Имена верхнеудинских купцов в урбанонимии улиц г. Улан-Удэ
Автор: Пушкарва Ю.Г.
Журнал: Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления @vestnik-esstu
Рубрика: Гуманитарные науки
Статья в выпуске: 4 (61), 2016 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена описанию мемориальных названий внутригородских объектов в аспекте их значения для истории, культуры и краеведения. Исторически Улан-Удэ (Верхнеудинск) зарождался как торговый, купеческий город, поэтому и названия улиц г. Улан-Удэ рассмотрены в тесной связи с общественной деятельностью верхнеудинских купцов. В статье описаны основные строения центральной части города, зафиксированы прежние (исторические), а также современные названия улиц. Исторические названия выступают в качестве пространственновременных ориентиров в развитии общества, а также выполняют функции по сохранению культуры и поддержанию исторической памяти поколений. Для написания статьи были использованы данные Национального архива Республики Бурятия (фонды Верхнеудинской городской управы и автобиографические воспоминания М.В. Танского), а также краеведческие источники.
Культурно-историческая ценность, названия улиц, лингвокультурологическая картина мира, имена внутригородских объектов, имена собственные
Короткий адрес: https://sciup.org/142143230
IDR: 142143230
Текст научной статьи Имена верхнеудинских купцов в урбанонимии улиц г. Улан-Удэ
История столицы Республики Бурятия – г. Улан-Удэ (Удинска, Верхнеудинска) – начиналась с небольшого казачьего зимовья, заложенного в 1666 г. на берегу р. Уды. На протяжении 350 лет складывалась история города, нашедшая отражение в названиях улиц, площадей, проспектов. По мнению известных ономатологов А.К. Матвеева и А.М. Мезенко, этот разряд имен собственных представляется важным для изучения, поскольку именно в названиях внутригородских объектов в концентрированном виде заложены определенные модели восприятия действительности, значимые элементы лингвокультурологической картины мира, передающиеся от поколения к поколению [Матвеев, 2009, 104; Мезенко, 2003, 208].
Исторически г. Улан-Удэ зарождался как торговый, купеческий город, поэтому купцы и ремесленники были заинтересованы в наличии какого-то адреса, куда могли бы обратиться с заказом, отправить или получить товар, продать изделия, купить новые. С увеличением числа людей, занимающихся одним и тем же видом деятельности, способность названия быть, наряду с именем производителя, указанием на марку стала приобретать все большее значение [Доржиева, 2009, 210].
История названий центральных улиц г. Улан-Удэ связана со старинными постройками, находящимися в центре города и принадлежавшими местному купечеству, сыгравшему значительную роль в развитии Верхнеудинска. Купцы внесли определённый вклад в становление города, оказали помощь в строительстве общественных зданий и сооружений.
В основе мотивировки первых названий улиц лежит локативный признак, название было связано с определенным местом (улицы Соборная, Трактовая, Базарная). Появление мемориальных названий улиц говорит о статусе личности и о признании его деятельности населением (улицы Кобылкинская, Фроловская, Лосевская, Мордовская).
Город с самого начала имел генеральный план застройки и формировался согласно «Плану застройки городов Российской империи» с правильно и четко очерченной сетью улиц и переулков в соответствии с принципами классицизма. До настоящего времени ул. Ленина остаётся главной планировочной осью при составлении архитектурных планов застройки города. Согласно предписанию Иркутского генерал-губернатора Верхнеудинскому коменданту и городничему в 1785 г., Большая улица должна была застраиваться домами одной высоты и только на каменном фундаменте для большей долговечности [Гурьянов, 1998, с. 7]. Жители города, кому это строительство было не по средствам, могли строить себе дом на любой другой улице, где не требовалось каменного основания. Таким образом, центральная улица города застраивалась людьми с достатком и определённым социальным положением. В Национальном архиве РБ сохранились документы, подтверждающие данный факт:
«Планы, чертежи и прошения частных лиц о разрешении постройки домов в пределах черты города»: …на постройку каменного винного подвала на месте дома, принадлежащем Нерчинским 1-й гильдии купцам братьям Бутиным в городе Верхнеудинске по Большой улице [НАРБ Ф. 10 О.1 Д. 234 Л. 15]; … на месте, мне принадлежащем в городе Верхнеудин-ске по Большой улице подле реки Уды, желаю произвести постройку деревянного дома с мезонином на каменном фундаменте с подворной постройкой [НАРБ Ф. 10 О.1 Д. 234 Л. 19].
Гостиные ряды были выстроены на частные средства в 1795 г., а также на акции, частично принадлежавшие городской управе. Прежнее название улицы Гостиная (Гостинодворская) отражает местоположение известного в городе здания. Позже ул. Гостиная (Гостинодворская) была переименована в ул. Базарную (по местонахождению городского базара), ставшую ул. Коммунальной 1 летом 1924 г., ныне это ул. С.М. Кирова 2. Гостиные ряды по сей день стоят в центре города (пл. Революции) и являются ярким образцом здания первой половины XIX в., торгового стиля русского классицизма. Гостиный двор3 представляет собой главный элемент исторического центра г. Верхнеудинска – Улан-Удэ [Памятники архитектуры и истории, 2010, с. 95].
В 1882 г. из 668 домов, имевшихся в г. Верхнеудинске, каменных было всего лишь 11. Улицы застраивались одноэтажными, в 3–5 окон, домами. Двухэтажных деревянных домов было построено не более пяти-шести [НАРБ Ф. 1778 О.1 Д. 34 Л. 7]. Все каменные дома Верхнеудинска сохранились и по настоящее время. Строительство первого частного каменного дома купцом А. Титовым датируется 1795 г.
На Большой улице купцу А.К. Кобылкину принадлежали одноэтажный дом с колоннами и мезонином, два угловых двухэтажных дома на пересечении Базарной и Большой (ул. Кирова и Ленина), два двухэтажных дома на перекрестке Большой и Троицкой улиц
(ул. Ленина и Куйбышева). В городе ул. Кобылкинская 4 появилась в 1903 г. и переименована в ул. Серова 5.
На Базарной площади (ныне пл. Революции) находились строения: дом купца и почетного гражданина города П.А. Фролова с прилегающими к нему каменными лавками, здание первого уездного училища (1870) и каменные ряды с колоннадой и дом купца 2-й гильдии А.П. Лосева (ныне один из корпусов Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления). На карте города ул. Лосевская присутствовала до 1924 г., после чего она была переименована в ул. Юного Коммунара 6, а в данный момент это ул. Коммуни-стическая 7. Память о купцах Фроловых была запечатлена в названии ул. Фроловской , которая была переименована в ул. Кооперативную 8, ныне это ул. Н.К. Крупской 9. Сохранившиеся старинные каменные постройки современного г. Улан-Удэ являются примерами исторической урбанонимии. Н.В. Подольская даёт следующее определение термина: урбаноним – вид топонима, имя собственное любого внутригородского топографического объекта.
Названия отдельных домов и интерьеров также входят в урбанонимию на правах мельчайшей градации топонимов. Обычно индивидуальные названия получают не все здания или учреждения, а лишь наиболее интересные, привлекательные и художественные. В г. Улан-Удэ к таковым можно отнести дом Капельмана (или Дом с атлантами), дом Голдобина (в настоящее время в главном доме И.Ф. Голдобина расположен музей г. Улан-Удэ).
В 1907 г. Верхнеудинский купец Н. Капельман построил необычный дом с белыми фигурами атлантов. Дом был построен в рекордно короткие сроки – за 4 месяца. Здание до сих пор является одним из самых красивых на Арбате (в 2004 г. отрезок улицы от здания Музея природы и театра кукол «Ульгэр» до пл. Революции закрыли для автомобильного транспорта и благоустроили как пешеходную зону и место отдыха горожан, получившее название Арбат, по аналогии с известной московской улицей). Семья Капельманов считалась в Верхне-удинске одной из самых зажиточных. Вместе со своим братом Н. Нафтоли владел мукомольным и лесопильным заводами. В 1926 г. братья с семьей эмигрировали в Китай. В 2008 г., спустя 82 года, Илья-Элиагу Кама, единственный оставшийся в живых внук заводчиков Ка-пельманов, приехал в Улан-Удэ навестить дом своих предков [Летопись Удинска - Верхне-удинска - Улан-Удэ, 2009, с. 16, 49].
Купцы Верхнеудинска не только возводили здания и сооружения, но и оказывали помощь в строительстве общественных школ и больниц, помогали в обустройстве города, вносили денежные средства в пользу бедных. Примеры пожертвований не были единичным явлением. И.Ф. Голдобин, потомственный почетный гражданин Верхнеудинска, организовал и содержал Верхнеудинскую богадельню на 20 взрослых и детей [Паликова, 2010, с. 163], организовал приём цесаревича Николая, будущего императора России, в своей усадьбе (1891) [Летопись Удинска - Верхнеудинска - Улан-Удэ, 2009, с. 34] и т.д.
М.К. Курбатов, почетный гражданин Верхнеудинска, участвовал в мероприятиях по укреплению берега р. Уды и спасению граждан от опасности при разливе воды, в 1817 г. им была устроена плотина «для отвода стремительности воды», чем он и заслужил благодарность жителей города [Иметхенов, Егоров, 2001, с. 115]. В 1822 г. на средства купца 1-й гильдии М.К. Курбатова был построен первый мост через р. Уду [Летопись Удинска - Верхнеудинска - Улан-Удэ, 2009, с. 19].
И.П. Фролов, купец 1-й гильдии, в 1896 г. пожертвовал основной капитал в 10 000 руб. на устройство ремесленного класса при городском училище Верхнеудинска [Паликова, 1999, с. 23], вместе с А.П. Лосевым, верхнеудинским купцом 2-й гильдии, построили на свои средства общественный колодец на Базарной площади (ныне пл. Революции). Общественный ко-лодец10 (1877) выстроен «от губительного действия пожаров» и выполнен на бельгийских механических заводах, а железный резервуар – на заводе братьев Бутиных [Памятники архитектуры и истории, 2010, с. 64]. Павильон колодца по сей день является неотъемлемой частью ансамбля площади Революции, с сохранившимися декоративными элементами фасада (ул. Ленина).
Я.А. Немчинов – почетный гражданин Верхнеудинска. Во второй половине XIX в. на его средства была построена каменная часовня в честь первого епископа самостоятельной Иркутской епархии Святителя Иннокентия Иркутского чудотворца. Часовня Иннокентия, епископа Иркутского, была восстановлена в 1999-2003 гг. на прежнем месте. Сын Я.А. Немчинова, купец А.Я. Немчинов, пожертвовал 1 000 руб. на организацию встречи наследника цесаревича [Иметхенов, Егоров, 2001, с. 117].
Исторические названия в урбанонимиконе города играют важную роль, так как, знакомясь с фактами из истории города по названиям его улиц, можно восстановить исторические события, вспомнить о его первых жителях, которые многое сделали для развития и становления города.
Известный бурятский краевед Э. Дёмин пишет о деятельности купца П.Т. Трунёва, первого декабристоведа в Бурятии, одного из самых уважаемых граждан и известных деятелей города, занимавшего в общественной и культурной жизни Верхнеудинска особое место. П.Т. Трунёв принадлежал к древнейшему купеческому роду в Забайкалье, был неутомимым краеведом, умелым организатором и инициатором многих дел, о чём свидетельствует избрание его городским головой.
Его страстью как краеведа было изучение жизни забайкальских декабристов. П.Т. Тру-нёв активно занимался благотворительностью: пожертвовал для освещения городских улиц 60 фонарей и фонарных столбов (1899), передал одному из музеев города уникальные экспонаты из коллекции Н.А. Бестужева и других декабристов. П.Т. Трунёв заслужил уважение не только жителей города, но и корреспондентов местных газет, которые часто писали заметки о нем в прессе. Его работы были опубликованы в общероссийских сборниках «Русская старина» (1891), «Исторический вестник» (1897). Материалы П.Т. Трунёва пользовались огромной популярностью, в каждой статье он опирался на архивные источники, исторические свидетельства и на собственные наблюдения [Дёмин, 2006, с. 235].
В настоящее время память о верхнеудинском купце П.Т. Трунёве незримо хранят только принадлежавшие ему в разное время строения города. В городе нет никаких указаний о жизни и деятельности местного краеведа, декабристоведа, общественного деятеля даже в виде памятных досок. Если говорить о наименовании улицы в честь известной личности, то для этого необходимо учитывать фактор известности, который зависит от степени информативности имени собственного. Для этого краеведы, историки, лингвисты и др. должны популяризировать сведения об известных людях, исторических деятелях, памятных событиях и фактах.
Все улицы, названные в честь известных личностей г. Верхнеудинска, были переименованы в советский период. В заключение отметим, что культурно-историческая ценность прежних географических названий несомненна, по возможности необходимо их поэтапное восстановление, реконструкция и возвращение на карты городов хотя бы в качестве прежнего, утраченного, названия. Решение этих задач предполагает ряд последовательных исследовательских инициатив, начиная от сбора, фиксации и обработки материала и заканчивая его научной презентацией. Сохранение историко-культурного наследия, исторической памяти укрепляет связь между поколениями. Воспитание подрастающего поколения невозможно без обращения к историческому прошлому родного города.
Список литературы Имена верхнеудинских купцов в урбанонимии улиц г. Улан-Удэ
- Фонды Национального архива Республики Бурятия: Ф.10 -Верхнеудинская городская управа; Ф. 1778 -Автобиографические воспоминания Танского М.В.
- Гурьянов В.К. По Большой, Большой-Николаевской: из истории улиц Верхнеудинска. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. -160 с.
- Демин Э. Удинск -Верхнеудинск (Улан-Удэ) в описаниях и лицах. -Улан-Удэ, 2006. -294 с.
- Доржиева Г.С. Проблемы именования внутригородских объектов г. Улан-Удэ//Языковая картина мира Байкальского региона: материалы регион. науч.-практ. конф. (27 мая 2009 г.) -Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2009. -С. 209-217.
- Иметхенов А.Б., Егоров Е.М. Улан-Удэ: история и современность. -Улан-Удэ, 2001.
- Летопись Удинска -Верхнеудинска -Улан-Удэ/сост. Е.А. Голубев, Л.В. Гомбоева, А.З. Богданова. -Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009. -264 с.
- Матвеев А.К. Тенденции и практики в современной урбономинации//Вопросы ономастики. -2009. -№ 7. -С. 100-105.
- Мезенко А.М. Имя внутригородского объекта. -Минск, 2003. -301 с.
- Паликова Т.В. Культура городов Прибайкалья (вторая половина XIX в. -1917 г.). -Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1999. -Ч. 1. -118 с.
- Паликова Т.В. Города Забайкалья второй половины XIX -начала XX в. (социальное, экономическое, культурное развитие). -Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. -312 с.
- Памятники архитектуры и истории. Т. 1. Свод объектов культурного наследия Республики Бурятия/науч. ред. В.К. Гурьянов. -Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2010. -328 с.
- Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. -М.: Наука, 1978. -198 с.