«Идеологизация» православия в позднесоветском атеистическом дискурсе Украинской ССР (вторая половина 1980-х гг.)

Бесплатный доступ

Общественный дискурс, в рамках которого на постсоветском пространстве выстраиваются взаимоотношения социума и Православной Церкви, генетически связан с позднесоветским атеизмом. В специальных исследованиях анализу подвергались в основном внешние формы бытия атеистической идеологии в СССР. В настоящей работе на материалах центрального ежегодника по научному атеизму в Украинской ССР прослеживаются внутренние мотивы атеистической интеллигенции, которые определяли постепенный переход к идейному освоению православия на принципах атеистического мировоззрения. Смысл данного процесса заключался в максимальном освобождении православия от его богословского содержания. В историческом контексте это осуществлялось благодаря рассмотрению православия исключительно как придатка идеологии господствующих классов. Относительно внешних форм реализации религиозности, в православии выделялись те пласты, которые были непосредственно связаны с укладом обыденной жизни, народной стихией. Проводилась мысль о том, что богословие не играет значимой роли в реализации религиозности для основной массы православных. Неприятие богословия, стремление маргинализировать его в рамках позднесоветского атеистического дискурса о православии были направлены на то, чтобы сделать выхолощенные формы православия комплементарными по отношению к гуманистической положительной программе позднесоветского атеизма.

Еще

Атеизм, идеология, православие, украинская сср, перестройка, «вопросы атеизма», интеллигенция, секуляризация, обряды, богословие

Короткий адрес: https://sciup.org/140303085

IDR: 140303085   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2023_4_89

Список литературы «Идеологизация» православия в позднесоветском атеистическом дискурсе Украинской ССР (вторая половина 1980-х гг.)

  • Басаури Зюзина А. М., Киселев О. С. Сборник «Вопросы атеизма» как источник по истории советского религиоведения // Религиоведческие исследования. 2016. №2 (14). С. 202-212.
  • Беленко Т.И. Несостоятельность православно-богословской оценки введения христианства на Руси // Вопросы атеизма. 1986. Вып. 22. С. 3-10.
  • Билецкая Л. В. Критика православной концепции соотношения веры и убеждения в религиозном мировоззрении // Вопросы атеизма. 1986. Вып. 22. С. 113-118.
  • Глушак А. С. Критика религиозной интерпретации введения христианства на Руси // Вопросы атеизма. 1986. Вып. 22. С. 10-17.
  • Дубовенко Н. Ф. Социалистическая обрядность — важное средство формирования научного мировоззрения молодежи // Вопросы атеизма. 1985. Вып. 21. С. 92-71.
  • Заглада А.А. Методологические аспекты критики современного православия // Вопросы атеизма. 1986. Вып. 22. С. 51-58.
  • Зоц В. А. Атеистический потенциал новой социалистической обрядности // Вопросы атеизма. 1985. Вып. 21. С. 10-20.
  • Калинин Ю.А. Критика философского обоснования мировоззренческих основ православия // Вопросы атеизма. 1986. Вып. 22. С. 58-64.
  • Калинин Ю. А., Карасевич А. А. Преодоление религиозных пережитков — важный фактор становления советской обрядности // Вопросы атеизма. 1985. Вып. 21. С. 54-59.
  • Курилов В.А. Советская модель секуляризации: политическое и правовое регулирование свободы совести в СССР (вторая половина ХХ века) / Отв. ред. В. А. Егоров. СПб.: Изд-во РХГА, 2022. 344 с.
  • Лубский В.И. Модернизация православных концепций войны и мира // Вопросы атеизма. 1987. Вып. 23. С. 92-98.
  • «Наука о религии», «Научный атеизм», «Религиоведение»: актуальные проблемы научного изучения религии в России XX — начала XXI в.: коллективная монография / К. М. Антонов [и др.]; [науч. ред.: К. М. Антонов, С. А. Воронцов]. 2-е изд. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. 263 с.
  • Новохацкая Л.П. Методологическое значение ленинской оценки роли православного клерикализма в самодержавной России // Вопросы атеизма. 1986. Вып. 22. С. 17-24.
  • Огневая Е. В. Союз церкви и самодержавия в борьбе против свободомыслия // Вопросы атеизма. 1986. Вып. 22. С. 24-31.
  • Панич О. Науковий ате'1'зм як культурна система // Украшське релтезна-вство. 2015. №76. С. 21-35.
  • Пархоменко Н. Т. Влияние советской обрядности на преодоление религиозности в сфере семейно-бытовых отношений // Вопросы атеизма. 1985. Вып. 21. С. 47-54.
  • Пехота Г.И. Критика православно-богословских представлений о женщине в прошлом и настоящем // Вопросы атеизма. 1986. Вып. 22. С. 78-85.
  • Радченко В.А. Общественное мнение и становление новых традиций // Вопросы атеизма. 1985. Вып. 21. С. 65-71.
  • Романова Н. С. Значение социалистической обрядности для преодоления религиозного мировоззрения // Вопросы атеизма. 1985. Вып. 21. С. 59-65.
  • СаухП.Ю. Православная мораль: методологические принципы ее критики // Вопросы атеизма. 1986. Вып. 22. С. 85-92.
  • Смолкин В. Свято место пусто не бывает. История советского атеизма. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 552 с.
  • Суярко В.А. Наступательная активность научного атеизма // Вопросы атеизма. 1987. Вып. 23. С. 67-74.
  • Танчер В. К. Советская обрядность: становление и развитие // Вопросы атеизма. 1985. Вып. 21. С. 3-10.)
  • Терещенко Ю. И. Диалектика критического и позитивного в атеистической контрпропаганде // Вопросы атеизма. 1989. Вып. 25. С. 44-50.
  • Ткаченко Н.В. Модернистское истолкование отношения «человек — бог» в современном православии // Вопросы атеизма. 1986. Вып. 22. С. 71-77.
  • Филоненко Н.В. Несостоятельность богословской идеи «непреходящего» значения православия // Вопросы атеизма. 1986. Вып. 22. С. 128-132.
  • Фурсин И. И. Социалистическая и религиозная обрядность — противоположные типы практически-духовного освоения мира // Вопросы атеизма. 1985. Вып. 21. С. 40-47.
  • Шуба А.В., Солонько Н.В. Единство интернациональной и атеистической функций социалистических традиций, праздников и обрядов // Вопросы атеизма. 1985. Вып. 21. С. 34-40.
  • ЭлбакянЕ.С. Феномен советского религиоведения // Религиоведение. 2011. №3. С. 141-162.
  • Янченко Л. В. О научном подходе к оценке церковного искусства // Вопросы атеизма. 1986. Вып. 22. С. 92-95.
Еще
Статья научная