Инфернальная семантика компонентов архетипического комплекса в "Сказке о царе Салтане" А. С. Пушкина: к постановке проблемы

Автор: Левина Галина Львовна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Прочтения

Статья в выпуске: 3 (38), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье поднимаются вопросы аксиологии «чудесного» в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, предложена новая версия интерпретации орнитологического и зооморфного кодов на основе славянской мифологической и лиро-эпической традиции. Сюжет сказки интерпретирован с учетом содержания песни, заявленной инципитом «Во саду ли, в огороде». Впервые схватка Лебеди с коршуном рассмотрена в аспекте эротической символики, зафиксированной в песенно-фольклорной и изобразительной традиции, дающей основание интерпретировать образ Лебеди, с учетом пушкинского текста и контекста, в пейоративном ключе.

Аксиология, инципит, инфернальность, орнитологический код, пейоративность, свист, "чудо", эротическая символика

Короткий адрес: https://sciup.org/14914556

IDR: 14914556

Список литературы Инфернальная семантика компонентов архетипического комплекса в "Сказке о царе Салтане" А. С. Пушкина: к постановке проблемы

  • Короткова И.А. Миф, фольклор, литературная сказка: солярные образы и мотивы. М., 2011
  • Горюнков С.В. Герменевтика пушкинских сказок. СПб., 2009
  • Дарвин М.Н., Тюпа В.И. Циклизация в творчестве Пушкина: опыт изучения поэтики конвергентного сознания. Новосибирск, 2001. С. 31
  • Пушкин А.С. Сочинения: в 3 т. Т. 1. Стихотворения. Сказки. Руслан и Людмила (поэма). М., 1985. С. 614
  • Левина Г.Л. Функция инципита «Во саду ли, в огороде» в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина: к постановке проблемы//Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 9 (51). Ч. II. С. 128
  • Львов-Прач. Собрание народных русских песен с их голосами на музыку положил Иван Прач/под ред. и вступ. статьей В.М. Беляева. М., 1955. С. 189
  • Плотникова А.А. О символике свиста//Мир звучащий и молчащий: семиотика звука и речи в традиционной культуре славян/отв. ред. С.М. Толстая. М., 1999. С. 295
  • Плотникова А.А. Мир звучащий и молчащий: семиотика звука и речи в традиционной культуре славян/отв. ред. С.М. Толстая. М., 1999. С. 297
  • Плотникова А.А. Мир звучащий и молчащий: семиотика звука и речи в традиционной культуре славян/отв. ред. С.М. Толстая. М., 1999. С. 301
  • Афанасьев А.А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. М., 1868. С. 338
  • Пушкин А.С. Сочинения: в 3 т. Т. 1. Стихотворения. Сказки. Руслан и Людмила (поэма). М., 1985. С. 369-370
  • Топоров В.Н. Лебедь//Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 40-41
  • Гура А.В. Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика. М., 2012. С. 629
  • Похлебкин В. Клюв//Похлебкин В. Словарь международной символики и эмблематики. М., 2001. С. 194
  • Барсов Е.В. О свадебных обрядах в Олонецкой губернии//Фольклорное наследие А.А. Шахматова/подготовка текстов, вступ. ст. и коммент. В.И. Ереминой. СПб., 2005. С. 776
  • Кожевникова Н. Звуковая организация стиха. Паронимическая аттракция//Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. М., 1990. С. 264
  • Смирнов К.Ф. Савромато-сарматский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976. С. 75
  • Пушкин А.С. Сочинение: в 3 т. Т. 2. Поэмы. Евгений Онегин. Драматические произведения. М., 1986. С. 95
  • Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 532
  • Худяков Ю.С. О символике стрел древних и средневековых кочевников Центральной Азии//Этнографическое обозрение. 2004. № 1. С. 105
  • Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 547
Еще
Статья научная