Институт права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в масштабах Евразийского экономического союза
Автор: Варячева Татьяна Валерьевна
Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos
Рубрика: Международные отношения и внешняя политика. Международное и европейское право
Статья в выпуске: 1 (43), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье раскрыты некоторые аспекты правового регулирования права на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства, и определены направления для дальнейшего совершенствования исследуемого института в рамках Евразийского экономического союза. Провозглашение и развитие в законодательстве государств-участников Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) указанного права имеет большое значение, поскольку право на свободу передвижения выступает одним из основных элементов правового статуса личности. Рассматривая «право на свободу передвижения» и «право на свободу выбора места жительства» на структурно-функциональном уровне и применяя при этом отмеченную выше классификацию элементов, выражающих содержательную сторону данного субъективного права, можно с уверенностью сказать, что она применима как к праву на свободу передвижения, так и к праву на свободу выбора места жительства. В то же время в законодательствах стран ЕАЭС отсутствует дефиниция, закрепляющая названное выше понятие. Данное обстоятельство существенно затрудняет эффективность реализации ряда нормативных правовых актов, приводит к путанице в правоприменительной практике.
Свобода передвижения, миграция, правовое регулирование, евразийский экономический союз, место пребывания, место жительства, юридические нормы, гарантия, государство, договор
Короткий адрес: https://sciup.org/142232666
IDR: 142232666
Текст научной статьи Институт права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в масштабах Евразийского экономического союза
Изучение практики показывает, что XXI век становится эпохой не только технологических достижений, но глобальной миграции. Отток избыточной рабочей силы из развивающихся стран в более благополучные государства стал привычным явлением, меняющим устоявшийся образ жизни миллионов людей. И государствам-членам Содружества независимых государств эта проблема знакома уже на протяжении двух десятков лет.
Декларация о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года, подписанная Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, отмечает, что основным содержанием дальнейшей интеграции этих стран будет полная реализация потенциала таможенного союза и Единого экономического пространства, совершенствование и дальнейшее развитие договорноправовой базы, институтов и практического взаимодействия по ряду направлений, среди которых также выделено обеспечение эффективного функционирования общего рынка трудовых ресурсов и сотрудничество в вопросах миграционной политики. Согласно ст. 3 Договора о евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года, подписанного Беларусью, Казахстаном и Россией, Комиссия осуществляет свою деятельность помимо всего прочего и в сфере трудовой миграции.
Провозглашение и развитие в законодательстве государств-участников Евразийского экономического союза указанного права имеет большое значение, поскольку право на свободу передвижения выступает одним из основных элементов правового статуса личности. С 1 января 2015 года на территориях Беларуси, Казахстана и России создан общий рынок труда: граждане этих государств будут работать на одних и тех же условиях, трудящимся государств-членов ЕАЭС больше не будет нужно разрешение на работу внутри союза. То есть, трудовым мигрантам из Армении для работы в России больше не нужен патент, они могут работать по трудовому договору наравне с гражданами Казахстана и Беларуси. 2 января 2015 года к ЕАЭС присоединилась Республика Армения, в мае 2015 года к соглашению на тех же 175

условиях присоединился Кыргызстан. Между тем, формальное признание права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства вовсе не означает одномоментного появления у человека возможности в полном объеме пользоваться им. Для обеспечения этого права необходим эффективный организационно-правовой механизм, отвечающий требованиям современности.
Формирование права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства – длительный исторический процесс, который прошел ряд этапов, обусловленных особенностями конкретно-исторических цивилизаций, спецификой развития народа и культуры. Кроме того, вопрос становления и развития права на свободу передвижения тесно связан с вопросом о социальной природе права. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на этапе его исторического развития следует определить как прирожденное и неотъемлемое право индивида, заключавшееся в практически неограниченной возможности реализовывать свою потребность в перемещении, выборе места пребывания и жительства. По нашему мнению, свобода передвижения предполагает два различных по своему смыслу права личности: право на свободу передвижения и относительно связанное с ним право на выбор места жительства и места пребывания. Право на свободу передвижения, в свою очередь, можно подразделить на возможность свободно выезжать за пределы государства и возможность беспрепятственно возвращаться обратно. Соответственно право на выбор места жительства и места пребывания состоит из двух основных элементов: возможность выбора места жительства и возможность выбора места пребывания.
В настоящее время представляется целесообразным рассматривать понятия “право на выбор места жительства и места пребывания” и “право на свободу передвижения” как самостоятельные категории в теории права и в объективном праве [1, с. 26]. Передвижение по определенной территории не обязательно означает смену места жительства, но вполне может означать выбор места пребывания как временного нахождения в определенном месте.
Рассматривая «право на свободу передвижения» и “право на свободу выбора места жительства” на структурно-функциональном уровне и применяя при этом отмеченную выше классификацию элементов, выражающих содержательную сторону данного субъективного права, можно с уверенностью сказать, что она применима как к праву на свободу передвижения, так и к праву на свободу выбора места жительства. В настоящее время в законодательствах стран ЕАЭС отсутствует дефиниция, закрепляющая названное выше понятие. Данное обстоятельство существенно затрудняет эффективность реализации ряда нормативных правовых актов, приводит к путанице в правоприменительной практике. Поэтому необходима четкая правовая регламентация имеющих место в науке понятий, ставших объектом нашего исследования.
Закономерное осознание того, что смысл свободы передвижения, в конечном счете, заключен в потребностях и выражающих их интересах личности, обусловливает необходимость разграничения имеющегося в законодательстве понятия “право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства” в виде самостоятельных правомочий. В нашем случае это возможность передвигаться и возможность выбирать место жительства. Рассмотрим, что представляют собой названые элементы. Существует две точки зрения в отношении понимания свободы передвижения. Первая из них рассматривает возможность передвигаться и возможность выбирать место жительства и места пребывания в той интерпретации, в какой они предполагаются законодательно. Вторая трактует рассматриваемые правомочия как отдельные два вида права.
Согласно первому подходу, право на свободу передвижения непременно должно быть в связке с правом выбора места жительства и места пребывания. Данное правомочие предполагает свободу выбора места пребывания, определяя таковым любое место нахождения гражданина [2, с. 135].
С другой стороны право на свободу передвижения, хотя и имеет самостоятельное значение, однако тесно связано в своем правовом регулировании с правом на свободу выбора места жительства и места пребывания [3, с. 112–117]. Свободы передвижения и выбора места жительства - это акты свободного самоопределения человека, они являются условием духовного и профессионального развития личности. Но каждому частному праву объективно противостоит некоторый публичный интерес, при этом законодательно закрепленное право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства включает в себя две различные свободы: свободу передвижения и свободу выбора места жительства. В связи с эти представляется необходимым точно, ясно и однозначно определить в законодательстве понятие “право на свободу передвижения”, которое было бы юридически самостоятельным, по отношению к такому понятию, как “право выбора места жительства и места пребывания”, что исключило бы затруднения в толковании их содержания. П.И. Новгородцев замечал, что “время от времени понятия должны переворачиваться, чтобы могла начаться новая жизнь” [4, с. 387].
Бесспорно, право на свободу передвижения является сложным правовым явлением, учитывая, что рассмотренные элементы “свобода”, “свобода передвижения”, “право на свободу передвижения”, “право на выбор места жительства”, входящие в его состав, имеют каждый свое самостоятельное зна- чение. Резюмируя вышеизложенное, весьма уместно сделать вывод о том, что право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства имеет комплексный характер. При этом существует определенная необходимость законодательного разграничения таких понятий как “право на свободу передвижения” и “право на выбор места пребывания и жительства”.
Исследуемое право со временем выступает, главным образом, как вариант решения социальных проблем. Содержание права на свободу передвижения на каждой стадии общественного развития объективно имеет свой особый исторический смысл и уникальное содержание. Право на свободу передвижения как идея и затем как юридический институт является выражением исторически реальных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их решения.
Через призму формирования исследуемого явления можно увидеть пути и логику формирования современных юридических норм, гарантирующих свободу передвижения. На каждом этапе своего существования право на свободу передвижения отличается определенными особенностями. Государству было невыгодно признавать право на свободу передвижения в качестве естественного права, так как именно надзор за передвижением населения давал государству возможность его учета и удержания в определенном месте [2, с. 161].
Следует отметить, что созданная в 2011 году Евразийская экономическая комиссия уже сейчас уделяет пристальное внимание актуальным вопросам сотрудничества государств-участников этого интеграционного объединения по вопросам трудовой миграции. Так, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 августа 2012 г. № 154 утверждено Положение о Консультативном комитете по миграционной политике.
Данный орган создается при Коллегии Евразийской экономической комиссии в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии 2011 года, согласно которому Комиссия осуществляет свою деятельность помимо всего прочего и в сфере трудовой миграции. Основными задачами Комитета являются проведение консультаций с представителями государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства и выработка предложений по вопросам создания унифицированного правового режима в части трудоустройства граждан государств-членов, формирования договорно-правовой базы для осуществления единой миграционной политики.
Согласно Положению Комитет по миграционной политике осуществляет следующие функции: разрабатывает предложения по гармонизации и унификации законодательства государств-членов в области трудовой миграции, по созданию общего рынка труда, обеспечению свободного передвижения граждан государств-членов внутри Единого экономического пространства; подготавливает предложения по разработке международных договоров, направленных на дальнейшую интеграцию в сфере миграционной политики; вырабатывает меры по содействию организованному набору и привлечению трудящихся-мигрантов на территории государств-членов для осуществления ими трудовой деятельности; участвует в разработке совместных целевых программ и мероприятий в области миграции; вырабатывает предложения по совершенствованию информационного обмена в сфере трудовой миграции между уполномоченными органами государств-членов; вырабатывает предложения по совершенствованию миграционного контроля, повышению эффективности взаимодействия миграционных и иных заинтересованных органов государств-членов в обеспечении защиты прав трудящихся-мигрантов и членов их семей, предотвращении нелегального использования труда трудящихся-мигрантов; осуществляет иные функции в пределах своей компетенции.
Комитет по миграционной политике является первым органом Евразийской экономической комиссии, который создан для сотрудничества государств-членов по вопросам трудовой миграции. Учреждение Комитета - это важный шаг на пути реализации положений Декларации о евразийской экономической интеграции 2011 года, касающихся обеспечения эффективного функционирования общего рынка трудовых ресурсов и сотрудничества в вопросах миграционной политики.
В целом в настоящее время отсутствует системность в осуществлении законодательного обеспечения права на свободу передвижения с учетом необходимости защиты прав граждан и интересов государства. С учетом экономических, политических и социальных реалий Российская Федерация и другие страны ЕАЭС в полной мере могут в своем внутригосударственном праве разграничить понятия «право на свободу передвижения» и «право на свободу выбора места жительства». При этом видится целесообразным ратифицировать многие международные документы, гарантирующие право на свободу передвижения, что позволило бы сделать еще один шаг на пути вхождения стран СНГ в мировое сообщество. Данное действие позволило бы обеспечить системный подход к регулированию свободы передвижения, не нарушающий и не затрагивающий другие права и свободы граждан .
В заключении необходимо отметить положительную тенденцию, согласно которой в рамках Евразийского экономического союза неуклонно происходит правовая институциализация права на свободу передвижения, обретение ею все большей юридической значимости. Вхождение в ЕАЭС отразится не только на мигрантах, но и положительно скажется на национальной экономике стран-
участников. Интеграция позволит странам развивать реальный сектор, и в первую очередь, сельское хозяйство и промышленное производство, а также поможет увеличить экспорт отечественной продукции в страны ЕАЭС. При этом, выход на объёмный общий рынок союза и благоприятный инвестиционный климат обеспечат приток финансовых средств. В этом случае миграция перестанет быть проблемой, а станет фактором оптимального баланса трудовых ресурсов в рамках ЕАЭС.
Список литературы Институт права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в масштабах Евразийского экономического союза
- Алешкова И.А. Право на свободу передвижения: вопросы теории практики: дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.
- EDN: NNNULJ
- Конституционное право России / Под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
- EDN: SUGJVF
- Кононов А.Л. Конституционный принцип свободы передвижения и практика Конституционного Суда РФ. Россия и Совет Европы: перспективы взаимодействия. Сборник докладов. М., 2001.
- Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права. Соч. М., 1995.