Икона в контексте духовно-эстетического диалога России и Запада

Автор: Губарева Оксана Витальевна

Журнал: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии @theology-spbda

Рубрика: Культурология

Статья в выпуске: 4 (12), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье актуализируется тема эстетического видения, имеющего фундаментальное, онтологически-нравственное значение для формирования человеческой личности, ее отношения к миру, аксиологической иерархии и национальной идентичности. В контексте указанной темы поднимаются вопросы, касающиеся церковного искусства и влияния на него западноевропейской эстетической мысли. Показано, что в условиях стремительного развития визуальной культуры, когда зрительные образы становятся наиболее агрессивными проводниками идеологии трансгуманизма, дегуманизации и дехристианизации общества, проблема красоты церковного искусства и ее миссионерских возможностей приобретают сущностное значение не только для Церкви, но и для всей современной культуры.

Еще

Образно-эстетическая целостность, иконописная эстетика, искусство иконы, визуальный интеллект, понимание прекрасного, современная иконопись, теория познания

Короткий адрес: https://sciup.org/140294903

IDR: 140294903   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2021_4_146

Список литературы Икона в контексте духовно-эстетического диалога России и Запада

  • Аверинцев С. С. Свидетельство красотой. Лентелефильм, 1990 // URL: https:// www.youtube.com/watch?v=uch-gFx9TVg (дата обращения 18.03.2020).
  • Алпатов М.В. Вопросы изучения и истолкования древнерусского искусства // Искусство. 1967. № 1. С. 64-70.
  • Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М., 2002. 540 с.
  • Бычков В. В.К философии Лексикона // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред. В. В. Бычкова. М., 2003.
  • Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: Путь к истине, 1991. 406 с.
  • Грилихес Л., прот. Шестоднев в контексте Священного Писания // Альфа и Омега. 2005. № 2. С. 14-28.
  • Грищенко А.В. Вопросы живописи. [Вып. 3]. Русская икона как искусство живописи. М.: Изд. А. Грищенко, 1917.
  • Губарева О. В. Иконопись как зримое воплощение ценностных ориентиров русского народа и русской государственности // Фундаментальные основания государственной культурной политики России: историко-философский аспект / А. Л. Казин и др. СПб., 2017. С. 74-132.
  • Губарева О. В. Культурологический анализ интерпретационных моделей иконописи в контексте богословско-эстетической целостности: дисс. ... канд. культурологии. СПб., 2013. 170 с.
  • Губарева О. В. Божья Матерь в Ее иконах: опыт художественно-богословского анализа. М.: Паломник, 2006. 158, [1] с.
  • Губарева О.В. Михаил Алпатов об искусстве иконы: особенности метода // Временник Зубовского института. 2019. Вып. 1 (24). С. 83-98.
  • Губарева О. В. Образно-стилистический метод анализа икон: научная актуальность // Вестник РХГА. 2014. № 1. С. 261-267.
  • Жидков Г.В. Московская живопись середины XIV века. М.: РАНИОН, 1928.
  • Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. Paris: YMKA-PRESS, 1950.
  • Кызласова И. Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России (Ф. И. Буслаев, Н. П. Кондаков: методы, идеи теории). М., 1985.
  • Логинов Н. И., Спиридонов В. Ф. Воплощенное сознание как современный тренд развития когнитивной психологии // Вестник СПбГУ. Психология и педагогика. 2017. Т. 7. Вып. 1. С. 25-42.
  • Мазур Н. Исследования визуальной культуры: история и предыстория // Искусствознание. 2018. № 1. С. 10-51.
  • Муратов П. П. Открытия древнерусского искусства. 1923 г. // Его же. Ночные мысли. Эссе, очерки, статьи 1923-1934гг. / Сост. Ю. П. Соловьёв. М.: Прогресс, 2000. С. 47-67.
  • Носкова Л. В. Идея Логоса в русской и западноевропейской культуре: по работам С.Н. Трубецкого и В.Ф. Эрна: дисс. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2011. 162 с.
  • Опубликована резолюция конференции «Христианский образ и сакральное пространство» // Православие^^ URL: https://pravoslavie.ru/122943.html (дата обращения: 06.09.2021).
  • Осташенко Е.Я. «Успение» — храмовая икона Успенского собора Московского Кремля. К вопросу о развитии живописи Москвы во второй половине XV в. // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря: сб. статей. М.: Северный Паломник, 2005. С. 40-64.
  • Осташенко Е.Я. Андрей Рублёв. Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV — первой трети XV века. М.: Индрик, 2005.
  • Преображенский В., свящ. Преподобный Феодор Студит и его время. М., 1897. 356 с.
  • Раевская Н. Ю. Священные изображения и изображения священного в христианской традиции. СПб.: Сатис, 2011.
  • Феодор Студит, прп. Против иконоборцев семь глав // Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Т. 1. СПб., 1907.
  • Феодор Студит, прп. Слово догматическое о почитании св. икон; Послание к Императору Феофилу и Письмо к Пр. Платону, о том же // PG 99. Col. 327В-436А.
  • Харман Д. Д. Творчество Мориса Дени в контексте духовных исканий европейского общества конца XIX — начала XX вв.: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. М., 2004.
  • Borstel J., KorzaP. Aesthetic Perspectives: Attributes of Excellence in Arts for Change Work aims to enhance understanding and evaluation of Arts for Change // Americans for the Arts. 2017. 56 р.
Еще
Статья научная