Игровой принцип сказочной поэтики Людмилы Петрушевской
Автор: Мехралиева Гюльнара Ашрафовна
Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro
Статья в выпуске: т.4, 2016 года.
Бесплатный доступ
Объектом внимания автора статьи является художественный принцип игры в сказочном творчестве Л. С. Петрушевской. Игра знаменует присутствие в сказках писательницы постмодернистских тенденций. Игровой принцип в этих произведениях Петрушевской охватывает все уровни текста. Он реализуется на языковом уровне: в использовании языковой игры (ярче всего проявляется в цикле «Лингвистические сказочки», которые написаны авторскими неологизмами), а также в трансформации традиционных сказочных формул, в «оживлении» буквального смысла фразеологизмов. На уровне мотивов и сюжета игра возникает в сказках как театрально-сценическое действо (сказки «Белые чайники», «Верба-хлест»), игра детей или взрослых, играющих в детские игры (цикл «Приключения Барби», кукольный роман «Маленькая волшебница», «Сказка о венике и палке»). Сказки Людмилы Петрушевской, погружающие читателя в игровой мир - от игры словом до игры как принципа жизни, представляют собой пример адаптации литературной сказки в новом времени.
Детская литература, литературная сказка, людмила петрушевская, игра, постмодернизм
Короткий адрес: https://sciup.org/14748994
IDR: 14748994 | DOI: 10.15393/j9.art.2016.3761
Список литературы Игровой принцип сказочной поэтики Людмилы Петрушевской
- Богданова О. В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы ХХ века -начало ХХI века). -Санкт-Петербург: Филол. фак-т СПбГУ, 2004. -716 с.
- Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. -Москва: Постум, 2015. -240 с.
- Вундт В. Фантазия как основа искусства: пер с нем. -Санкт-Петербург-Москва: Издание т-ва М. О. Вольфа, 1914. -146 с.
- Громова М. И. Сказка в творчестве Л. С. Петрушевской//Литературная сказка. История, теория, поэтика: сб. ст. и материалов. -Москва: Московский гос. пед. ун-т, 1996. -С. 78-81.
- Ефимова Н. Мотив игры в произведениях Л. Петрушевской и Т. Толстой//Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. -1998. -№ 3. -С. 60-71.
- Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. -Москва: Интрада, 1998. -256 с.
- Липовецкий М. Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-80-х годов). -Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1992. -184 с.
- Маньковская Н. Б. Постмодернизм//Культурология, ХХ век. Энциклопедия: в 2 т. -Санкт-Петербург: Университетская книга, 1998. -Т. 2. -С. 130-132.
- Маркова Т. Н. Формотворческие тенденции в прозе конца XX века: дис. … д-ра филол. наук. -Челябинск, 2005. -379 c.
- Неёлов Е. М. Сказка и литература: судьба Царевны-лягушки. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2011. -130 с.
- Славова М. Т. Игра и игровое начало в беллетристике для детей//Проблемы детской литературы. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1987. -С. 50-57.
- Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: пер. с нидерл. -Москва: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. -464 с.
- Эпштейн М. Н. Постмодерн в русской литературе: учеб. пособие для вузов. -Москва: Высш. шк., 2005. -495 с.