Имперский дискурс "после" империи: pax romana и социокультурные вызовы на рубеже Античности и Средневековья

Автор: Шкаренков Павел Петрович

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 3 (42), 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается ментальный кризис, переживаемый латинским Западом в эпоху перехода от Античности к Средневековью, в процессе которого вырабатывалось новое осмысление политической и культурной реальности, сложившейся после падения Западной Римской империи. Эта новая реальность предстает не как данность, явившаяся результатом завоевания, но как вызов, поставленный перед современниками. Разные способы и формы ответа на этот вызов или, скорее, целый комплекс вызовов, присутствуют в той или иной форме во всей литературе эпохи, раз-личаясь в зависимости от конкретных людей и обстоятельств. Взятые по отдельности, тексты Сидония Аполлинария, Авита Вьеннского, Эннодия, Кассиодора, Венанция Фортуната и Григория Великого являются отражением индивидуального опыта автора, но взятые в своей совокупности и последовательности они выражают, при всех разли-чиях, единую цель служения западной romanitas. Безусловно, не случайно, что у каж-дого из них становление нового типа власти на Западе вызывало активное движение мысли. В этом видится проявление глубинной тенденции римского сознания и знак преемственности переходной позднеантичной культуры с предыдущими эпохами.

Еще

Поздняя античность, латинская риторика, раннее средневе-ковье, римская империя, романо-варварские королевства, "последние римляне"

Короткий адрес: https://sciup.org/14914637

IDR: 14914637   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2017-00011

Список литературы Имперский дискурс "после" империи: pax romana и социокультурные вызовы на рубеже Античности и Средневековья

  • Уколова В.И. Особенности культурной жизни Запада (IV -первая половина VII в.)//Культура Византии IV -первая половина VII в. М., 1984. С. 78-97;
  • Уколова В.И. Мировоззренческая борьба в западном средиземноморье на рубеже античности и средневековья//Средиземноморье и Европа: исторические традиции и современные проблемы. М., 1986. С. 9-25;
  • Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987;
  • Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V -середи-на VII века). М., 1989;
  • Уколова В.И. Поздний Рим: пять портретов. М., 1992;
  • Ляпустина Е.В. Поздняя античность -общество в изменении//Переходные эпохи в социальном измерении. История и современность. М., 2002. С. 31-46;
  • Селунская Н.А. Осень средневековья и поздняя античность: как антиковеды с медиевистами историю делили//Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 13. М., 2004. С. 232-246;
  • Селунская Н.А. «Late Antiquity»: историческая концепция, историографическая традиция и семинар «Empires Unlimited»//Вестник древней истории. 2005. № 1. С. 249-253;
  • Болгов Н.Н. Власть и общество в эпоху поздней античности (к постановке проблемы)//Власть, человек, общество в античном мире. М., 1997. С. 161-167;
  • Bowersock G.W., Warren G. Hellenism in Late Antiquity. Ann Arbor, 1990;
  • Brown P.R.L. Power and Persuasion in Late Antiquity: Towards a Christian Empire. Madison (Wisconsin), 1992;
  • Brown P.R.L. The World of Late Antiquity: From Marcus Aurelius to Muhammad. London, 1971;
  • Brown P.R.L. The Making of Late Antiquity. Cambridge (Mass.); London, 1978;
  • Brown P.R.L. Society and the Holy in Late Antiquity. Berkeley; Los Angeles, 1988;
  • Brown P.R.L. The study of elites in Late Antiquity//Arethusa. 2000. Vol. 33. № 3. P. 321-346;
  • Late Antiquity: Empire and Successors, A.D. 425-600/ed. A. Cameron, B. Ward-Perkins, M. Whit¬by. Cambridge, 2000; Interpreting Late Antiquity: Essays on the Postclassical World/ed. G.W. Bowersock, P. Brown, O. Grabar. Cambridge (Mass.), 2001;
  • Authority and the Sacred: Aspects of the Christianisation of the Roman World/ed. P. Brown. Cambridge; New York, 1995;
  • Governanti e intellettuali: popolo di Roma e popolo di dio, I-VI secolo/ed. P. Brown, L.C. Ruggini, M. Mazza. Torino, 1982;
  • Cameron Av. The Mediterranean World in Late Antiquity, A.D. 395-600. London, 1993;
  • Changing Cultures in Early Byzantium/ed. Av. Cameron, P. Garnsey. Ashgate, 1996;
  • Greek and Roman Historiography in Late Antiquity. Fourth to Sixth Century A.D./ed. G. Marasco. Leiden, 2003;
  • Heather P. Goths and Romans 332-489. Oxford, 1991; Heather P. State, lord-ship and community in the West (A.D. 400-600)//Cambridge Ancient History. 2001. Vol. XIV. P. 437-468;
  • Heather P. Politics, Propaganda and Empire in the Fourth Century. Liverpool, 2001;
  • Garnsey P., Humfress C. The Evolution of the Late Antique World. Cam-bridge, 2001.
  • Wolfram H. The Shaping of the Early Medieval Kingdom//Viator. 1970. Vol. I. P. 1-20.
  • Gagé J. L’empereur romain et les rois. Politique et protocol//Revue historique. 1959. Avril. P. 221-260.
  • Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988. С. 34.
  • Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). М., 2003;
  • Репина Л.П. Время, история, память (ключевые проблемы историографии на XIX Конгрессе МКИН)//Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 3. М., 2000. С. 5-14;
  • Кнабе Г.С. «Вторая память» Мнемозины//Вопросы литературы. 2004. № 1. С. 3-24;
  • Кнабе Г.С. Жажда тождества. Культурно-антропологическая идентификация. Вчера. Сегодня. Завтра. М., 2003;
  • Эксле О.Г. Культурная память под воздействием историзма//Одиссей-2001. М., 2001. С. 176-198;
  • Ге-не Б. История и историческая культура средневекового Запада. М., 2001;
  • Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени/под ред. Л.П. Репиной. М., 2003;
  • Рикер П. Память, история, забвение. М., 2004;
  • Артог Ф. Время и история//Анналы на рубеже веков: антология. М., 2002. С. 147-168;
  • Экштут С.А. Битвы за храм Мнемозины//Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 7. М., 2001. С. 27-48;
  • Рюзен Й. Утрачивая последовательность истории (не-которые аспекты исторической науки на перекрестке модернизма, постмодернизма и дискуссии о памяти)//Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 7. М., 2001. С. 8-26;
  • Assman J. Das kulturelle Gedächtnis. Schrift, Erinnering und politische Identität in den frühen Hochkulturen. München, 1992; Les Lieux de Mémoire/ed. P. Nora. Vols. 1-7. Paris, 1984-1992;
  • Fentress J., Wickham C. Social Memory. Oxford, 1992.
  • Кнабе Г.С. Арбатская цивилизация и арбатский миф//Москва и московский текст русской культуры. М., 1998. С. 180.
  • Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). М., 2003. С. 9-10.
  • Кнабе Г.С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России. М., 1999. С. 154-155.
  • Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987. С. 19.
  • Geertz C. Local Knowledge: Further Essays in Interpretive Anthropology. London, 1993.
  • Гирц К. Идеология как культурная система//Новое литературное обозрение. 1998. № 1 (29). С. 33.
  • Ричардс А. Философия риторики//Теория метафоры. М., 1990. С. 44-67.
  • Ricoeur P. The Rule of Metaphor: Multi-Disciplinary Studies of the Creation of Meaning in Language. Toronto, 1977;
  • Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем//Теория метафоры. М., 1990. С. 387-415;
  • Рикер П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение//Теория метафоры. М., 1990. С. 416-434;
  • Рикер П. Живая метафора//Теория метафоры. М., 1990. С. 435-455;
  • Вжозек В. Метафора как эпистемологическая категория (соображения по поводу дефиниции)//Одиссей. Человек в истории. 1994: Картина мира в народном и ученом сознании. М., 1994. С. 257-264.
  • Eagleton T. Mapping Ideology. London, 1994.
Еще
Статья научная