Имя собственное в структуре художественного текста

Автор: Кабатай Кызы А.

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Филологические науки

Статья в выпуске: 8 т.9, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются имена собственные в рамках макротекста на примере текстов современных авторов. Раскрывается роль поэтонимов при работе с образом героя: именование как показатель социального статуса, самовосприятие имени, имя в коммуникативных ситуациях и др. В настоящее время мы наблюдаем увеличение интереса к изучению ономастики, включая литературную ономастику. Художественное произведение представляет собой особую область функционирования имен собственных: здесь слова соотносятся не только с реальным миром, но и с созданной действительностью; не только с современным дискурсом, но и с языком самого произведения. В художественном тексте онимические единицы устанавливают ассоциативные связи, переосмысливаются сначала автором, а затем читателем. Поэтому имена собственные являются важным компонентом в системе средств художественной выразительности. Изучение имен собственных в художественном произведении проясняет авторский замысел, а также позволяет более глубоко и полно интерпретировать текст. Актуальность исследования заключается в том, что работ, посвященных изучению языка современной прозы не так много, кроме того, в научной литературе недостаточно полно изучена роль имен собственных в произведениях художественной литературы. Предметом данного исследования являются имена собственные в художественном тексте. Объектом нашего исследования выступают имена собственные художественного текста в современной прозе. Цель работы - выявить специфику ИС и их роль в структуре художественного текста на примере текстов современных авторов. Материалом явились имена собственные, полученные методом сплошной выборки из текстов современных авторов. Теоретико-методологической основой стали труды отечественных и зарубежных лингвистов. При анализе практического материала использовался описательный метод, производилась систематизация ономастических единиц, а также обобщение относительно связующей роли данных языковых элементов в художественном тексте. Задачи: определить функции онима в художественном тексте, определить особенности имен героев в произведениях современных авторов, определить их стилистические функции. В ходе исследования были использованы метод сплошной выборки при отборе языкового материала (имен собственных) и описательный метод при анализе имен собственных. Результаты: имя является носителем определенного значения, в котором отражается концептуальный замысел автора. Установлено, что выбор имен собственных в художественном произведении определяется контекстом и подчиняется авторскому замыслу. Выводы: имена собственные играют особенно важную роль в структуре художественного текста, служа ключом для выражения авторской творческой индивидуальности, принципов, убеждений и отношения к реальному миру. Если писатель удачно выбирает имя для своего героя, то такое имя приобретает определенную семантико-стилистическую нагрузку и углубляет эмоционально-художественное впечатление как от данного образа, так и от всего произведения в целом.

Еще

Художественный текст, имя собственное, поэтоним, ономастикон, персонаж, вторичная реальность

Короткий адрес: https://sciup.org/14128686

IDR: 14128686   |   DOI: 10.33619/2414-2948/93/37

Список литературы Имя собственное в структуре художественного текста

  • Рой О. Увертюра. М.: Т. 8. Издательские технологии, 2022. 530 с.
  • Никонов В. А. Имя и общество. М.: Наука, 1974. 278 с.
  • Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. М.: URSS: ЛКИ, 2007. 365 с.
  • Курилович Е. Очерки по лингвистике. М., 1962. 456 с.
  • Горбаневский М. В. Ономастика в художественной литературе: ономастические этюды. М., 1988. 87 с.
  • Карпенко Ю. А. Имя собственное в художественной литературе // Филологические науки. 1986. №4. С. 34-40.
  • Михайлов В. Н. Специфика собственных имен в художественном тексте // Филологические науки. 1987. №6. С. 78-83.
  • Фонякова О. И. Имя собственное в художественном тексте. Л., 1990. С. 104.
  • Корчевская Г. П. Концепт «Москва» в русской языковой картине мира и поэтическом идиолекте М. И. Цветаевой: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2002. 23 с.
  • Голомидова М. В. Искусственная номинация в ономастике: дисс. ... д-р филол. наук. Екатеринбург, 1998. 375 с.
  • Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. М.: Наука, 1988.
  • Михайлов В. Н. О роли собственных имен в литературном творчестве (на материале антропонимов в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин”) // Вопросы русской литературы. 1976. №2. С. 67-76.
  • Флоренский П. А. Ономатология. Имена (ономатология). М.: DirectMEDIA, 1993.
  • Багирова Е. Эволюция антропонимикона в текстах разных редакций романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: автореф. дисс. … канд. филол. наук. Тюмень, 2004. 229 с.
  • Мартова Л. Когда исчезнет эхо. М.: Эксмо, 2019. 320 с.
  • Метлицкая М. Его женщина. М.: Эксмо, 2022. 448 с.
  • Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: АСТ, 2009.
  • Устинова Т. Камея из Ватикана. М.: Эксмо, 2020. 300 с.
  • Мясникова И. Дура среднего возраста. М., 2017. 230 с.
  • Буйда Ю. Стален. М.: Эксмо, 2017. 432 с.
  • Поляковой Т. Небеса рассудили иначе. М.: Эксмо, 2015. 320 с.
  • Михалкова Е. Самая хитрая. М.: Издательство АСТ, 2023. 448 с.
  • Мартова Л. Проклятие брачного договора. М.: Эксмо, 2020. 320 с.
Еще
Статья научная