Интуиция совести (теория доминанты А. А. Ухтомского в контексте философии и культурологии XX века)

Автор: Хализев В. е

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.6, 2001 года.

Бесплатный доступ

Одним из ярких опытов нравственной философии явилась “теория доминанты” А. А. Ухтомского (1875--1942), разработанная им в 1920--30-е годы. Она имеет не только естественно-научный (область физиологии), но и философско-нравственный (одновременно и религиозный) аспекты. Для Ухтомского был непререкаем авторитет христианских канонических текстов. Он часто ссылался на Евангелие и Ветхий Завет, на святоотеческую литературу, на отцов Церкви (Макария Великого, Григория Богослова, Авву Дорофея, Исаака Сирина, Иоанна Златоуста) и нередко их цитировал (больше всего двух последних); на сборник Лимонарь, “Сокровище духовное” Тихона Задонского, “Столп и утверждение истины” П. А. Флоренского (с которым, однако, соглашался не полностью). Его учение было одним из проявлений глубинных, константных начал отечественного бытия и сознания.

Еще

Философия, культурология, интуиция, совесть, а. а. ухтомский, теория доминанты

Короткий адрес: https://sciup.org/14749144

IDR: 14749144

Список литературы Интуиция совести (теория доминанты А. А. Ухтомского в контексте философии и культурологии XX века)

  • Золотарев А. А. Алексей Алексеевич Ухтомский//Новая Европа. Милан; Москва. № 9 (1996). С. 57.
  • Лосский Н. О. Воспоминания. Жизнь и философский путь. СПб., 1994. С. 277.
  • Н. А. Бердяев. Pro et contra. Кн. 1. СПб., 1994. С. 280.
  • Ухтомский А. А. Интуиция совести. Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб., 1996
  • Ухтомский А. А. Заслуженный собеседник. Этика. Религия. Наука. Рыбинск, 1997.
  • Ухтомский А. А. Доминанта. М.; Л., 1966. С. 264.
  • Ухтомский А. А. Национальное обособление христианских народов и историческая задача церкви//Богословский вестник. 1899. № 6. С. 204
  • Николаев Н. И. Печатный Пролог с записями А. А. Ухтомского из собрания М. С. Лесмана//ТОДРЛ. Т. 50. СПб., 1996. С. 824.
  • Гревс И. М. Культ революции//Русская свобода. 1917. № 24-25. С. 23-24.
  • Ветров А. Мейер А. А.> Во что сегодня верит Германия? Пг., 1916. С. 33.
  • Мейер А. А. Речь на открытии Рыбинского Религиозно-философского общества//Контекст 1994-1995. М., 1996. С. 36.
  • Волжский А. С. (Глинка). В обители преподобного Серафима. М., 1914.
  • Пришвин М. М. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 8. М., 1986. С. 144, 244, 242, 256.
  • Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993. С. 215-216.
  • Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 235, примеч.
  • Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1990. С. 69, 74.
  • Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. М., 1995. С. 609.
Еще
Статья научная