ИМУЩЕСТВО СУПРУГОВ: ТЕОРИЯ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Бесплатный доступ

В рамках настоящей статьи автором рассмотрена сложившая в настоящее время судебная практика по вопросу раздела совместно нажитого имущества между супругами. Проанализированы решения первой, апелляционной и кассационной инстанций, выделена проблематика, обозначена позиция Верховного суда Российской Федерации по выделенным вопросам.

Имущество супругов, совместно нажитое имущество, раздел совместного имущества

Короткий адрес: https://sciup.org/14126102

IDR: 14126102

Текст статьи ИМУЩЕСТВО СУПРУГОВ: ТЕОРИЯ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Регулирование законного режима имущества супругов отражено в главе 7 СК РФ, где в части 1 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) указано, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью1.

Исходя из положений части 2 названной статьи к нажитому супругами имуществу во время брака относится доходы каждого из супругов от трудовой, предпринимательской или интеллектуальной деятельности, полученные пенсии, пособия и иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения.

Общим имуществом супругов также являются приобретенные за счет общих доходов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Супруг, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим важным причинам не имел самостоятельного дохода также имеет право на общее имущество.

Супружеская пара осуществляет триаду правомочий собственника по обоюдному согласию, соответственно, если один из супругов совершает сделку по распоряжению, то предполагается, что он действует с согласия другого супруга.

Что касается имущества, которое имелось у каждого супруга до вступления в брак, то такое имущество и остается их собственностью. Данное правило также распространяется и на полученные в дар вещи, полученные в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит автору такого результата.

Имущество каждого из супругов может быть признано судом их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (статья 37 СК РФ).

СК РФ закрепляет право супругов самостоятельно (через нотариально удостоверенное соглашение) или по требованию кредиторов как в период брака, так и после его расторжения осуществить раздел общего имущества. Если возникает спор, тогда данный вопрос разрешается в судебном порядке.

При разделе общего имущества супругов суд по требованию супругов определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов. В случае, если одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю, другому супругу может быть присуждена соответствующая денежная или иная компенсация.

К требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности.

Анализируя вышеизложенное, можно отметить, что формулировки СК РФ достаточно понятные и простые, вместе с тем, если перейти к изучению и анализу судебной правоприменительной практики, то можно увидеть, что практика по рассматриваемому направлению богата на запутанные ситуации и интересные решения судейского сообщества.

Итак, рассмотрим некоторые дела, которые прошли свой «длительный путь» от первой инстанции до рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации.

Раздел имущества супругов после расторжения брака, ранее оформленного в долях.

Ситуация: «После расторжения брака у супругов возник спор о разделе имущества, а именно приобретённых ранее на общие средства земельного участка и дома. Указанное недвижимое имущество было оформлено на супруга и дочерей, т. е. по Уз на каждого».

После развода бывшая жена решила, что доля мужа — это совместно нажитое имущество и подлежит разделу в равных долях. Рассматривая дело, суды пришли к выводу, что в период брака, супруги определили режим указанного имущества, произвели раздел с отступлением от общего правила с учетом интересов дочерей, соответственно, принадлежащая мужчине одна третья доля недвижимости общей совместной собственностью не является и разделу не подлежит.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации с позицией нижестоящих судов не согласилась, и указала, что раздел имущества супругов должен совершаться в установленном законом порядке: брачным договором, соглашением либо судом.

В материалах дела какие-либо доказательств, подтверждающих, что между бывшими супругами было достигнуто соглашение о разделе совместно нажитого имущества, отсутствуют. Сам по себе договор купли-продажи, регистрация права долевой собственности соглашением о разделе общего имущества супругов не являются.

Учитывая установленные вышестоящим судом нарушения норм материального права, регулирующие спорные правоотношения, дело направлено на новое рассмотрение [1].

Раздел имущества после брака и последующей смерти одного из них.

Разведенная пара, бывшая супруга осталась проживать в приобретенной квартире, бывший супруг съехал. Через несколько лет мужчина скончался, при этом не оставив завещания. Наследниками первой очереди стали две его несовершеннолетние дочери и пожилая мать, соответственно, спорным моментом стала дележка квартиры.

Ранее брачный договор между лицами не заключался, доли в квартире не выделялись, и после смерти такую процедуру провести нельзя, и с целью разрешения спорной ситуации, наследники обратились в суд.

Апеллируя в судебном заседании, ответчица заявила, что бывший супруг не был прописан в квартире, коммунальные платежи не платил, кроме того, при покупке большую часть средств вносила бывшая супруга из личных средств, а после развода они фактически поделили имущество, где у мужа не было никаких претензий, также указала на пропуск истцами срока исковой давности.

Суд первой инстанции исковые требования наследников удовлетворил, апелляция отменила решение со ссылкой на пропуск срока давности.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации поддерживая решение суда первой инстанции указала, что квартира принадлежит супругам как совместная собственность, и после смерти бывшего супруга в наследственную массу входит его доля в общем имуществе [3].

Денежные средства, полученные за трудовую деятельность в период брака — это совместно нажитое имущество.

Несмотря на достаточно простую ситуацию, дело супругов Шумигаевых дошло до Верховного суда Российской Федерации.

После продлившегося восемь лет брака, супруги развелись. Спустя год после развода бывший муж узнал, что зарплата, которую работодатель долго задерживал его бывшей жене, наконец-то выплачена (почти три миллиона рублей).

Учитывая положения СК РФ, бывший супруг, придерживаясь позиции, что половина суммы принадлежит ему, обратился в суд.

Суд первой инстанции отказал истцу, где в обоснование отказа лег тот факт, что деньги получены после расторжения брака. Данное решение устояло в апелляционной и кассационной инстанции. Однако Верховный суд Российской Федерации решил дело по-другому, а именно в соответствии с нормами СК РФ, а именно статьей 34. Кроме того, материалы дела содержат сведения, не опровергнутые ответчицей, что спорная сумма — это денежная сумма, которые была заработана женщиной в период брака [2].

Верховный суд Российской

Федерации разрешил лишать доли в квартире за побои бывшей жены.

Супруги приобрели в браке двухкомнатную квартиру и автомобиль. Позднее брак распался и супруга предложила супругу оставить за ним купленный в браке иностранный автомобиль, но получить долю бывшего супруга в квартире, в который он все равно не проживает.

Договориться не получилось, что повлекло обращение в суд с иском о разделе совместно нажитого имущества. В иске бывшая супруга указала, что доля бывшего супруга является незначительной, в связи с чем выделена в пользование быть не может.

Суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и о выплате ответчику денежной компенсации.

Суд апелляционной инстанции посчитал, что долю ответчика на квартиру нельзя признать незначительной, поскольку квартира является единственным жильем ответчика и отменила решение первой инстанции, с чем был согласен суд кассационный.

Верховный суд Российской Федерации, отправляя дело на новое рассмотрение, указал, что выдел доли в натуре произвести технически невозможно, равно как и предоставить соответствующее данной доле жилое помещение в пользование ответчику для проживания. Кроме того, при решении вопроса о наличии или об отсутствии реальной заинтересованности в использовании незначительной доли в общем имуществе также подлежит установлению соизмеримость интереса лица в использовании общего имущества с теми неудобствами, которые его участие причинит другим (другому) собственникам.

Нижестоящие суды не учли установленные в первой инстанции обстоятельства: наличие тяжелых конфликтных отношений в семье и невозможность совместного проживания [4].

Приватизированное имущество совместно нажитое?

Ситуация: «супружеская пара приняла участие в приватизации своих квартир

(полученных еще в СССР). Супруг приватизировал квартиру на себя и дочь (в равных долях). Супруга осуществила приватизацию на себя и мать (также в равных долях). Позже последовало раздельное проживание, развод и раздел имущества. Вопрос: Будут ли считаться совместно нажитым имуществом приватизированные квартиры?

Часть 1 статьи 36 СК РФ — имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

Обратимся к федеральному законодательству, а именно к статье 1 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», где указано, что приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений1.

Таким образом, поскольку жилищная приватизация — это вид безвозмездной сделки, то полученное таким образом имущество является личной собственностью супруга, на которого оно приватизировано, и не подлежит разделу в случае расторжения брака.

Однако необходимо иметь в виду, что в силу статьи 37 СК РФ имущество каждого из супругов может быть признано судом их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и др.).

Итак, в рамках настоящей статьи нами приведены распространенные примеры судебной правоприменительной практики, которая с практической точки зрения раскрывает и «подчёркивает» важные аспекты и особенности, на которые лица должны обращать внимание при разделе совместно нажитого имущества в судебном порядке.

Статья