Apocapolitics: Allusion and Structure in Shelley’s «Mask of Anarchy». Huntington Library Quarterly. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1991. Vol. 54. № 2 (Spring). P. 91-109.
- Reiman D.H., Fraistat N. (eds). Shelley’s Poetry and Prose. New York, 2002.
- Shelley P.B. The Mask of Anarchy: Written on the Occasion of the Massacre at Manchester. URL: http: // knarf.english.upenn.edu/PShelley/anarchy.html (accessed 9.04. 2017)
- Stroup W.J. Shelley and The Nature of Nonviolence. Ann Arbor, 2000.