Индустрия эмоций в современном масскульте: производство, предложение, потребление

Автор: Лобанова Юлия Владимировна

Журнал: Сервис plus @servis-plus

Рубрика: Культура и цивилизация

Статья в выпуске: 3 т.17, 2023 года.

Бесплатный доступ

Цель исследования, лежащего в основе статьи, определена как изучение и анализ характерных особенностей механизмов продуцирования, предложения и потребления эмоций объектом масскульта по факту его вовлечения в те или иные виды существующей культурной практики, включая рецепцию культурных продуктов. В статье анализируется и исследуется сложившийся в философии культуры подход к определению индустрии современной массовой культуры: ее генезиса, особенностей, структуры и механизмов функционирования. Объектом исследования является аффективная культура поздней современности. Предметом - использование, значение и роль эмоций потенциального потребителя продукции масскульта в организации процессов ее производства, предложения и последующего потребления. Раскрыты механизмы превентивного моделирования эмоциональных состояний потенциальных потребителей, сопровождающих процессы принятия решения о приобретении и сами акты потребительского выбора. По результатам исследования выделены и проанализированы различные варианты действия механизмов создания эмоциональной притягательности культурного продукта, отмечен высокий уровень ритуализации процесса потребления, равно как и необходимость его поддержания с целью обеспечения высокой эффективности каналов и механизмов сбыта. В заключение рассматривается феномен отчуждения целого ряда аспектов потребительского поведения от самого потребителя, даже не осознаваемого им в результате целенаправленного воздействия на его эмоции. Распространение масскульта связано с заменой прежней культурной парадигмы индивидуальной креативности новой парадигмой массового вовлечения, более пригодной для манипулирования вкусами и предпочтениями. Потребление продукции масскульта предполагает возникновение соответствующего эмоционального фона, в палитре которого целенаправленно генерируемые эмоции начинают играть крайне важную функцию формирования императивной культурной аттракции.

Еще

Эмоции, эмоциональный капитализм, аффективная экономика, общество впечатлений, культурные практики, массовое участие, императивная культурная аттракция, создаваемая иллюзия выбора, манипулирование потребительским поведением, симуляция субъективности

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/140301528

IDR: 140301528   |   DOI: 10.5281/zenodo.10067089

Список литературы Индустрия эмоций в современном масскульте: производство, предложение, потребление

  • Аронсон П. Любовь: сделай сам. Как мы стали менеджерами своих чувств. М.: Издательство individuum, 2020, 192 с.
  • Барретт Фельдман Л. Как рождаются эмоции. Революция в понимании мозга и управлении эмоциями (How Emotions Are Made. The Secret Life of the Brain). М.: Манн, Иванов и Фeрбер, 2018, 432 с.
  • Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М.: Постум, 2017, 280 с.
  • Вейнмейстер А. В., Иванова Ю. В. "Культурные индустрии" и "креативные индустрии": границы понятий // Международный журнал исследований культуры. 2017. №1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-industrii-i-kreativnye-industrii-granitsy-ponyatiy (дата обращения: 12.08.2023).
  • Винницкий И. Заговор чувств или русская история на эмоциональном повороте (обзор работ по истории эмоций) // НЛО. 2012. № 117. С. 461 – 480.
  • Воробец Л. В. Повседневный мир массовой культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. С. 1161–1165.
  • Воробьева О. В. «Индустрия эмоций»: институциональные и интеллектуальные ресурсы истории эмоций // Электронный научно-образовательный журнал «История», 2015. T. 6. Выпуск 9 (42) [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840001247-0-1 (Дата обращения: 03.08.2022).
  • Вульф К. Производство социального: ритуал, эмоции, воспоминания // ЖССА. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proizvodstvo-sotsialnogo-ritual-emotsii-vospominaniya (дата обращения: 12.08.2023).
  • Дебор Г. Общество спектакля. М.: Опустошитель, 2020, 280 с.
  • Кортунов, В. В., Саенко Н. Р. Эмоциональные антиномии современности // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2022. Т. 11, № 5-1. С. 83-91.
  • Маркузе Г. Одномерный человек. М.: Рефл-Бук, 1994, 368 с.
  • Николаи Ф. В., Хазина А. В. История эмоций и «аффективный поворот»: проблемы диалога // Диалог со временем. 2015. № 50. С. 97—117.
  • Нургалиева Л. В. Эмоциональный интеллект или интеллектуальные эмоции? // Диалог со временем. 2013. Вып. 42. С. 80—90.
  • Саенко Н. Р. Судьба принципа удовольствия в эпоху постсовременности // Современное культурное пространство: Философия. Искусство. Технология. Информация / Научная редакция В. Х. Разакова. Волгоград: Волгоградское региональное отделение Молодежного союза юристов РФ, 2004. С. 22-28.
  • Хмелевская Ю. Ю. История эмоций в современной историографии: истоки, возможности, проблемы // Историческая наука сегодня: теории, методы, перспективы. М.: ЛКИ, 2011. С. 452—461.
  • Хэзмондалш Д. Культурные индустрии. М.: Издательский дом ВШЭ, 2018, 456 с.
  • Шатунова Т. М. Событие чувства как феномен современности // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 152. № 1. С. 188-198.
  • Schulze G. Die Erlebnisgesellschaft. Kultursoziologie der Gegenwart. Campus, Frankfurt am Main 1992.
Еще
Статья научная