Идеологический фактор подготовки военных кадров в Республике Беларусь
Автор: Храмцова Ф.И., Полетаев С.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Политология
Статья в выпуске: 4-3 (43), 2020 года.
Бесплатный доступ
Раскрыты детерминанты новых целей и содержания идеологии подготовки военных кадров в высших учебных заведениях Республики Беларусь. Научно обоснованы идеологические приоритеты образовательной деятельности в военных вузах страны с учетом институционализации новой Военной доктрины Союзного государства. Сформулированы функции идеологии в сфере современного военного образования. Проанализированы модификации «надгосударственности» в сфере оборонной политики. Раскрыты актуальные направления формирования патриотической культуры обучающихся в условиях новых угроз безопасности.
Идеология, государство, военная доктрина, безопасность, интеграция, военные кадры, сознание, патриотическая культура
Короткий адрес: https://sciup.org/170190786
IDR: 170190786 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10401
Текст научной статьи Идеологический фактор подготовки военных кадров в Республике Беларусь
Глобальные изменения, происходящие на международной арене, новые виды угроз безопасности национальных государств закономерно отражаются в идеологических аспектах подготовки военных кадров в Республике Беларусь. Такой подход к постановке проблемы идеологии военного образования требует научное обоснование ряда детерминант трансформаций в военно-политической сфере, на уровне взаимообусловленных факторов:
-
- глобализации как движущей силы всеобщих и страновых экономических, финансовых, социальных, духовных кризисов; стратегической нестабильности международной политической системы; нарастания информационно-сетевого конфликтного потенциала; угроз неконтролируемых извне ядерных технологий; терроризма и религиозного экстремизма; транснациональной преступности;
-
- конкуренции стран за территории, ресурсы, рынки сбыта, контроль над глобальной и транснациональной логистикой, за новый миропорядок в условиях кризиса силовой модели США, стран Запада; за выработку стратегии формирования полицентричной структуры международной безопасности;
-
- трансформации видов угроз безопасности национальных государств, интеграционных образований; интенсификации технологий регионализации, локализации и масштабирования информационных, когнитивных и гибридных войн, угрозы их перехода в «точечные глобальные войны»; милитаризации приграничных периметров ряда государств.
В таких условиях многократно возрастает роль факторов национальной и пограничной безопасности страны, что детерминирует идеологический фактор профессиональной подготовки кадров в высших военных заведениях. Общеизвестно, что во все исторические эпохи феномен идеологии в военном деле, как искусстве возможного, не утрачивал определяющую роль. В этой связи показательно изречение Н. Макиавелли о роли идейного воздействия на сознание воинов: «Никогда не веди войска в бой, пока ты не внушил им уверенности в себе и не убедился, что они вполне благоустроены и не боятся врага. Никогда не начинай сражения, если ты не знаешь, что войска верят в победу» [1, с. 296]. В общественно-политической науке общепризнана факторная роль идеологии в укреплении основ государственности. Рассматривая сущность государства как верховного института власти в обеспечении национальных интересов, методологическое значение имеет доктрина как идеологическое ядро политической системы, особый вид идеологии государства, реализуемой в сфере военной обороны и в целях военного образования, технологиях обучения. Данное обстоятельство означает интенсивное влияние феномена идеологии на рост политического сознания, политической культуры и профессиональных компетенций обучающихся в военных учебных заведениях.
Для раскрытия указанных подходов следует определиться с сущностью дефиниций доктрина, военно-политическая доктрина. Анализ показывает, что эти понятия применяются в тождественном значении [3-8]. Здесь предпринята дифференциация идейно-понятийного ряда. Развернутое определение понятия доктрина дано В.Ф. Халиповым в работе «Энциклопедия власти»: «Доктрина - (doctrine, от лат. doctrina – учение, обучение, наука) – учение, научная или философская теория, система; руководящий теоретический или политический принцип или документ. Нередко доктрины получают названия по конкретным, но весьма масштабным сферам, отраслям, областям деятельности: государственная, национальная, военная, политическая, международная и т.д. <….> Те или иные доктрины в разных странах отличаются своей четкостью, определенностью, незыблемостью, требованием следовать им неукоснительно» [2, с. 510]. Военно-политическая доктрина – система руководящих принципов стратегической обороны, защиты национальных интересов, определяющих правопорядок, стратегии и способы реализации. Система военнополитических принципов закрепляется на уровне конституции, концептуальнопрограммных документов, политических лидеров. Все перечисленное регламентирует цели, содержание, сроки, средства и полномочия субъектов военной политики. При этом военно-политическая доктрина предписывает ценностные эталоны, нормы действий легитимных субъектов на всей территории государства.
Понимая доктрину как генеральный план государственного строительства, обоснованно рассматривать идеологию государства как особый инструмент достижения стратегий, заявленных в военной доктрине, которые закреплены на уровне институциональных механизмов. Идеология государства выступает одновременно как общественно-политическая теория, практика и инструмент военнополитической доктрины. Идеология военного образования понимается как ценностно-ориентационный способ реализации образовательной практики формирования системы научного мировоззрения обучающихся, адекватного отношения к угрозам военной безопасности и патриотической культуры.
Вместе с тем, новыми аспектами идеологии в сфере военного образования выступают феномен модификации «надгосударственности» России и Беларуси, сконцентрированной в динамике, темпах интеграционной политики Союзного государства. В частности, ландшафт интеграционного контекста строительства Союзного государства претерпевает трансформационные изменения по всем стратегическим параметрам, как по экономическому, социокультурному, так и по политическому, оборонному, научно-технологическому, другим. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко настойчиво подчеркивает необходимость сохранения стратегической устойчивости, скоординированного сотрудничества [9]. Позиция А.Г. Лукашенко совпадает с оценкой Президента России В.В. Путина: «За два десятилетия союзного строительства государствам удалось наладить торгово-экономические связи, укрепить сотрудничество в научнотехнической, оборонной, образовательной, культурной, других областях» [10]. Показателен факт совместной разработки новой редакции Военной доктрины Союзного государства, проведены процедуры законодательных регламентаций стран-участниц. Определены превентивнооборонительные принципы новой Военной доктрины Союзного государства, в частности, территориальной неприкосновенности государств; взаимной защиты сувере- нитета государств-участников Союзного государства; обеспечения стратегической стабильности. Интеграционную основу методологии составляют политические приоритеты Военной доктрины Российской Федерации (2015) и Военной доктрины Республики Беларусь (2016).
Из этого следует вывод: новая редакция Военной доктрины Союзного государства призвана стать идеологическим ориентиром образовательной подготовки военных кадров как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации; методологическим принципом преподавания военногуманитарных и специальных военных дисциплин; целевой детерминантой актуализации образовательных программ подготовки военных кадров; фактором военно-стратегической стабильности регионов и Союзного государства.
Преобразовательный потенциал государственной идеологии в системе военного образования реализуется посредством ряда функций: ориентационно-мировоззренческой, познавательной, идейновоспитательной, мотивационной, конатив-ной. Ориентационно-мировоззренческая функция как инструмент идеологического воздействия обоснована в работах Т. Жиро: «Политическое сознание рождается как следствие мировоззрения. Последнее же, не в последнюю очередь, связано и с идеологическими убеждениями. Идеология побуждает к действию, формирует активных защитников национальных интересов, делает понятными пути достижения цели. Отсюда и ее популярность в периоды смут, социальной апатии» [11, с. 420]. Познавательная функция идеологии профессиональной подготовки обеспечивает формирование системы знаний о военно-правовых основах национальной государственности, механизмах военной безопасности. Воспитательная функция государственной идеологии означает идейно-политическую подготовку военных кадров, формирование патриотизма как источника выполнения воинского долга. По сути, идеология государства составляет концентрированное содержание военно-политического воспитания военных кадров, особенно в условиях возрастания рисков и угроз пограничной безопасности Беларуси как западного форпоста общей безопасности стран-участниц Союзного государства.
Военная и пограничная безопасность как комплексное понятие, по мнению Президента Республики Беларусь А.Г Лукашенко, - это важнейший приоритет государственной политики, тогда как патриотизм военнослужащего - это «фундамент государственного здания» суверенной Беларуси [12]. Политико-идеологическая актуальность ведущего приоритета формирования патриотизма у обучающихся военных вузов сегодня чрезвычайно высока. Во-первых, возрос порог усложнения приграничной ситуации Беларуси как транзитной страны в условиях перманентности вызовов и угроз национальной безопасности. Во-вторых, масштаб Национального проекта Открытой архитектуры Беларуси (Безвизовый въезд, Экономический пояс Шелкового пути как новая платформа военно-экономического роста) выдвигает задачу укрепления идеологического базиса органов пограничной службы в системе подготовки кадров как фактора национальной безопасности. В-третьих, модернизация пограничной службы как института военной безопасности Беларуси - это не только переоснащение комплексов инженерно-технических сооружений, внедрение ряда систем коммуникаций пограничных периметров, но и обновление методов идейно-воспитательной, информационно-идеологической и социальной работы с различными категориями военнослужащих в целях укрепления морального духа, патриотизма, национальной идентичности в условиях глобальных угроз. В-четвертых, игнорирование назревших социально-экономических проблем военнослужащих, негативных явлений исполнения службы, воинского долга, недооценка понижения патриотического состояния военнослужащих - чревато необратимостью деструктивных процессов в условиях угроз безопасности.
Отсюда следует вывод: идеологическим приоритетом подготовки военных кадров в системе высшего образования является формирование патриотизма у обучающих- ся военных вузов как волевого субъекта безопасности, средствами проектирования эмотивных, когнитивных, конативных, идентификационных, интенциональных качеств структуры личности. В рамках формирующейся институциональной теории патриотизма как направления военнополитической социологии, установлены детерминации понятий: патриотизм, патриотическая культура, менталитет общества, патриотическое воспитание, патриотическое сознание и патриотическая деятельность. В частности, патриотическая образовательная деятельность в военном вузе в контексте закономерностей военнополитической социологии включает синтез компонентов:
-
1) мировоззренческий (взгляды, установки, ориентации, ценности, убеждения, идеалы ценностного отношения к Отечеству, истории, народу);
-
2) нравственно-эмотивный (чувства, отношения, привязанность, детерминирующих любовь к Родине, народу, традициям, культуре);
-
3) конативный (волевая готовность к защите своего народа, ценностей, государства, самопожертвованию), детерминирующий волевую деятельность на разных социальных уровнях;
-
4) интенциональный (смысловой образ патриотической деятельности посредством восприятия, оценки, выражения чувств, внутренних переживаний).
Идеология образовательного процесса в военном вузе включает задачу формирова- ния патриотической аксиосферы личности военнослужащего в трех субъектных ас- пектах:
-
1) военной безопасности;
-
2) национальной безопасности;
-
3) повседневной безопасности.
Специфика патриотической аксиосферы военнослужащего состоит в развитии ценностного отношения личности к Отечеству, воинскому долгу, воинской службе, социально одобряемому поведению. Как показывает практика формирования патриотизма военных кадров в системе высшего образования в Республике Беларусь, в основу военного образования положена концепция формирования патриотических ценностей как методологический принцип воспитания духовной воли личности к государственной цели национальной безопасности на 3-х уровнях:
-
1) государственном – развития у обучающихся национальной, военнополитической идентичности, повышения качества боевой готовности, воинской чести, совершенствования политики социальной защиты военнослужащих;
-
2) регионально-локальном – идеологической и политической социализации военных кадров, обеспечения непрерывного военного образования, управления военной карьерой военнослужащего; повышения нравственности, культуры;
-
3) местно-поселенческом – воспитания воинской чести, ответственности военнослужащего по месту обучения, службы, в социуме, семье, медиасреде.
Список литературы Идеологический фактор подготовки военных кадров в Республике Беларусь
- Макиавелли, Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. / Пер. с итал. - М.: Мысль, 1996. - 296 с.
- Халипов, В.П. Энциклопедия власти - М.: Академический проект; Культура, 2005.
- Althusser, L. Ideologeie et Appareils ideologiques d'Etat. "La Pensee". (P) - 1970. - №151. - P. 3-38.
- Bell, D. The End of Ideology. On the Exhaustion of Political Ideas in Fifties. Giencoe, 1960, p. 374.
- Манхейм, К. Диагноз нашего времени: Пер. с нем. и анг. - М.: Юрист, 1994. - С. 54-55.