Интерпретация евангельских сюжетов в фортепианном цикле О.Мессиана "Двадцать взглядов на младенца Иисуса"

Автор: Риневич Валентина Анатольевна

Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki

Рубрика: Художественная культура: история и современность

Статья в выпуске: 3 (34), 2019 года.

Бесплатный доступ

В данной статье рассматриваются особенности интерпретации фортепианного цикла О. Мессиана «20 взглядов на младенца Иисуса». В этом удивительном по размаху и масштабности сочинении, затрагивающем глобальные процессы бытия, времени, вечности, любви, сконцентрированы важнейшие полюса-символы его музыки, показан оригинальный композиторский стиль - сплав мистических откровений, романтической устремленности к вечному и любви к Богу в блистательной концертной форме. Главной целью О. Мессиана становится желание воплотить религиозную идею посредством музыкального языка. Стремясь уйти от ужасающей военной действительности (сочинение было написано во время оккупации Франции в 1944 году), композитор обращается к Богу, но не к образу Христа, принявшего мучения, не к трагической сфере пассионов, а к образу младенца Иисуса, который становится символом света и надежды на спасение. «Двадцать взглядов» - это сочинение программное. Композитор в свободной форме трактует евангельские сюжеты. Христианская символика у Мессиана смешивается с близкими ей элементами сюрреализма, приобретая мистические значения и смыслы.

Еще

О.мессиан, фортепианный цикл, религиозная музыка, двадцать взглядов на младенца иисуса, аспекты содержания программы, интерпретация

Короткий адрес: https://sciup.org/144160287

IDR: 144160287   |   DOI: 10.24411/2310-1679-2019-10309

Список литературы Интерпретация евангельских сюжетов в фортепианном цикле О.Мессиана "Двадцать взглядов на младенца Иисуса"

  • Алеев В.В. Фортепианное творчество О. Мессиана: Автореферат дис. канд. искусств. М.: Российский институт искусствознания, 1992. 24 с.
  • Голованева М.С. Апокалиптические произведения Оливье Мессиана (К вопросу о соотношении литературного текста и музыки) // Культура и искусство: Поиски и открытия: сб. науч. статей. Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2014. С. 15-19.
  • Екимовский В.А. Оливье Мессиан. Жизнь и творчество. -.: Музыка, 1987. 302 с.
  • Зенкин К.В. Слово о музыкальном мире Мессиана как знак "Божественного присутствия" // Музыка - Эйдос - Время. М.: Памятники исторической мысли, 2015. С. 403-418.
  • Мессиан О. Техника моего музыкального языка. М.: Греко-латинский кабинет, 1995. 121 с.
  • Рудник О.Л. Образы Священного Писания в творчестве Мессиана: Автореферат дис.. кандидата искусствоведения. М.: РАМ, 1999. 26 с. URL: https://www.dissercat.com/content/obrazy-svyashchennogo-pisaniya-v-tvorches-tve-messiana (дата обращения: 30.04.2019).
  • Старикова Е.Н. Синестетичность как основа "витражного мышления" Оливье Мессиана: Дис.. канд. искусств. Новосибирск, 2016. 248 с.
  • Холопов Ю.Н. О трех зарубежных системах гармонии. М.: Директ-Медиа, 2014. -с.
  • Цареградская Т.В. Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана. М.: Классика-XXI, 2002. 376 с.
  • Messian О. Vingt Regards surl' Enfant Jesus pour Piano (Paris 23 Mars - 8 September 1944). Paris: Durand, 1947. 177 p.
Еще
Статья научная