Инвентарь «патаписьма» Жоржа Перека

Автор: Кириченко Владислав Владимирович

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Зарубежные литературы

Статья в выпуске: 4 (63), 2022 года.

Бесплатный доступ

В центре настоящей работы стоит проблема влияния на стиль французского писателя Жоржа Перека творчества писателей-патафизиков. Для автора большое значение имело художественное наследие Альфреда Жарри и Рэймона Русселя. По отношению к текстам данных писателей, а также некоторых других, в произведениях Перека можно установить генетические и типологические связи. Эти точки соприкосновения писателей являются важным элементом для интерпретации как всего творчества Перека, так и в целом «патафизического письма» (или «патаписьма»), т.е. некоторых общих закономерностей работы с литературным текстом среди писателей-патафизиков. В своих произведениях Перек часто прибегал к языковой игре, создавал несуществующие и порой невозможные предметы, передавал невыразимые состояния на грани серьезного и иронического, устраивал осознанные ограничения для самостоятельного высказывания. Эти элементы во многом являются частью поэтического инвентаря патафизиков, их «патаписьма». В творчестве Перека читатель встречается с обширным поэтическим набором, имеющим литературно-патафизическое происхождение. В его текстах возникают антиномии, аномалии, сигизия, клинамен, абсолют, особый патафизический юмор, патафизические время и пространство, а также патафора. Помимо типологических сходств в общих приемах и настроении многие тексты Перека буквально отсылают к творчеству Русселя и Жарри, при этом Перек устраивает не только референции к своим учителям, но и использует и переосмысляет некоторые их повествовательные стратегии, обогащая свой творческий метод.

Еще

Жорж перек, патафизика, авангард, улино, рэймон руссель, альфред жарри, поэтика, «исчезновение»

Короткий адрес: https://sciup.org/149141357

IDR: 149141357   |   DOI: 10.54770/20729316-2022-4-318

Список литературы Инвентарь «патаписьма» Жоржа Перека

  • Барт Р. Третий смысл. М.: Ад Маргинем, 2015. 104 с.
  • Бонч-Осмоловская Т.Б. Введение в литературу формальных ограничений. Литература формы и игры от античности до наших дней. Самара: Бахрах-М, 2009. 560 с.
  • Жарри А. Убю король и другие произведения. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2002. 635 с.
  • Кириченко В.В. Роман Ж. Перека «W, или Воспоминание детства» как автовымысел // Известия ЮФУ. Филологические науки. 2020. Т. 24. № 2. С. 171–181.
  • Кислов В.М. УЛИПО // Митин журнал. 1997. № 54. С. 168–219.
  • Хьюгилл Э. Патафизика: бесполезный путеводитель. М.: Гилея, 2017. 448 с.
  • Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1983. 479 с.
  • Bénabou M., Lapidus R. Roussel and Rousseau, or Constraint and Confession // SubStance. 1999. № 2(89). Р. 22–36.
  • Bray O. Playing with Constraint: Performing the OuLiPo and the clinamen-performer // Performance Research. A Journal of the Performing Arts. 2016. № 4(21). Р. 41–46.
  • Cahiers Georges Perec 13. Travaux réunis et présentés par Maxime Decout et Yu Maeyama. Montreuil: Le Castor Astral, 2019. 254 p.
  • Delbos F. Textures… // Essaim. 2004. № 2(13). P. 115–128.
  • Dubois P. (Petite) Histoire des palindromes // Littérature. 1983. № 7. P. 125–139.
  • Lopez P.A. Pataphore. URL: http://pataphor.com/cpat.html (дата обращения: 22.02.2022).
  • Magné B. De Roussel et Perec, derechef: à propos des procédés // Raymond Roussel. Rennes: Presses universitaires de Rennes, 1993. P. 245–266.
  • Maeyama Y. La Disparition de Georges Perec: la contrainte et ses vertus. Littératures. Paris: Université Sorbonne Paris Cité, 2017. 447 p.
  • Parayre M. Grammaire du lipogramme: La Disparition // Georges Perec artisan de la langue. Lyon: Pressеs universitaires de Lyon, 2012. P. 55–66.
  • Perec G. Disparition // Oeuvres. Vol. I. Paris: Gallimard, 2017. P. 267–478.
  • Perec G. W, ou le souvenir d’enfance // Oeuvres. Vol. I. Paris: Gallimard, 2017. P. 659–778.
  • Perloff M. Avant-Garde Tradition and Individual Talent: The Case of Language Poetry // Revue française d’études américaines. 2005. № 1(103). Р. 117–141.
  • Roussel R. Comment j’ai écrit certains de mes livres. Paris: Gallimard, 1995. 336 p.
  • Ryan M.-L. From Parallel Universes to Possible Worlds: Ontological Pluralism in Physics, Narratology, and Narrative // Poetics Today. 2006. № 27(4). Р. 633–674.
Еще
Статья научная