Интернет-торговля сельскохозяйственной продукцией: международно-правовой аспект
Автор: Мелихов П.А., Лю Цзиньюй
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Актуальные вопросы политики и права
Статья в выпуске: 6-3 (25), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуется проблематика международно-правового регулирования электронной торговли продукций сельскохозяйственного производства. Приводится краткий анализ действующих российских и международных нормативно-правовых актов, регулирующих торговлю посредством сети интернет.
Интернет, малые формы хозяйствования, электронная торговля, экологически чистая продукция, органическое сельское хозяйство
Короткий адрес: https://sciup.org/140121006
IDR: 140121006
Текст научной статьи Интернет-торговля сельскохозяйственной продукцией: международно-правовой аспект
Одной из тенденций развития продовольственных рынков последнего десятилетия стал рост популярности здорового питания, снижение потребления генетически модифицированных продуктов, а также продуктов, выращенных с применением гербицидов, инсектицидов, химических и биологических стимуляторов роста. Востребованность экологически чистой продукции становится трендом не только на традиционных потребительских рынках, но и в большой степени определяет становление Интернет-торговли продуктами питания. В России электронная торговля продукцией сельскохозяйственного производства является, помимо всего прочего, еще и насущной необходимостью, обусловленной неразвитостью транспортнологистических систем в агропромышленном производстве, отдаленностью и труднодоступностью региональных агропродовольственных рынков для как для самих фермеров, так и для жителей мегаполисов [1].
Рост объемов продаж сельскохозяйственной продукции при помощи различного рода Интернет-ресурсов фиксируется практически во всех сегментах агропродовольственного рынка. Прежде всего, это касается универсальных торговых веб-площадок, осуществляющих коммерческую деятельность в аграрной сфере. Существуют и специализированные интернет-магазины, деятельность которых направлена исключительно на продажу сельскохозяйственной продукции, как правило произведенную при помощи органических и экологически чистых технологий. И хотя сельскохозяйственная интернет-коммерция представляет собой все еще сравнительно новый сегмент Интернет-торговли, необходимо констатировать, что этот вид продаж становится все более распространенным и прибыльным способом ведения агробизнеса. Экспансия электронной торговли в аграрную сферу оказывает влияние на все стороны агропромышленного производства, включая производство продукции, ее хранение, логистику, маркетинг и т.п. Немаловажную роль в этом процессе играет правовое сопровождение компаний, использующих всемирную сеть для продвижения продукции сельскохозяйственного производства [2].
Российское законодательство, регулирующее сферу электронной торговли, пока еще в значительной мере выполняет функцию правового закрепления уже существующих отношений. Иными словами, имеет место определенное отставание нормативно-правового регулирования от темпов развития современного информационного общества. В научных кругах и экспертном сообществе сегодня поднимается вопрос о необходимости разработки и принятия закона «Об электронной торговле», однако перспективы его принятия остаются крайне туманными. Базовыми источниками права, регулирующими информационные отношения, остаются федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных», «О защите прав потребителей», «Об электронной подписи» и др. Как видим, только первый из указанных законодательных актов является специализированным законом в области информационных технологий и электронных коммуникационных систем.
Что касается международных документов, то базовым нормативным актом в данной области является Типовой закон «Об электронной торговле» ЮНСИТРАЛ 1996 г. Кроме того, отношения в сфере электронной коммерции регулируются Конвенцией ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах от 2005 г., Декларацией о свободе обмена информацией в Интернете 2003 г., Европейской декларацией о правах человека и верховенстве нрава в информационном обществе 2005 г., Хартией глобального информационного общества 2000 г. и др. Кроме того, интересен анализ правоприменительного опыта США и стран Евросоюза, правовые системы которых, содержат достаточно развитые институты регулирования Интернет-торговли и опыт которых может представлять определенную ценность с точки зрения его адаптации в российскую правовую конструкцию [3].
Как известно, заключение договора путем обмена электронными сообщениями российским гражданским законодательством допускается, однако законодатель не посчитал нужным конкретизировать специфику подобных договоров посредством указания взаимных прав и обязанностей контрагентов в части информационной составляющей. Подобного рода сделки, согласно законодательству РФ о защите прав потребителей, регулируются правилами продажи товаров дистанционным способом. Согласно этим правилам, «дистанционной» является «… продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора» [4].
Что касается европейского подхода, согласно Директива № 97/7/EC Европарламента и Совета ЕС «О защите потребителей по договорам, заключаемым дистанционным способом» договором, заключаемым дистанционно, является «… договор на поставку товаров или услуг, заключаемый между поставщиком и потребителем в рамках схемы дистанционной продажи товаров или оказания услуг, организованной поставщиком, который в связи с заключением такого договора использует исключительно одно или несколько средств дистанционной коммуникации до момента заключения такого договора».
Как видим, российская трактовка «дистанционной» торговли не совпадает с европейской и в большей степени базируется на невозможности непосредственного ознакомления потребителя с товаром, независимо от того относится ли товар к продовольственной группе (является сельхозпродукцией или сырьем). С другой стороны, торговля пищевыми продуктами в РФ представляет собой весьма сложный юридический состав, регулируемый целым рядом законодательных и нормативно-правовых актов как ограничительного, так и запретительного характера. В частности, федеральными законами «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О техническом регулировании», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др. накладывается целый ряд ограничений на оборот пищевых продуктов и изделий в РФ.
Список литературы Интернет-торговля сельскохозяйственной продукцией: международно-правовой аспект
- Лата М.С. Проблемы экономического развития малого предпринимательства в аграрном секторе экономики Волгоградской области//Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2013. Т. 8. № 4 (30). С. 22-26.
- Лата М. С., Дин Тинтин. Зарубежный опыт реализации сельскохозяйственной продукции посредством интернет-продаж//Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей/Под общ. ред. Т.М. Сигитова. -Пермь: ИП Сигитов Т.М., 2016. -с. 126-127.
- Попова Л.В., Лата М.С. Анализ управления инновационным риском при реализации аграрных новаций//Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2015. № 6. С. 57-65.
- Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»//Российская газета. № 219. 03.10.2007.