Институт уголовной ответственности юридических лиц по уголовному законодательству Киргизской Республики
Автор: Салыбекова Толкун Салыбековна
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 3 т.6, 2020 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается институт уголовной ответственности юридических лиц по уголовному законодательству Киргизской Республики. По мнению автора, важнейшими показателями эффективности проводимых реформ в республике должны быть, завершение судебной реформы, повышение независимости и авторитета судебной власти в защите с ее помощью прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Институт уголовной ответственности юридических лиц будет способствовать принятию юридическими лицами дополнительных мер корпоративного контроля над своими должностными лицами органов управления, решая тем самым задачу профилактики преступности юридических лиц.
Судебная реформа, юридическое лицо, институт уголовной ответственности, уголовный закон, гуманизация правосудия, уголовное судопроизводство
Короткий адрес: https://sciup.org/14116000
IDR: 14116000 | DOI: 10.33619/2414-2948/52/44
Текст научной статьи Институт уголовной ответственности юридических лиц по уголовному законодательству Киргизской Республики
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
УДК 343.1
Новеллой в действующем уголовно-процессуальном кодексе Киргизской Республики является раздел «Особенности производства по применению мер уголовно-правового воздействия к юридическому лицу» [1]. Данные положения разработаны в целях реализации норм действующего Уголовного кодекса Киргизской Республики [2].
За истекшие годы в Кыргызстане многое сделано в плане реформирования современной системы уголовного судопроизводства.
Некоторые положения уголовно-процессуального кодекса Киргизской Республики неоднократно подвергались изменениям, что, с одной стороны, является естественным процессом его совершенствования и приведения в соответствие с требованиями практики.
Однако, несмотря на достигнутый прогресс по его реформированию, имелись ряд серьезных проблем в сфере уголовного судопроизводства, и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.
В связи с этим 8 августа 2012 г. был издан Указ Президента Киргизской Республики «О мерах по совершенствованию правосудия в Киргизской Республике» [3], согласно которому разрабатывался новый уголовно–процессуальный кодекс Киргизской Республики.
В основе разработки нового Уголовно-процессуального кодекса Киргизской Республики были приняты во внимание:
–Нормы Конституции Киргизской Республики 2010 г. [4];
–Стратегия устойчивого развития Киргизской Республики 2013–2017 гг. [5];
Рекомендации по дальнейшему реформированию судебной системы Киргизской Республики;
–общепризнанные принципы и нормы международного права;
–международные соглашения, ратифицированные Жогорку Кенешом Киргизской Республики;
–судебно–следственная практика;
–основные современные тенденции развития уголовно–процессуального права зарубежных стран (Республика Казахстан, Украина, Латвия, Грузия и др.).
В связи с этим, необходимо было привести Уголовно–процессуальный кодекс Киргизской Республики в соответствие с Конституцией Киргизской Республики 2010 года, а так же с требованиями общепризнанных принципов и норм международного права, поскольку в ч. 3 ст. 6 Конституции предусмотрено, что «Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Киргизская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, которые являются составной частью правовой системы. В рекомендациях по дальнейшему реформированию судебной системы Киргизской Республики основополагающим подходом к реформированию уголовного судопроизводства стала гуманизация правосудия [6].
Одним из ключевых моментoв судебно–правовой реформы, проводимой в Киргизской Республике за последние годы, стало принятие существенных изменений в уголовно– процессуальный кодекс Киргизской Республики. Новеллой в УПК КР является раздел как «Особенности производства в отношении юридических лиц».
Применение мер уголовно–правового воздействия к юридическому лицу осуществляется только при участии его представителя.
Если в ходе досудебного производства выясняется, что подозреваемый, действуя индивидуально или как член коллегиальной структуры соответствующего юридического лица, основываясь на праве представлять юридическое лицо, действовать по его поручению, либо принимать решения от имени юридического лица или же осуществлять контроль в рамках юридического лица, либо будучи на службе юридического лица совершил преступное деяние в интересах этого юридического лица, следователь выносит мотивированное постановление о начале досудебного производства по применению мер уголовно–правового воздействия к юридическому лицу.
Процесс по применению мер уголовно–правового воздействия к юридическому лицу проводится в рамках досудебного производства.
О начале досудебного производства по применению мер уголовно–правового воздействия к юридическому лицу следователь сообщает соответствующему юридическому лицу путем направления ему копии постановления, а также разъясняет представителю этого юридического лица его права и обязанности.
Копия постановления о начале досудебного производства в отношении юридического лица направляется этому лицу в течение суток с момента его вынесения.
В случае прекращения дела в отношении, подозреваемого или приостановления дела в связи с розыском подозреваемого, производство по применению мер уголовно-правового воздействия в отношении юридического лица должно быть завершено и направлено в суд для рассмотрения по существу.
В досудебном производстве по применению мер уголовно–правового воздействия к юридическому лицу выясняются:
–обстоятельства совершения преступного деяния посредством юридического лица;
–статус физического лица в структуре юридического лица;
характер противоправного деяния подозреваемого в интересах юридического лица и его последствия;
–размер и характер ущерба, причиненного посредством юридического лица;
–размер незаконного дохода юридического лица, полученного в результате противоправных деяний подозреваемого в интересах этого юридического лица.
Признав, что обвиняемый совершил преступное деяние в интересах или посредством юридического лица, суд в приговоре принимает также решение о применении мер уголовно– правового воздействия к юридическому лицу.
Признав, что факты не доказаны, суд отказывает в применении мер уголовно–правового воздействия к юридическому лицу.
В случае прекращения дела в отношении обвиняемого или приостановления дела в связи с розыском обвиняемого производство по применению мер уголовно–правового воздействия в отношении юридического лица должно быть рассмотрено судом по существу.
Уголовное право любой страны имеет свою специфику. Она проявляется в содержании основных уголовно–правовых институтов (уголовного закона, преступления, наказания), обусловленном национальными и культурными традициями, особенностями политического устройства общества, его экономики и многих других факторов. Вместе с тем уголовное право некоторых стран сближается по ряду параметров и характеристик, имеет общие историко–правовые корни, в связи с чем в теории принято говорить о системах («семьях») права. С определенной долей условности в настоящее время можно выделить следующие основные системы уголовного права: романо–германскую (европейскую континентальную); англо–саксонскую (общее право) [7].
Международно-правовая доктрина, а также национальное законодательство большинства зарубежных государств основываются на принципах автономии воли юридического лица при совершении им преступления (воля юридического лица реализуется органами его управления) и самостоятельной уголовной правосубъектности организаций (способности подлежать уголовной ответственности).
В частности, этот вид ответственности существует во всех странах общего (англо– американского) права, в том числе в Англии, Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Австралии, государствах — бывших английский колониях. В странах континентального права в том или ином виде уголовная ответственность организаций введена во всех государствах Евросоюза. Последней страной Евросоюза, в которой была введена такая ответственность, стала Чехия, в которой соответствующий закон вступил в силу 1 января 2012 г.
Институт уголовной ответственности юридических лиц известен также правовым системам мусульманского (Албания, Иордания, Ливан, Сирия) и социалистического (Китайская Народная Республика) права [8].
Важнейшими показателями эффективности проводимых реформ в республике должны быть, на наш взгляд завершение судебной реформы, повышение независимости и авторитета судебной власти в защите с ее помощью прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.
Итак, институт уголовной ответственности юридических лиц будет способствовать принятию юридическими лицами дополнительных мер корпоративного контроля над своими должностными лицами органов управления, решая тем самым задачу профилактики преступности юридических лиц.
Список литературы Институт уголовной ответственности юридических лиц по уголовному законодательству Киргизской Республики
- Уголовно-процессуальный кодекс Киргизской Республики от 30 июня 1999 г. №62. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 февр. 2017 г.).
- Уголовный кодекс Киргизской Республики. Бишкек, 2018.
- Рекомендации по дальнейшему реформированию судебной системы Киргизской Республики. Утверждено Указом Президента КР "О мерах по совершенствованию правосудия в Киргизской Республике от 8 августа 2012 г. УП №147. https://clck.ru/GYYAj.
- Конституция Киргизской Республики: принята референдумом 27 июня 2010 г. (В редакции Закона КР от 28.12.2016 г. №218). http://www. gove.kg.
- Стратегия устойчивого развития Киргизской Республики на период 2013-2017 гг. // Дорожная карта - рамочный документ. https://clck.ru/GZ9rz
- Рыспаева Г. С. Иные меры обеспечения уголовного судопроизводства в свете новой редакции уголовно-процессуального законодательства Киргизской Республики // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №6. С. 449-454. DOI: 10.33619/2414-2948/43/61
- Щедрин Н., Востоков А. Уголовная ответственность юридических лиц или иные меры уголовно-правового характера в отношении организаций // Уголовное право. 2009. №1. С. 58-61.
- Салыбекова Т. С., Турубеков У. Basics and conditions of criminal liability of legal entities from a scientific point of view // Alatoo Academic Studies. 2018. V. 18. №4. P. 193-198.