Инсценировка романа "Доктор Живаго": опыт чтения В.П. Гуркина

Бесплатный доступ

Постановка проблемы. Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», сочетающий в себе эпические и лирические черты, реалистические и модернистские приемы, - непростой материал для переложения на драматургический язык. В то же время эти особенности произведения дают возможность для творческого поиска и открытий. С момента публикации романа на родине отечественные театральные режиссеры не раз обращались к этому литературному материалу (Е. Еланская, В. Заржецкий, Л. Алимов и др.). Объектом научного исследования в данной статье впервые становится творческое наследие драматурга, актера, режиссера Владимира Гуркина как инсценировщика. Рассматривается пьеса «Доктор Живаго» (2000). Машинопись хранится в архиве Черемховского драматического театра им. В.П. Гуркина и до настоящего времени нигде не публиковалась. Цель исследования. В статье анализируются принципы «активного чтения» прозы драматургом. Методология. Используются сравнительный, текстологический методы, интермедиальный подход. Результаты исследования. Согласно основным теоретическим положениям по инсценировке и инсценированию (Н. Скороход), при анализе текста инсценировки мы разграничиваем события изображенные и событие изображения. Описываются принципы уплотнения драматургического сюжета, техника совмещения двух пластов существования персонажей в рамках одной сцены, приемы соединения пространства внутреннего и внешнего. В. Гуркин отказывается от введения лирического начала в инсценировку, а также выделяет два важных с содержательной и сценографической точки зрения оппозиционных образа - образ крыс и образ снега. Заключение. Приемы перевода прозаического текста в драматургический отвечают главной задаче Владимира Гуркина - передать идею переплетения судеб, скрещений времени, частного и масштабного, жизни и смерти, отраженную в романе Бориса Пастернака.

Еще

Б. пастернак, «доктор живаго», в. гуркин, инсценировка, рукопись, художественный образ

Короткий адрес: https://sciup.org/144162678

IDR: 144162678

Список литературы Инсценировка романа "Доктор Живаго": опыт чтения В.П. Гуркина

  • Владимир Павлович Гуркин: драматург, актер, режиссер: библиогр. материалы к электрон. изд. / сост. Л.А. Мирманова при участии Л.А. Казанцевой; Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ка им. И.И. Молчанова-Сибирского. Иркутск: ИОГУНБ, 2016. 244 с.
  • Григорян А. Смерти не будет // Октябрь. 2018. № 5. URL: https://magazines.gorky.media/ october/2018/5/smerti-ne-budet.html (дата обращения: 28.12.2022).
  • Денисенко С.П. «Все тебя ведают, ждут, неспешного, с сердцами светлыми, тобою полными...» // Денисенко С.П. Не договорили. Омск: Омскбланкиздат, 2014. С. 10-19. URL: https://omskmark.moy.su/publ/essayclub/bibliopost/bp_denisenko_vsetebjavedajut/103-1-0-3428 (дата обращения: 28.12.2022).
  • Дмитревская М. Поговорим о странностях любви? // Блог Петербургского театрального журнала. 2018. 8 марта. URL: http://ptj.spb.ru/blog/pogovorim-ostrannostyax-lyubvi-2/ (дата обращения: 28.12.2022).
  • Литературный энциклопедический словарь / под. общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. 752 с.
  • Набоков В. Интервью «покладистому анониму», октябрь 1972. URL: http://nabokov-lit.ru/ nabokov/intervyu/intervyu-pokladistomu-anonimu-1972.htm (дата обращения: 28.12.2022).
  • Пастернак Б.Ж. де Пруайяр, 20 мая 1959 // Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений: в 11 т. М.: Слово/Slovo, 2005. Т. X: Письма, 1954-1960. С. 488-492.
  • Пастернак Б.Л. Доктор Живаго // Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений: в 11 т. М.: Слово/Slovo, 2004. Т. IV: Доктор Живаго, 1945-1955. С. 5-548.
  • Пастернак Е.Б., Пастернак Е.В. Комментарии // Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений: в 11 т. М.: Слово/Slovo, 2004. Т. V: Статьи, рецензии, предисловия. Драматические произведения. Литературные и биографические анкеты. Неоконченные наброски. Стенограммы выступлений. С. 509-743.
  • Петрушевская Л. Московский неореализм // Гуркин В.П. Любовь и голуби: пьесы; воспоминания о драматурге. М.: Время, 2014. С. 739-745.
  • Проза и сцена // Московский наблюдатель. 1996. № 1-2. С. 5-18. URL: http://librarystd. ru/myfiles/МОСКОВСКИЙ%20НАБЛЮДАТЕЛЬ%201996%20№1-2.pdf (дата обращения: 28.12.2022).
  • Скороход Н.С. Как инсценировать прозу: Проза на русской сцене: история, теория, практика. СПб.: Петербургский театральный журнал, 2010. 344 с.
  • Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Л.: Искусство, 1980. Кн. 1: О профессии режиссера. 303 с.
  • Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М.: Изд-во МГУ, 1986. 260 с.
  • Хализев В.Е. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978. 240 с.
Еще
Статья научная