Инструкция генерал-почт-директору и другие законы Российской империи в августе 1722 года
Автор: Упоров И.В.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 8-2 (71), 2022 года.
Бесплатный доступ
Дается краткий анализ законодательных актов, принятых в августе 1722 г., то есть, в течение одного месяца 300 лет назад. Количество законов тогда составило 11 (для сравнения: в июне 1722 г. их было 18, в июле 1722 г. - 27). Такой подход к выбору объекта исследования, основанный на круглой юбилейной дате, конечно, в определенной степени упречен, но, тем не менее, он позволяет лучше понять основные тенденции исторического развития российского права. Источник исследуемых актов - первое Полное собрание законов Российской империи (1649-1825 гг.).
Указ, инструкция, поста, ямские подводы, крестьянские дворы, чертеж, серебро
Короткий адрес: https://sciup.org/170195486
IDR: 170195486 | DOI: 10.24412/2500-1000-2022-8-2-152-155
Текст научной статьи Инструкция генерал-почт-директору и другие законы Российской империи в августе 1722 года
В августе 1722 г. в России были приняты всего 11 законодательных актов, что значительно меньше среднего показателя в то время. Сейчас, спустя 300 лет, конечно, трудно определять причины такого низкого показателя, возможно, одна из них созвучна и современным законодателям (депутатам), которые в августе находятся в отпусках на отдыхе.
Как бы ни было, из 11 законов по три акта были изданы в сфере государственного управления и в сфере экономики, по два закона - в сфере правоохранения и в сфере церковных отношений. Один закон регулировал публично-властные отношения, и он оказался самым объемным из всех, с него и начнем обзор - речь идет об Инструкции Генерал-Почт-Директору, утвержденную 13 августа 1722 г. [1]. Данная должность была введена еще в 1720 г., и ее занял вице-канцлер и вице-президент иностранных дел П.П. Шафиров, сумевший организовать хорошо работавший действовавший почтовый тракт Петербург-Москва. Первоначально Генерал-Почт-Директор имел в своем ведении в основном иностранную почту, а внутренняя, ямская почта, была в другом ведомстве, но такая система была сочтена неэффективной, и все виды почт было решено объединить. Тогда и была утверждена рассматриваемая Инструкция 1722 г., при этом указанную должность занял князь
А.И. Дашков.
Генерал-почт-директору были подчинены следующие почтовые учреждения: почтмейстерская контора в Санкт-Петербурге, Ямская канцелярия, Московская ямская и Московская немецкая конторы, а также почтовые конторы в других городах, при этом для организации почты взял немецкую модель почтового сообщения. В Инструкции в самом ее начале довольно подробно регулировался организационный аспект, связанный с объединением всех почт и соответствующих должностей (почтовые конторы, «почтовые станы», «ямской приказ», «купеческий Почтамт», «ямские прикащики», «ямщики», «почтари» и др.) в единую почтовую систему.
В Инструкции в п. 5 предписывалось, в частности, «посылаемые указы и письма, сколько оных из Сената, из Коллегий и Канцелярий и из прочих мест, куда надлежит, такожде из других мест отписок и прочих ведомостей в Санктпетербурге в приеме и в посылке сколько весом будет, весом записывать в особливые книги, и по записке с весу и тех мест, откуда посланы, кроме посылаемых из Сената указов и прочих писем, иметь с весу от Санктпе-тербурга в один путь с золотниками по тому решать, а от Москвы ж до других городов, до которых определена будет почта, росчисляя против того ж по разстоянию пути при отдаче оных указов, а без денег никаких указов не принимать» [1].
Финансовой составляющей почтового дела уделялось значительное внимание. Так, за подводы для курьеров с письмами о «государевых нуждах» полагалось «имать прогонные деньги: от Санктпетер-бурга до Новагорода по 2 деньги, а от Но-вагорода до Москвы по деньге за версту, а на ямские от Санктпетербурга до Новаго-рода по деньге за версту, а от Новагорода до Москвы по 6 денег. А в других городах и Губерниям и Провинциям по 4 деньги на 10 верст. А которые поедут на ямских подводах для своих нужд, с тех имать везде против вышеописанного определения двойные прогоны» [1]. В этом контексте нужно отметить, что в основном в Инструкции речь идет об отправлениях, посылаемых императору и другим столичным органам власти, и обратно, то есть Петр I тем самым совершенствовал систему государственного управления, например, содержалось требование предоставлять для важных государевых сообщений «ямские подводы без всякого задержания», но при этом детально прописывались материальные и денежные затраты (ямские подводы, «нежнейшие припасы» и т.д.). Денежные доходы следовало строго описывать и отчитываться о них.
В конце Инструкции содержалась ставшая для такого орда актов норма о том, что если Генерал-Почт-Директор «по тому постовому и ямскому что усмотрит к наилучшему отправлению, а оное в сей Инструкции не описано» и в других императорских указах не упомянуто, то об этом свои соображения ему следует направлять в Сенат и требовать от последнего резолюции, но до этакой резолюции «вновь онаго чинить не дерзать», а в целом полагалось поступать «во всем неотменно как доброму и честному офицеру надлежит». Заметим еще, что согласно «Табели о рангах» Генерал-Почт-Директор имел чин не ниже пятого класса, при нет была организована Почтовая директорская канцелярия (по статуса как коллегия), и он подчинялся только Сенату и императору.
Как отмечалось выше, в сфере государственного управления было издано три ак- та. Так, 1 августа 1722 г. был издан указ, согласно которому предписывалось: «Кто при переписке дворовых людей и слуг объявит в дворовых людях из крестьян и из деловых людей, которые взяты во дворы из деревень до переписи поголовной 1719, 1720, 1720 годов: и тех числить с дворовыми людьми, а в раскладку на полки их не класть, для того, что у многих в слугах есть из крестьян и из деловых людей. А которые явятся взяты из крестьян же и из деловых людей после вышеописанной поголовной переписи, ни в деревнях, ни во взятье во дворы не написаны: и тех крестьян и деловых людей переписав особь, подать об них при доношении известия в Сената, за кем таковых сколько явятся» [2]. В другом законе (от 7 августа) 1722 г. регулировалась необходимость мерить расстояние между городами, ставить верстовые столбы с надписью о расстояниях. В частности, предписывалось, «чтоб как реки замерзнут, измерять версты реками, начать от Москвы Москвоб рекою, Окою и Волгою, до Астрахани город от города и ставить столбы только по городам, кои стоят по берегам помянутых рек, сколько от города будет верст». В данной сфере общественных отношений был принят также сенатский указ от 24 августа 1722 г. «Об истреблении явившихся в обороте поддельных денег и об отобрании поддельных денег и всех вообще без замена и вознаграждения».
В сфере экономики отметим Указ «О строении крестьянских дворов по установленному чертежу» [3]. В начале этого документа отмечалось, что государю стало известно о том, что «в деревнях от дворового частого строения чинятся непрестанные пожары, и выгорают все дворы, без остатка, от чего поселяне приходят в конечное разорение и нищету» [3]. Во избежание таких бед, император, «милосердуя о подданных своих», предписал, чтобы в тех селах, где произошли пожары, «строить дворы по два вместе, а огороды конопляники иметь между двумя дворов, мерою, смотря по положению места, сколько где места даст, только же конечно, чтобы между дворового построения меньше тридцати саженей трех аршинных не было построено» [3]. Указ предписывал, чтобы при строении дворов вместе «был приложен чертеж с мерами», которые должны быть известны населению, а фискалам надлежало «смотреть и доносить» о нарушениях данного указа.
Помимо этого, экономические отношения регулировались еще двумя сенатскими указами законами, изданных в один день: 24 августа 1722 г. – «Об отдаче в ведение Мануфактур-Коллегии продажи гербовой бумаги из Оружейной Палаты» и «О построении в Вышеволоцких шлюзах других ворот, об очистке каменных перегородок в Боровицких порогах и о запрещении сбора с судов и возов в Бронницах и о расчистке бечевника между Тверью и Вышним Волочком». Оба акты небольшие по объему (примерно одна треть современного формата А4), в том числе второй указ, несмотря на его длинное название.
В правоохранительной сфере отметим сенатский указ от 28 августа 1722 г. «О розыскивании дел в покраже серебра с заводов и подделке монеты, в Берг-Коллегии» [4]. В этом акте в его начале сообщалось, что по указу Государя предпи- сывается изменить, выражаясь современным языком, субъекты расследования дел, связанных с злоупотреблениями при разработке месторождений руды по добыче серебра. Было повелено: «если доносители будут доносить на прикащщиков, и на старост, на самих помещиков и влстей, что по сыску руд, чьи те земли будут, их не до- пускают, и в том сыске и в заводах рудных чинят остановку; и о таких розыскивать в Берг-Коллегии» [4], в то время как раньше это полагалось делать Ревизион-Конторе. Предписывалось розыск (следствие) и учинение наказания злоумышленникам делать «не мешкая ни мало времени, дабы тем оные воровства искоренить». Кроме того, 24 августа 1722 г. был сенатский указ «О подписке определяемым к делам под указом 1714 года о лихоимстве».
В сфере церковных отношений 10 и 31 августа 1722 г. были изданы два акта: « О штатах церковнослужителей при соборах и приходских церквах и о положении излишних и безместных в подушный оклад» и «Об исправлении иконного изображения».
Список литературы Инструкция генерал-почт-директору и другие законы Российской империи в августе 1722 года
- Инструкция Генерал-Почт-Директору от 13.08. 1722 г. // ПСЗ-1. №4073.
- Указ Сенатский от 01.08. 1722 г. "О помещении в ревизских сказках дворовых людей, взятых во дворы помещиков, из деловых людей и крестьян до 719 года и об учинении особой переписи тем, которые во дворы взяты после 721 года, для представления оной Сенату" // ПСЗ-1. № 4069.
- Указ именный от 07.08.2022 г. "О строении крестьянских дворов по установленному чертежу" // ПСЗ-1. № 4070.
- Указ Сенатский от 28.08. 1722 г. "О розыскивании дел в покраже серебра с заводов и подделке монеты, в Берг-Коллегии" // ПСЗ-1. № 4078.