Интрамуральные захоронения детей на поселениях первой трети II тыс. до н.э. в Южном Зауралье
Автор: Виноградов Н.Б., Берсенева Н.А.
Журнал: Археология, этнография и антропология Евразии @journal-aeae-ru
Рубрика: Эпоха палеометалла
Статья в выпуске: 3 (55), 2013 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена редкому для бронзового века Южного Зауралья источнику интрамуральным погребениям детей на синташтинских и петровских памятниках. Анализ и интерпретация материала позволили предложить несколько объяснительных моделей, одна из которых связана с культом плодородия и предков, а другая с внутрисемейными и сентиментальными аспектами жизни людей эпохи бронзы.
Интрамуральные детские погребения, бронзовый век, южное зауралье, синташтинская культура, петровская культура
Короткий адрес: https://sciup.org/14523000
IDR: 14523000
Текст научной статьи Интрамуральные захоронения детей на поселениях первой трети II тыс. до н.э. в Южном Зауралье
Традиция совершения погребения умерших в постройках (жилых или о ставленных) имеет широкое распространение во времени и пространстве. Считается, что появление этой одной из древнейших форм погребального обряда маркирует собой переход к оседлому образу жизни и производящему хозяйству [Антонова, 1990, с. 38]. Данная традиция восходит к мезолитическому времени Ближнего Востока и ассоциируется с по селениями первых земледельцев [Там же, с. 38; Scott, 1999, р. 95]. Но если обычай погребения взрослых в «домашнем контексте» в основном ограничен мезолитом – неолитом, то интрамуральные детские захоронения практиковались в обществах различного уровня сложности, включая государства.
На Южном Урале в эпоху бронзы дети обычно погребались на общих кладбищах, составляя значительный процент умерших [Берсенева, 2010]. Несмотря на это, детские захоронения обнаружены и на синхронных поселениях. Традиция, вероятно, была привнесена на данную территорию син-таштинским населением и получила свое развитие в последующий, срубно-алакульский период. Оценить распространение данного обычая трудно, т.к. лишь немногие поселения раскапывались большими площадями и материалы части из них опубликованы неудовлетворительно. Тем не менее такие случаи не были единичными [Алаева, 1998] и представляли собой очевидное исключение из общей обрядовой практики.
Целью данного исследования является введение в научный оборот и интерпретация детских интрамуральных погребений первой трети II тыс. до н.э.
Археология, этнография и антропология Евразии 3 (55) 2013

Рис. 1. Расположение синташтинских и петровских поселений, где были найдены интрамуральные детские погребения.
на территории Южного Зауралья*. Захоронения детей под полами построек обнаружены на всех син-таштинских поселениях, которые раскапывались большими площадями: Аркаим, Устье I** и Каменный Амбар [Алаева, 1998; Зданович, 1997, 2010; Корякова и др., 2011]***, а также на петровском Кулевчи III [Виноградов, 1982] (рис. 1). Детские погребения располагались при входе и вблизи стен построек (Аркаим, Устье I, Кулевчи III), в колодце (Аркаим), рядом с ним в центре жилища (Каменный Амбар).