Инклюзивная медиасреда как составляющая информационно-коммуникативного универсума

Автор: Каллиома Лариса Александровна

Журнал: Медиа. Информация. Коммуникация @mic-iej

Рубрика: Коммуникационные процессы

Статья в выпуске: 21, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье раскрываются новые представления о существовании в пространстве общей медиасреды одного из ее объектов - медиасообщества людей с ограниченными возможностями здоровья. Впервые вводится понятие инклюзивной медиасреды и ее субъектов, обозначаются его терминологические особенности и возможности как инструмента интеграции (медиасоциализации) в общество, принимающего ценности «открытого мира». Автором обобщаются элементы медиаинформационного образования и его признаки присутствия в существующих институтах социализации на уровне макро- и микрофакторов.

Люди с ограниченными возможностями здоровья, медиасоздатели и медиапотребители, медиасоциализация

Короткий адрес: https://sciup.org/147218041

IDR: 147218041

Текст научной статьи Инклюзивная медиасреда как составляющая информационно-коммуникативного универсума

Социализация понимается как процесс «врастания» человека в общество и длится в течение всей жизни. Медиаинформационная грамотность вполне обоснованно отнесена в обязательный «пул» доступных жизненных компетенций, также формирующихся постоянно, на протяжении всего биографического пространства индивида (со всеми его потребностями, в том числе и особыми, отличными от других), и «работающих» на его адаптацию к меняющемуся социуму и интеграцию в общественные процессы. В этой связи актуальны два направления развития современного общественного сознания:

  • а)    программирование гибкой и прозрачной системы непрерывного образования как «ученичества через всю жизнь» (перманентная социализация и самореализация человека);

  • б)    постепенное и поэтапное движение к инклюзивному образованию и, как следствие, к инклюзивному обществу.

Оба направления сегодня невозможно представить без технологий и техник обучения в условиях медиасреды. Именно там в полной мере проявляется способность индивида получать информацию из различных источников и интерпретировать ее для принятия обоснованных решений (по концепции ЮНЕСКО определяется как медиа- и информационная грамотность) [1, с. 87].

В последние годы наблюдаются признаки коадаптивной изменчивости всей медиасреды (всего общества) и некоего сообщества (условного, но объективно существующего в медиасреде), участники которого - люди с различными отклонениями в состоянии здоровья - нуждаются в системе специальных знаний и всевозможных социальных практик не меньше, чем при традиционном лечебном (реабилитационном) подходе.

Следует отметить обобщенный характер общепринятого в специальной литературе и подзаконных актах термина люди с ограниченными возможностями здоровья (люди с ОВЗ). ОВЗ - аббревиатура понятия, которое охватывает несколько категорий людей с ограниченными возможностями здоровья: инвалидов, получивших этот статус во взрослом возрасте, инвалидов с детства, детей-инвалидов, а также школьников и студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в специальных медицинских группах, «вообще, всех, у кого наблюдались устойчивые отклонения здоровья (хронические заболевания, состояние и реабилитация в период реабилитации после травм, болезней)» [2, с.7]. Исследователи отмечают: этот собирательный термин крайне сложно выразить в количественных мерах, поскольку существующие формы статистического наблюдения не имеют такой рубрикации. Между тем, официальное число инвалидов (людей, получивших свой статус после социально-медицинской экспертизы) в России, к примеру, в 2014 году было одним из самых низких в Европе [3]. Из открытых данных Росстата за 2014 год известно, что в стране было 12,94 млн. инвалидов. Уже в 2015 год статистика Пенсионного фонда свидетельствует о 12,42 млн. инвалидов (на уровне прогнозов было 15 млн.). Следует учитывать, что эти два органа используют разные методики подсчета и их данные нельзя сопоставлять [4]. В последние несколько лет в различных источниках наблюдается устойчивое количественное обобщение - не менее 10 процентов всего населения страны имеют официальный статус инвалида [5, с.12].

Представляется убедительным, что в медиасреде не «инвалид» или «инвалиды», а собирательный термин «люди с ОВЗ » наиболее полно и точно характеризует по количественным и качественным показателям сообщество людей с особыми (как можно предположить) медиапотребностями . Как и все пользователи интернет-пространства внутри информационно-коммуникационного универсума, люди с ОВЗ делятся на медиасоздателей и медиапотребителей . Исходя из вышесказанного, мы предлагаем называть это сообщество (по аналогии с инклюзивным - включенным в общий процесс - образованием) инклюзивной медиасредой. В данной статье будут обозначены основные цели и задачи комплексного научного исследования (начатого автором статьи) ее медиапространства как составляющей информационно-коммуникативного универсума, «этой объективно существующей самоорганизующейся системы, не менее сложной, масштабной и самодостаточной, чем сама природа» [6, с.2 2].

Алгоритм исследовательской деятельности выстроен по нескольким дисциплинарным и междисциплинарным направлениям, в числе которых: медиаинформационная культура, коррекционная педагогика, андрагогика, адаптивная физическая культура и др. Цель исследования: выявить и описать структуру, функции и признаки инклюзивной медиасреды, ее отличия и схожесть с другими сообществами в общей медиасреде, проанализировать медиаповедение и взаимодействие субъектов инклюзивной среды с информационно-коммуникационным универсумом. Предполагается, что в течение 2017 года будут выполнены следующие задачи НИР: проведение мониторинга существующих сетевых информационных ресурсов, позиционирующих себя участниками инклюзивной медиасреды; обработка и анализ массива данных мониторинга; определение на его основе существующих тенденций инклюзивной медиасреды; формулировка актуальных медиаобразовательных задач для инклюзивной медиасреды; разработка собственной теоретической модели сетевого информационного ресурса для реализации задач медиасоциализации людей с ОВЗ.

При рассмотрении инклюзивной медиасреды как предмета исследования будем учитывать базовую установку (утверждение) о том, что люди с ОВЗ (инвалиды в том числе), являясь частью общества, принимают и поддерживают главенствующую на данный момент в обществе одну из трех существующих аксиологических концепций взаимоотношения общества и людей с ОВЗ [7, с.18], поскольку это предопределяет их мировоззрение, большинство поступков и поведенческих актов, включая медиаповедение .

Современная личностно-ориентированная гуманистическая концепция (как идея социальной интеграции людей с ОВЗ, равных прав и возможностей, реализации образа жизни, характерного для здоровых людей) начала формироваться во второй половине прошлого столетия. Параллельно с неминуемой технологизацией практически всех отраслей мировой экономики в мировом общественном сознании все более заметными становятся приоритеты личности. Происходит поворот от культуры полезности к культуре достоинства. Отклонения в состоянии здоровья больше не рассматриваются как существенный недостаток, создающий проблемы по вине самого человека. [8, с.19]. Согласно этой концепции, люди с ОВЗ самостоятельно принимают решения о своей интеграции в общество, а не приспосабливаются к миру здоровых людей, контролирующих их поведение (как это происходит в случае реализации двух других концепций - «инвалидизма» и «социальной полезности лиц с отклонениями», с их побочными эффектами - социальным притеснением и дискриминацией людей с ОВЗ).

Следует отметить, что личностно-ориентированная концепция взаимоотношения общества и людей с ОВЗ очевидным образом коррелирует с упомянутой выше концепцией ЮНЕСКО о медиа- и информационной грамотности населения. Обе они строго подчинены гуманистическим идеям развития общества.

Разрозненные элементы и неявные признаки медиаинформационного образования (как части общего) людей с ОВЗ в нашей стране сегодня присутствуют во всех институтах социализации. На уровне макрофакторов - это государство и общество в целом; мезофакторов - этнос и место проживания индивида; микрофакторов - семья, система образования (с его делением на формальное, неформальное, информальное), а также общество сверстников и единомышленников. Нельзя не учитывать и воздействие СМК на индивида (субъекта инклюзивной медиасреды), присутствующее на всех уровнях факторов. Видится логичным предположить, что существующие институты социализации - это контуры инклюзивной медиасреды, обозначающие ее условные границы, а медиасоциализация субъектов инклюзивной медиасреды - это глобальный процесс внутри информационно-коммуникационного универсума. Уместным будет напомнить, что взаимодействие с ним невозможно «без повышения ответственности каждого человека за последствия своего воздействия на медиапространство» [9, с.19]. В процессе медиасоциализации так же, как в любом другом акте взаимодействия с информационнокоммуникационным универсумом наблюдается «присутствие узкого и ограниченного, чисто потребительского, технократического подхода», гибельного для культуры. Одновременно И.М. Дзялошинский отмечает и зачатки инфоэкологического сознания медиасоздателей и медиапотребителей медиапространства, формирующегося на основе медиаобразования.

Разумеется, такой сложный социальный процесс как интеграция не может проходить гладко и безболезненно. Не случайно дискуссии об его полезности и целесообразности в нашей стране не утихают последние несколько лет. Даже среди субъектов инклюзивной медиасреды меняется число его сторонников и противников [10, с.16]. Но не стоит забывать, что современный период эволюции отношения общества и государства к людям с ограниченными возможностями здоровья с их особыми потребностями в нашей стране начался меньше трех десятилетий назад и является незавершенным. Масштабная реализация заявленных ценностей «открытого мира» происходит как раз сейчас, в первой трети XXI века. И повышение качества жизни человека – остается главной целью медиасоциализации (как одного из видов социализации во всех ее проявлениях) и актуальной задачей для теоретиков и практиков медиаобразования.

Список литературы Инклюзивная медиасреда как составляющая информационно-коммуникативного универсума

  • Гудилина С.И., Медиаобразование 2015: Сб. трудов Всероссийского форума конференций "Медиаобразование 2015. Медиа-информационная грамотность для всех" - М., 2015. - С. 87-92.
  • Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. - М., 2016. - С. 17-18.
  • Мишина И. Катись на все четыре. [Электронный ресурс] Общероссийская газета независимых журналистских расследований "Наша версия", 24.11.2014, режим доступа URL: https://versia.ru/k-2015-godu-chislo-invalidov-v-rossii-prevysit-15-millionov-chelovek (дата обращения: 24.01.2017).
  • Жандарова И. Обратный отсчет. [Электронный ресурс] "Российская газета", 02.03.201, режим доступа URL: https://rg.ru/2016/03/02/v-rossii-sokratilos-chislo-invalidov.html (дата обращения: 03.02.2017).
  • Рябова А.А., Журналистика как инструмент социальной интеграции людей с инвалидностью, диссертация на соискание ученой степени кандидата филол. наук, [Электронный ресурс] URL: http://dlib.rsl.ru/01005031683 (дата обращения: 25.12.2016), С. 10-25.
  • Дзялошинский И.М. Медиаобразование 2015: Сб. трудов Всероссийского форума конференций "Медиаобразование 2015. Медиа-информационная грамотность для всех". - М., 2015. - С. 20-22.
  • Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. - М., 2016. - С.17-18.
  • Дзялошинский И.М. Медиаобразование 2015: Сб. трудов Всероссийского форума конференций "Медиаобразование 2015. Медиа-информационная грамотность для всех". - М., 2015. - С. 20-22.
  • Рябова А.А. Журналистика как инструмент социальной интеграции людей с инвалидностью, диссертация на соискание ученой степени кандидата филол. наук, [Электронный ресурс] URL: http://dlib.rsl.ru/01005031683 (дата обращения: 03.02.2017).
Еще
Статья научная