Мотив превращения в калмыцких сказках на сюжетный тип «Мужчина преследуется из-за своей красивой жены» (АТИ 465)

Автор: Горяева Б.Б.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Проблемы калмыцкой филологии

Статья в выпуске: 1 (68), 2024 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается мотив превращения в калмыцких сказках на сюжетный тип «Мужчина преследуется из-за своей красивой жены» (АТИ 465). Анализ показал, что мотив превращения лебедя в красивую девушку является сюжетообразующим, динамическим, так как дает толчок развитию сюжета. Герой, желая заполучить небесную деву, прячет обличие лебедя и вынуждает ее стать супругой. Лебеди в калмыцкой сказке описываются желтоголовыми - «шар толhата». Белый цвет, который коррелирует с солярной семантикой, дополняется желтым, усиливающим эту связь. Солнце в устной традиции калмыков имеет постоянный эпитет «алтн шар» - золотисто-желтое. Белая лебедь, которую поймал охотник, -младшая из дочерей Хормусты тенгрия, главы 33 небожителей-тенгриев. Жена неземной красоты, от которой исходит сияние солнца и луны, обладает атрибутами, обозначающими принадлежность иному миру: желто-пестрый платок (шар цоохр альчур), золотой гребень (алтн сам), золотое кольцо (алтн билцг). Благодаря превращению небесной девы охотник-сирота женится на ней, выполняет трудные поручения хана, приобретает волшебного помощника и, в конце концов, занимает его место, поднявшись на самый верх социальной лестницы. Таким образом, изучение мотива превращения показало, что он отражает архаичные представления о лебеде как священной птице, имеющей сакральное значение в традиционной культуре этноса, в том числе и материальной в виде костюма замужней женщины. Лебедь наделяется функцией медиатора между мирами и почитается у калмыков как тотемная птица.

Еще

Калмыцкая волшебная сказка, мотив, превращение, герой, лебедь

Короткий адрес: https://sciup.org/149145258

IDR: 149145258   |   DOI: 10.54770/20729316-2024-1-365

Список литературы Мотив превращения в калмыцких сказках на сюжетный тип «Мужчина преследуется из-за своей красивой жены» (АТИ 465)

  • Алтн зүн темн (Золотая игла). Сказки / сост. Э.К. Лиджиев. Элст: Хальмг дегтр hарhач Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1995. 119 х.
  • Буутан Санҗин туульс (Сказки Санджи Бутаева). Записи 1971–1978 гг.: в 2 кн. Кн. 1. / вступ. ст. Н.Г. Очировой; сост., коммент. и прилож. Б.Х. Борлыковой. Элиста: КИГИ РАН, 2008. 308 х.
  • Җаңһр. Хальмг баатрлг эпос. 3-гч һарц. Элст: Хальмг дегтр һарһач, 1990. 287 х.
  • Калмыцкие сказки / сост., примеч. и словарь С.Д. Алексеева, Л.С. Сангаева. Элиста: Калмгосиздат, 1962. 332 с.
  • Медноволосая девушка. Калмыцкие народные сказки / перевод, сост. и примеч. М. Ватагина. М.: Наука, 1964. 272 с.
  • Позднеев А.М. Калмыцкие сказки // Записки Восточнаго Отдѣленія Императорскаго Русскаго Археологическаго Общества. Т. VI. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1891. С. 17–48.
  • Позднеев А.М. Калмыцкие сказки // Записки Восточнаго Отдѣленія Императорскаго Русскаго Археологическаго Общества. Т. Х. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1897. С. 139–163.
  • Седклин күр. Элст: Хальмг дегтр һарһач, 1960. 86 х.
  • Хальмг туульс. 1-гч боть / сост. Б.Б. Сангаджиева, Л.С. Сангаев. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1961. 220 х.
  • Хальмг туульс. 3-гч боть / сост. Н.Н. Мусова, Б.Б. Оконов, Е.Д. Мучкинова. Элиста: Респ. тип. Управления по печати при Совете министров Калмыцкой АССР, 1972. 252 х.
  • Бакаева Э.П. Сакральные коды культуры калмыков. Элиста: ИКИАТ, 2009. 150 с.
  • Батырева К.П., Бембеев Е.В. Традиционный калмыцкий женский костюм в системе народного искусства // Nomadic civilization: historical research. 2021. № 1(4). С. 106–117.
  • Борлыкова Б.Х. О сюжетных типах калмыцких волшебных сказок (репертуар сказителя Санджи Бутаева) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2015. № 3. С. 137–141.
  • Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 405 с.
  • Виноградова Л.Н. Из словаря «Славянские древности». Превращение // Славяноведение. 2004. № 6. С. 67–70.
  • Горяева Б.Б. Волшебные сказки из репертуара сказителя Санджи Бутаева // Буутан Санҗин туульс (Сказки Санджи Бутаева). Записи 1971–1978 годов: в 2 кн. Кн. 1 / вступ. ст. Н.Г. Очировой; сост., коммент. и прилож. Б.Х. Борлыковой. Элиста: КИГИ РАН, 2008. С. 252–262.
  • Дугаров Д.С. Лебедь в орнаменте женского костюма тюрко-монгольских народов // Советская этнография. 1983. № 5. С. 104–113.
  • Душан У.Д. Избранные труды. Элиста: КИГИ РАН, 2016. 376 с.
  • Назиров Р.Г. Бесценная уздечка. URL: http://nevmenandr.net/nazirov/nazirov-uzdechka.pdf (дата обращения: 11.01.2024).
  • (a) Неклюдов С.Ю. Ойрат-калмыцкая мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. Т. 2: К–Я / гл. ред. С.А. Токарев. М.: Российская энциклопедия, 1994. С. 247–248.
  • (b) Неклюдов С.Ю. Хормуста // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. Т. 2: К–Я / гл. ред. С.А. Токарев. М.: Российская энциклопедия, 1994. C. 595–596.
  • Потапов Л.П. Элементы религиозных верований в древнетюркских генеалогических легендах // Советская этнография. 1991. № 5. С. 79–86.
  • Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору. М.: Наука, ГРВЛ, 1975. С. 141–155.
  • Силантьев И.В. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры, 2004. 286 с.
  • Шараева Т.И. К проблеме изучения маркеров рода: символика и функции өлгц // Монголоведение. 2003. № 2(1). С. 265–272.
Еще
Статья научная