Инструменты для нанесения тагарских петроглифов: результаты экспериментально-трасологического исследования

Автор: Зоткина Л.В., Давыдов Р.В.

Журнал: Археология, этнография и антропология Евразии @journal-aeae-ru

Рубрика: Эпоха палеометалла

Статья в выпуске: 3 т.50, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье представлены результаты экспериментально-трасологического исследования бронзовых и железных орудий, а также следов пикетажа на красноцветном девонском песчанике, проводившегося с целью определения технологических возможностей тагарских и тесинских металлических инструментов как орудий для создания наскальных изображений способом пикетажа и выявления артефактов, которые могли использоваться для этого. На первом этапе работ выполнен предварительный трасологический анализ петроглифов тагарского времени, а также металлических инструментов и предметов вооружения из фондов Минусинского краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова. Отобраны морфологически подходящие орудия, которые могли служить для создания петроглифов, подготовлены экспериментальные эталоны орудий из каменного сырья, а также из металла - различных сплавов на медной основе и низкоуглеродистой стали. На специальном полигоне проведены эксперименты, в процессе которых сформированы образцы пикетажа. Последний этап работ связан с проведением сопоставительного трасологического анализа экспериментальных и археологических данных (следы выбивки петроглифов и следы износа на орудиях-оригиналах). Такой подход обеспечил возможность экстраполяции полученной экспериментальным путем информации на археологические материалы. В коллекциях тагарских и тесинских металлических предметов выявлены инструменты, использовавшиеся при нанесении наскальных изображений в технике пикетажа. Сделан вывод о том, что специализированных орудий для создания петроглифов в скифское время на территории Минусинской котловины не было, для этого применялись инструменты, которые можно назвать универсальными. Определено, что функционально пригодные металлические орудия для пикетажа изготавливали из оловянистой бронзы и низкоуглеродистой стали с термической обработкой. Такие металлические инструменты появляются в регионе в тагарское и тесинское время.

Еще

Наскальное искусство, петроглифы, тагарская культура, минусинская котловина, функциональный анализ, эксперимент, трасология

Короткий адрес: https://sciup.org/145146552

IDR: 145146552   |   DOI: 10.17746/1563-0102.2022.50.3.060-071

Список литературы Инструменты для нанесения тагарских петроглифов: результаты экспериментально-трасологического исследования

  • Байбердина (Талягина) М.А. Изображения тесинского времени в Минусинской котловине в контексте археологического материала // Теория и практика археологических исследований. – 2019. – № 3 (27). – С. 20–34.
  • Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. – Л.: Наука, 1986. – 180 с.
  • Гиря Е.Ю., Дэвлет Е.Г. Некоторые результаты разработки методики изучения техники выполнения петроглифов пикетажем // Урал. ист. вестн. – 2010. – № 1 (26). – С. 107–118.
  • Голубева Е.В. Теория и практика экспериментально-трасологических исследований неметаллического инструментария раннего железного века – Средневековья (на материалах южно-таежной зоны Средней Сибири). – Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2016. – 144 с.
  • Горащук И.В., Сёмин Д.В. Металлургический и металлообрабатывающий комплекс каменных орудий труда с поселения Михайлово-Овсянка в Самарской области // Вестн. Удмурт. гос. ун-та. Сер.: История и филология. – 2018. – № 4 (28). – С. 599–606.
  • Дэвлет М.А. Большая Боярская писаница. – М.: Наука, 1976. – 39 с.
  • Завьялов В.И., Розанова Л.С., Терехова Н.Н. Традиции и инновации в производственной культуре Северной Руси. – М.: Анкил, 2012. – 376 с.
  • Завьялов В.И., Терехова Н.Н. К вопросу о происхождении железных изделий у племен тагарской культуры // КСИА. – 2014. – Вып. 236. – С. 109–112.
  • Зоткина Л.В. К вопросу о методике изучения палимпсестов (на примере композиции с Шалаболинской писаницы, Красноярский край) // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2019. – Т. 47, № 2. – С. 93–102.
  • Зоткина Л.В., Бочарова Е.Н. Результаты технолого-трасологического исследования каменных орудий для выполнения петроглифов в технике пикетажа // Сибирские исторические исследования. – 2017. – № 4. – С. 27–45.
  • Зоткина Л.В., Солодейников А.К., Давыдов Р.В., Курбанов Р.Н., Постников Н.В., Сутугин С.В., Шевченко Т.А., Конохов В.А., Федоренко П.Ю. Результаты полевых исследований памятников наскального искусства древнейшего пласта на территории Минусинской котловины в 2020 году // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2020. – Т. XXVI. – С. 445–452.
  • Зоткина Л.В., Техтереков А.С., Харевич В.М., Плиссон Х. Экспериментальное изучение технологий в наскальном искусстве Минусинской котловины: виды пикетажа и инструментария // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2014. – № 1. – С. 55–65.
  • Князева Е.В. Технология металлургии и металлообработки на территории Нижнего Приангарья в средние века: опыт экспериментально-трасологических исследований // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. – 2011. – № 5: Археология и этнография. – С. 108–116.
  • Кузьмин Н.Ю. Этапы сложения и развития тесинской культуры (по погребальным памятникам степей Минусинской котловины) // Номады казахских степей: этносоцио-культурные процессы и контакты в Евразии скифо-сакской эпохи. – Астана: Президентский центр культуры Республики Казахстан, 2008. – С. 187–204.
  • Миклашевич Е.А. Техника гравировки в наскальном искусстве скифского времени // Изобразительные и техно-логические традиции в искусстве Северной и Центральной Азии. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. – С. 157–202. – (Труды Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства).
  • Миклашевич Е.А. О сходстве древнейших наскальных изображений Южной Сибири и Центральной Азии и проблеме их атрибуции // КСИА. – 2020. – № 261. – С. 82–98.
  • Молодин В.И., Женест Ж.-М., Зоткина Л.В., Черемисин Д.В., Кретэн К. «Калгутинский» стиль в наскальном искусстве Центральной Азии. // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2019. – Т. 47, № 3. – C. 12–26.
  • Молодин В.И., Зоткина Л.В., Кретэн К., Черемисин Д.В., Батболд Н., Цэвээндорж Д. Палимпсест с местонахождения Цагаан-Салаа IV (Монгольский Алтай): относительная хронология изображений // КСИА. – 2020. – № 260. – С. 134–150.
  • Наумов Д.В. Производство и обработка древних медных и бронзовых изделий Минусинской котловины // Новые методы в археологических исследованиях. – М.; Л.: АН СССР, 1963. – С. 159–190.
  • Савельева А.С. Цветной металл тагарской культуры: история исследований состава сплавов на медной основе с 1860-х по 1950-е гг. // Вестн. Том. гос. ун-та. История. – 2015. – № 4 (36). – С. 85–95.
  • Савельева А.С. Цветной металл тагарской культуры: история исследований состава сплавов на медной основе с 1960-х по 2000-е гг. // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2016. – № 408. – С. 125–133.
  • Савельева А.С., Герман П.В. Бронзы из курганного могильника тагарской культуры Некрасово II (по материалам раскопок 1970 г.) // Вестн. Том. гос. ун-та. История. – 2015. – № 6 (38). – С. 108–118.
  • Савинов Д.Г. Развитие стиля изображений на плитах курганов тагарской культуры // Проблемы археологии. – СПб.: СПб. гос. ун-т, 1994. – Вып. 3. – С. 123–136.
  • Семенов С.А. Первобытная техника (опыт изучения древнейших орудий и изделий по следам работы). – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957. – 240 с. – (МИА; № 54).
  • Советова О.С. Петроглифы тагарской эпохи на Енисее (сюжеты и образы). – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005. – 140 с.
  • Соенов В.И., Константинова Е.А. Ремесленные производства населения Алтая (II в. до н.э. – V в. н.э.). – Горно-Алтайск: Изд-во Горно-Алт. гос. ун-та, 2015. – 248 с.
  • Сунчугашев Я.И. Древняя металлургия Хакасии: эпоха железа. – Новосибирск: Наука, 1979. – 193 с.
  • Федорова Д.Н. Применение современных технологий для изучения петроглифов Русского Севера // Зап. ИИМК РАН. – 2019. – № 20. – С. 104–111.
  • Хаврин С.В. Тагарские бронзы // Мировоззрение. Археология. Ритуал. Культура: сб. ст. к 60-летию М.Л. Подольского. – СПб.: Мир книги, 2000. – С. 183–193.
  • Хаврин С.В. Тагарские бронзы Ширинского района Хакасии // Сборник научных трудов в честь 60-летия А.В. Виноградова. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2007. – С. 115–122.
  • Членова Н.Л. Тагарская культура // Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. – М.: Наука, 1992. – С. 206–223.
  • Alvarez M., Fiore D., Favrey E., Guerra R.C. The use of lithic artifacts for making rock art engravings: observation and analysis of use-wear traces in experimental tools through optical microscopy and SEM // J. of Archaeol. Sci. – 2001. – N 28. – P. 457–464.
  • Aubry T., Sampaio J., Luís L. Approche expérimentale appliquée à l’étude des vestiges du Paléolithique supérieur de la Vallée du Côa (Portugal) // La Investigación Experimental Aplicada a la Arqueología. – Granada: Universidad de Granada, 2011. – Vol. 1: Tecnología y Traceología Lítica Prehistórica y su Experimentación. – P. 87–96.
  • Bradfi eld J., Thackeray J.F., Morris D. An experimental investigation into the origin of incised lines on a 4000-year-old engraving from Wonderwerk cave, Northern Cape Province // South African Archaeol. Bull. – 2014. – N 69 (199). – P. 72–79.
  • Beaune S.A., de, Pinçon G. Approche expérimentale des techniques magdaléniennes de sculpture pariétale: le cas d’Angles-sur-Anglin (Vienne) // Préhistoire et approche expérimentale. – Montignac: Ed. Monique Mergoil, 2001. – P. 67–75.
  • D’Errico F., Sacchi D., Vanhaeren M. L’analyse technique de l’art gravé de Fornols-Haut, Campôme, France. Implications dans la datation des représentations de style paléolithique à l’air libre // L’art paléolithique à l’air libre: le paysage modifi é par l’image, Tautavel-Campôme, 7–9 octobre 1999. – Carcassonne: Gaep, Géopré, 2002. – P. 75–86.
  • Fregni E.G. The Compleat Metalsmith: Craft and Technology in the British Bronze Age. – Sheffi eld: Univ. of Sheffi eld, Dep. of Archaeol., 2014. – 231 p.
  • Gueret C., Benard A. “Fontainebleau rock art” (Ile-de-France, France), an exceptional rock art group dated to the Mesolithic? Critical return on the lithic material discovered in three decorated rock shelters // J. of Archaeol. Sci.: Reports. – 2017. – N 1. – P. 99–120.
  • Leroi-Gourhan A. Le Geste et La Parole. – P.: Albin Michel, 1964. – Vol. 1: Technique et langage. – 323 p.
  • Lopèz-Tascon C., Pedergnana A., Ollé A., Rasilla M., de la, Mazo C. Characterization of the use-wear and residues resulting from limestone working. Experimental approach to the parietal art of La Viña rock shelter (La Manzaneda, Asturias, Spain) // Quat. Intern. – 2020. – Vol. 569–570. – P. 212–227.
  • Plisson H. La fonction des outils de silex dans les grottes ornées paléolithiques // Congrès du Centenaire: Un siècle de construction du discours scientifi que en Préhistoire. – P.: Société Préhist. française, 2007. – P. 125–132.
  • Plisson H. Analyse tracéologique de 4 pics d’Olga Grande: des outils pour les gravures de plein air? // 200 séculos da história do vale do Côa: na vida quotidiana dos caçadores-artistos do pаleolithico. – Lisboa: IGESPAR, 2009. – P. 436–443.
  • Santos Da Rosa N., Cura S., Gersés S., Cura P. Between tools and engravings: technology and experimental archaeology to the study of Cachao do Algarve rock art // UISPP 2014: Technology and Experimentation in Archaeology. – Oxford, 2014. – P. 87–96. – (BAR Intern. Ser.; vol. 10, N 2657).
  • Zotkina L.V. Le bison de La Grèze (Marquay, Dordogne, France) sous le microscope // Paléo. Revue d’Archéologie Préhistorique. – 2016. – N 27. – P. 307–320.
  • Zotkina L.V., Cretin C., Plisson H., Geneste J.-M., Molodin V.I. Technological parameters of rock art at the Kalgutinsky Rudnik site on the Ukok Plateau, Russian Altai region // Quat. Intern. – 2020. – Vol. 559.– P. 188–197.
  • Zotkina L.V., Kolobova K.A., Sutugin S.V. Technological or Stylistic features: What defi nes the Minusinsk style in the earliest rock art from the Minusinsk basin (Southern Siberia). – In press.
  • Zotkina L.V., Kovalev V.S. Lithic or metal tools: technotraceological and 3D analysis of rock art // Digital Applications in Archaeology and Cultural Heritage. – 2019. – Vol. 13. – e00099.
Еще
Статья научная