Интерпретация понятия «пренебесный жертвенник» в учении св. Николая Кавасилы о евхаристии в свете его полемики с западным взглядом на отношение установительных слов и эпиклезы
Автор: Елиманов В.Е.
Журнал: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии @theology-spbda
Рубрика: Теоретическая теология
Статья в выпуске: 1 (21), 2024 года.
Бесплатный доступ
В своём трактате «Изъяснение Божественной литургии» св. Николай Кавасила сравнивает западно-христианский и восточно-христианский взгляд на проблему отношения установительных слов и эпиклезы. Кавасила фактически обращает взор современных ему латинских богословов XIV в. на многовековую западно-христианскую традицию понимания молитвы «Supplices Te rogamus». Кавасила, по-видимому, не был знаком с этой традицией через латинские источники. Однако в своей интерпретации «Supplices Te rogamus» он во многом следует за ней. Кавасила подтверждает истинность своей интерпретации «Supplices Te rogamus» ссылкой на Псевдо-Дионисия Ареопагита. Для Кавасилы молитва «Supplices Te rogamus» - это ни что иное как эпиклеза, в которой обращение к Богу с просьбой об освящении даров облечено в образную, поэтическую форму. Согласно Кавасиле, в молитве «Supplices Te rogamus» Пренебесный Жертвенник - Сам Христос; Ангел - посредник между Богом и земной Церковью; моление Церкви Богу о вознесении рукою Ангела предложенных даров (хлеб и вино) на Пренебесный Жертвенник - это молитва об их освящении.
Св. николай кавасила, евхаристия, христос как пренебесный жертвенник (ὑπερουράνιος θυσιαστήριον), установительные слова, эпиклеза, преложение, восточная анафора, римская евхаристическая молитва, канон мессы, католическая церковь
Короткий адрес: https://sciup.org/140305459
IDR: 140305459 | DOI: 10.47132/2541-9587_2024_1_18
Список литературы Интерпретация понятия «пренебесный жертвенник» в учении св. Николая Кавасилы о евхаристии в свете его полемики с западным взглядом на отношение установительных слов и эпиклезы
- Algerus Leodiensis. De sacrificio missae // PL 180. Col. 853–856.
- Ambrosius Mediolanensis, S. De sacramentis // PL 16. Col. 417–462.
- Catenae Graecorum patrum in Novum Testamentum / Ed. J. A. Cramer. T. 8. Oxoniae: Typographeo Academico, 1844.
- Decretum de consecratione // Glossa ordinaria. Vol. II. Rome, 1582.
- Dionysii bar Salibi. Expositio Liturgiae / Ed., lat. interpr. H. Labourt. P., 1903. (CSCO; 13–14. Syr.; 93).
- Florus Lugdunensis. De expositione missae // PL 119. Col. 15–72.
- Germani archiepiscopi Constantinopolitani. Historia ecclesiastica et mystica contemplation // PG 98. Col. 384–453.
- Gezo Dertonensis. De corpore et sanguine Christi // PL 137. Col. 371–406D.
- Gregorius I Magnus, S. Liber sacramentorum // PL 78. Col. 25–264.
- Honorius Augustodunensis. Gemma animae // PL 172. Col. 541–738B.
- Innocentius III. Mysteria evangelicae legis et sacramenti eucharistiae // PL 217. Col. 763–915.
- Ioannes Chrysostomus, S. De proditione Judae // PG 49. Col. 373–392.
- Ioannes Chrysostomus, S. Homiliae in Epistulam secundam ad Corinthios // PG 61. Col. 381–610.
- Ioannes Chrysostomus, S. Homiliae in Oziam seu de Seraphinis // PG 56. Col. 97–142.
- Isidorus Hispalensis, S. De ecclesiasticis officiis // PL 83. Col. 737–826.
- Johannes Teutonicus. Glossa ordinaria ad Decretum Gratiani // Will E. Decreti Gratiani Incunabula: Beschreibendes Gesamtverzeichnis der Wiegendrucke des Gratianischen Dekretes. Bologna, 1959. P. 1–280. (Studia Gratiana; 6).
- Mansi J. D. Sacroruni conciliorum nova et amplissima collectio. T. 31.Venetia, 1798.
- Nicetas Stethatus, S. Opuscules et lettres / Ed. J. Darrouzès. Paris: Les éditions du cerf, 1961. (Sources chrétiennes, 81).
- Nicolas Cabasilas, S. Sacrae Liturgiae interpretatio / Ed. S. Salaville. Paris: Editions du Cerf, 1967. (Sources chrétiennes; 4).
- Paschasius Radbertus. In Lamentationes Ieremiae // PL 120. Col. 1059–1256.
- Paschasius Radbertus. Liber de corpore et sanguine Domini // PL 120. Col. 1255C‑1350D.
- Petrus Lombardus. Sententiae: In IV Libris distinctae // PL 192. Col. 521–962.
- Pseudo-Dionysius Areopagita. De ecclesiastica hierarchia // PG 3. Col. 369–584.
- Thomas Aquinas. Sancti Thomae Aquinatis doctoris angelici ordinis praedicatorum opera omnia. Commentum in quatuor libros sententiarum magistri Petri Lombardi. T. 7. Parmae: Fiaccadori, 1858.
- Чин Мессы или Божественной литургии Римского обряда по Римскому миссалу Папы Павла Шестого. Рим, 1979.
- Борнер Р. Византийские толкования VII–XV веков на Божественную литургию. М.: Издательство ПСТГУ, 2015.
- Волков А. А. Повествование о Тайной Вечере в анафоре испано-мосарабского обряда // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 2 (34). С. 20–33.
- Елиманов В. Е. Евхаристология св. Николая Кавасилы: общий обзор и оценка современных исследований // Метафраст. 2020. № 1 (3). С. 174–204.
- Елиманов В. Е. Учение св. Николая Кавасилы о Евхаристии как Жертве // Богословский вестник. 2021. № 1 (40). С. 151–177.
- Елиманов В. Е. «О всех и за вся» в богословии Евхаристии св. Николая Кавасилы: уточнение смысла // Христианское чтение. 2022. № 4. С. 69–83.
- Тафт Р. Ф. Экуменическая наука и католическо-православный спор об эпиклезисе // Его же. Статьи / Пер. с англ. С. В. Голованова. Т. I: Литургика. Омск: Голованов, 2010. С. 87–122.
- Ткаченко А. А. Канон мессы // Православной энциклопедия. Т. 30. М., 2017. С. 258–267.
- Biedermann M. Die Lehre von der Eucharistie bei Nikolaos Kabasilas // Ostkirchliche Studien. 1954. No. 3. P. 29–41.
- Botte В. L’épiclèse dans les liturgies syriennes orientales // Sacris Erudiri. 1954. Vol. 6. P. 69.
- Congar Y. Je crois en l’Esprit Saint. 3 vols. Paris, 1979–1980.
- Congourdeau M.-H. Nicolas Cabasilas et le Palamisme // Gregorio Palamas e oltre. Studi e documenti sulle controversie teologiche del XIV secolo bizantino / Ed. A. Rigo. Firenze, 2004. P. 1000–1020 (Orientalia venetiana, 16).
- Darrouzès J. Le mémoire de Constantin Stilbès contre les Latins // Revue des études byzantines. 1963. T. 21. P. 50–100.
- Demetracopoulos J. A. Georgios Gemistos-Plethon’s Dependence on Thomas Aquinas’ «Summa contra Gentiles» and «Summa Theologiae» // Archiv für mittelalterliche Philosophie und Kultur. 2006. No. 12. P. 276–341.
- Demetracopoulos J. A. The Influence of Thomas Aquinas on Late Byzantine Philosophical and Theological Thought: À propos of the Thomas de Aquino Byzantinus Project // Bulletin de Philosophie Médiévale. 2012. T. 54. S. 101–124.
- Duchesne L. M. Origines du culte chretien: etude sur la liturgie latine avant charlemagne. 5e ed. rev. et augm. Paris: A. Fontemoing, 1909.
- Geiselmann J. R. Die Abendmahlslehre an der Wende der christlichen Spätantike zum Frühmittelalter. Isidor von Sevilla und das Sakrament der Eucharistie. München, 1930.
- Habelea C. Die Erklärung der Göttlichen Liturgie nach Nikolaos Kabasilas // Ostkirchliche Studien. 2002. Bd. 51. Ht. 3/4. P. 249–293.
- Kappes C. A. New Narrative for the Reception of Seven Sacraments into Orthodoxy: Peter Lombard’s Sentences in Nicholas Cabasilas and Symeon of Thessalonica and the Utilization of John Duns Scotus by the Holy Synaxis // Nova et Vetera, English Edition. 2017. Vol. 15. No. 2. P. 465–501.
- Le Canon de la messe romaine / Ed. B. Botte. Louvain: Abbaye du Mont César, 1935.
- Mantovanis P. C. The Eucharistic Theology of Nicholas Cabasilas. Oxford: University of Oxford, 1984. (PhD Thesis).
- Mellis L. Die eucharistische Epiklese in den Werken des Nikolaos Kabasilas und des Symeon von Thessaloniki. Roma: Pontificia Università Lateranense, 1977. (Doktoraldissertation).
- Metso P. J. Divine Presence in the Eucharistic Theology of Nicholas Cabasilas. Joensuu: University of Eastern Finland, 2010. (PhD Thesis).
- Salaville S. Épiclèse eucharistique // Dictionnaire de théologie catholique. T. V. Paris: Letouzey et Ané, 1913. P. 194–300.
- Salaville S. Noutes complementaries // Nicolas Cabasilas, S. Explication de la divine liturgie / Intro. et trad. de S. Salaville. Paris: Les éditions du cerf, 1967. (Sources Chrétiennes, 4).
- Taft R. Problems in Anaphoral Theology: Words of Consecration versus Consecratory Epiclesis // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 2013. Vol. 57. No. 1. P. 37–65.
- Taille M. Esquisse du mystère de la la foi suivie de Quelques é claircissements. Paris: G. Beauchesne, 1924.
- Taille M. Mysterium fidei: de augustissimo corporis et sanguinis Christi sacrificio atque sacramento; elucidationes L, in tres libros distinctae. Parisiis: Gabriel Beauchesne, 1931.
- Tănase N. Hesychasm and Eucharist in the Fourteenth Century: Saint Nicholas Cabasilas and Saint Gregory Palamas // Holy Eucharist and the Experience of Repentance in the Orthodox / Tradition Editura Astra Museum, Editura Partoş / Ed. Rev. Constantin Jinga, Daniel Lemenip. 2014. P. 110–139.
- Vermeersch A., Creusen J. Epitome iuris canonici cum commentariis: ad scholas et ad usum privatum. T. 1: Libri I et II Codicis iuris canonici. Mechliniae; Romae: H. Dessain, 1927. (Series: Museum Lessianum., Section Théologique, 5).
- Zheltov M., priest. The Moment of Eucharistic Consecration in Byzantine Thought // Issues in Eucharistic Praying / Ed. M. E. Johnson, Collegeville (MN), 2010. P. 263–306.
- Τρεμπέλας Π. Ν. Αἱ τρεῖς θεῖαι Λειτουργίαι κατά τούς ἐν Ἀθήναις κώδικας. Ἀθῆναι: ἐκδίδεται ὑ πὸ τῆς Μ. Πατριαρχικὴς Ἐπιστημονικὴς Ἐπιτροπὴς πρὸς ἀναθεώρησιν καὶ ἔκδοσιν τῶν λειτουργικῶν βιβλίων, 1935.