Иоанн Лид и библиотеки в Константинополе VI в.

Автор: Синица М.М., Бузанаков Ю.В.

Журнал: Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья @maiask

Рубрика: История

Статья в выпуске: 12, 2020 года.

Бесплатный доступ

Работа посвящена исследованию источников книг ранневизантийского писателя-антиквара первой половины VI в. Иоанна Лида. На основе его произведений и работ его современников в статье проанализировано наличие различных библиотек в ранневизантийском Константинополе. В столице Восточной Римской империи имелось большое число библиотек, как государственных, так и частных, а издательское дело было широко развито, благодаря чему ранневизантийские интеллектуалы могли лично обращаться к большому числу античной и современной им литературы.

Иоанн лид, поздняя античность, константинополь, ранневизантийский антикварианизм, ранневизантийская книжность, библиотеки

Короткий адрес: https://sciup.org/14118252

IDR: 14118252   |   DOI: 10.24411/2713-2021-2020-00018

Текст научной статьи Иоанн Лид и библиотеки в Константинополе VI в.

Тема данной работы связана с антикварными интересами крупной фигуры интеллектуальной жизни Византии эпохи Юстиниана, чиновника и писателя Иоанна Лида (Martindale 1980: 612—615), уроженца Филадельфии Лидийской.

МАИАСП № 12. 2020

До наших дней сохранилось три его сочинения: «О магистратах римского народа» (по истории древнеримской государственной системы от мифических времен до эпохи Юстиниана); «О месяцах» (по истории и структуре древнеримского календаря, а также древнеримских календарных праздников, обычаев и традиций); «О знамениях» (о толковании природных явлений как предзнаменованиях исторических событий на основе древнегреческих и древнеримских религиозных текстов) (Bandy 2013a; 2013b; 2013c).

Иоанна Лида можно назвать ведущим представителем ранневизантийской антикварной традиции, восходящей еще к римской, основанной Варроном. Важным аспектом антикварианизма Иоанна Лида было обращение к древнеримской традиции, использование античных литературных источников и чтение книг. Он очень любил заниматься этим и гордился своей научной деятельностью. Лид говорит, что после некоторых неудач в движении по служебной лестнице в префектуре всецело посвятил себя книгам (Lyd. De mag., III, 28).

Всего в своих работах Лид делает 611 ссылок на 210 различных источников, из которых 194 им названы (табл. 1, 2, 3). Один из ключевых вопросов исследования заключается в том, какие же книги были доступны Иоанну Лиду, и где он мог найти их в Константинополе.

В современной историографии существует дискуссия по вопросу использования Иоанном Лидом своих источников. По мнению, Б. Рошетт, Лид был знаком со многими античными трактатами и лично читал работы различных известных античных авторов, в том числе на латыни; в частности, ему были доступны утерянные ныне работы Варрона и Катона (Rochette 1997: 471—474; 1998: 413—415).

Российская исследовательница О.В. Сидорович считает, что Лид не имел доступа к произведениям авторов античной эпохи (Сидорович 2005а: 229; 2005b: 43—59), а, соответственно, просто делал ссылки на знаменитых древнегреческих и латинских авторов для придания большего веса своим работам, беря их из современных ему компендиумов и схолий.

В целом, следует признать, что Иоанн Лид в своих работах зачастую действительно использовал многочисленные компендиумы, а не первоисточники (Dubuisson, Schamp 2006: CXXXIV), как и множество его современников. В частности, хронист того же VI в. Иоанн Малала не только часто ссылался на работы, которые не читал, путая авторов и жанры, но его даже подозревают в том, что он порой просто придумывал свои источники (Jeffreys 1990: 167—217). Однако, на протяжении V—VI вв. культурная ситуация все же была не столь плачевной. Книжность и образованность в столице Восточной Римской империи, как и в остальных ее регионах, в целом, находились на высоком уровне, о чем свидетельствует наличие большого числа школ и интеллектуалов в этот период, а также появление большого числа произведений по самым различным отраслям культуры: в области гуманитарных и естественных наук, истории, философии, религии, художественной литературы (Болгов 2020: 34—65).

Поэтому возникает вопрос о том, где Иоанн Лид брал свои книги, которыми он пользовался при подготовке своих сочинений. Это можно узнать на основе анализа его трактатов, где также присутствует и биографическая информация, и сведения об интеллектуальной деятельности автора.

Для написания сочинения «О магистратах» по истории администрации римского государства Иоанн Лид должен был обращаться в государственный архив. Там он нашел информацию о статуе императора, поставленной скриниариями в благодарность за включение их в каталоги штата префектуры. Он мог находиться в ведомстве префектуры

МАИАСП № 12. 2020

претория, так как Лид упоминает архив префектуры претория Востока, где хранились записи всех дел префектуры (Lyd. De mag. III., 19, 35).

Также он мог использовать библиотеку Капитолийской высшей школы в Константинополе, где был преподавателем по указу императора Юстиниана (Lyd. De mag., III, 29—30). В кодексе Феодосия упоминается должность «антиквариев» в указе от 372 года, «по 4 в греческом и 3 в латинском законе сведущие, приставлены к библиотечным кодексам», которые следили за сохранностью библиотек и пополняли их, а также добывали сведения о древности. Они получали аннону (CTh., XIV, 9, 2). Иоанн Лид называет антиквариями переписчиков книг (Lyd. De mens., App. 2).

Не мог он обойти вниманием и императорскую библиотеку в Базилике, которая существовала в первой половине VI в. — ее упоминает Захария Ритор (Zach. Rhet., V. Sev., 1—2). Данная библиотека восходит ко временам императора Констанция II, о котором известно, что он приказал собирать и переписывать книги. Эту работу осуществлял знаменитый ритор Фемистий (Лемерль 2012: 75—80). Эта библиотека была расширена и пополнена классической литературой при императоре Юлиане, который отдал туда все свои книги (Zos. HN., III.11). Она серьезно пострадала при императоре Льве I, во время пожара, к тому времени насчитывая 120 тысяч томов (Malch., fr. 26; Zonar., XIV, 2), но, видимо, была частично восстановлена при императоре Анастасии I.

Кроме того, пользование своей частной библиотекой Лиду мог предоставлять магистр оффиций Петр Патрикий, который собирал книги и все свободное время уделял чтению, часто приглашая Лида на ученые беседы. После этих встреч у Лида «кружилась голова от восторга» (Lyd. De mag., II, 25—26). Очень ценил и любил Лида и богатый и прекрасно образованный патрикий Фока (Lyd. De mag., III, 72—76), префект претория Востока 532 г. (Martindale 1980: 881—882), который, вероятно, тоже имел крупную библиотеку.

Известна большая библиотека квестора священного двора Трибониана, в которой имелось богатейшее собрание юридической литературы, на основе которой императорская комиссия произвела кодификацию всего римского права во время законодательной реформы Юстиниана (Dig. Just., Const. Omn., 1; Const. Tant., 1, 17). Трибониан очевидно благоволил Лиду (Lyd. De mag., III, 20), и последний мог найти там юридическую литературу.

Близок был он и с другими научными кругами, приобретя эти связи в молодости в школе философа-неоплатоника, медика и математика Агапия, которого считали лучшим учеником Прокла Диадоха и называли «квадрат мудрости» (Lyd. De mag., III, 26; Damasc., fr. 106, 107, 109, 126, 127; Suid., A 157, A 158). Он за преподавание получал много денег и мог позволить себе хорошую библиотеку. Там Лид мог найти крупные коллекции трудов античных философов и философские компендиумы. В частности, исследователи полагают, что вся II книга трактата «О месяцах» Иоанна Лида составлена на основе позднеантичных компендиумов (Maas 1992: 48—51). Ссылки на работы античных философов в трактатах Лида превалируют — 41% ссылок сделан на философские и религиозные трактаты античности. На втором месте идут антикварно-энциклопедические работы, на которые сделано 19% общего числа ссылок (табл. 2).

В Ранней Византии развивались церковные и монастырские библиотеки. Именно из них могли черпать догматическую и апологетическую христианскую литературу участники многочисленных богословских споров IV—VI вв. Эта литература была многочисленна и зачастую принимала форму подделок, так что важны были вопросы ее верификации. Высокого уровня достиг в связи с этим текстологический анализ (Wilson 1996: 52—54).

Применительно к более позднему периоду известна книжная деятельность скриптория при константинопольском монастыре Иоанна Студита. Но расцвет его функционирования

МАИАСП № 12. 2020

относится к VII—VIII вв. Сведений об издательской деятельности относительно VI в. нет (Лемерль 2012: 176). Впрочем, монастырские скриптории и библиотеки при храмах, которые ориентировались на духовную христианскую литературу, не вызывали интереса у Лида. Ссылок на подобную литературу у Иоанна Лида крайне немного, в отличие от работ античных языческих авторов: 5 ссылок на книги Ветхого завета, а также две ссылки на Филона Иудея (которого можно считать протохристианским писателем, представителем иудейской экзегезы) и 1 ссылка на Оригена. Для сравнения, на одного Платона у Лида дано 29 ссылок (табл. 1, 3).

Кроме того, Лид мог покупать книги у книготорговцев. В Константинополе в VI веке должна была существовать обширная сеть скрипториев и книжных лавок, что позволяло быстро издавать, продавать и распространять литературные произведения (Treadgold 2007: 376—377). Об этом свидетельствует Прокопий Кесарийский, сообщивший, что его первые книги «Войн» уже распространились по всей империи, когда он стал писать кн. IV «Готских войн» (Procop. Caes. B.G., IV.1). Это доказывается и скоростью издания «Хронографии» Иоанна Малалы, который, по мнению исследователей, издав первую часть своей «Хронографии» в 527 г., уже в 530-е осуществил новое издание, дополненное описанием современных ему событий (Treadgold 2007: 239).

О книжных лавках около портика Базилики упоминает историк и поэт второй половины VI в. Агафий Миринейский (Martindale 1992: 23—25). Там собирались все интеллектуалы и вели научные беседы. Там же часто бывали юристы и законоведы. Там же проводил свое рабочее время и адвокат Агафий Миринейский (Agath. Hist., II, 29, III, 1). Там были мелкие суды, слушавшие финансовые тяжбы, собирались отставные чиновники, помогавшие действующим за плату. Завсегдатаем этих мест, вероятно, был и Иоанн Лид, упоминающий их в своем трактате (Lyd. De mag., III, 8, 13, 19). Сам Агафий Миринейский создал поэтическую антологию стихов многочисленных древних и современных ему поэтов (Ant. Pal., IV, 3—4, V, 216—302), которая, по предположению исследователей, могла указывать на обращение его к некой библиотеке, возможно, к императорской библиотеке в Базилике (Wilson 1996: 56).

Иоанн Лид любил посещать книжные лавки в поисках книжных редкостей и диковинок. Так, он посвятил этому свое свободное время во время поездки на Кипр, видимо, служебной (Синица 2019a: 170—181), когда в одной из книжных лавок нашел свиток с оракулами иудейской Сивиллы (Lyd. De mens., IV, 52). Хотя вряд ли он был столь древним, как это видимо представлял Лиду торговец, так как появление иудейских Сивилл датируется примерно IV—VI вв. (Momigliano 1988: 3—18), однако сам свиток и информация в нем весьма приглянулись Лиду, как необычные и древние. Сам он этой информации вполне верил.

Что касается расположения библиотек, то по информации источников можно сделать вывод о том, что они могли находиться в портиках. В перечне регионов Константинополя середины V в. «Notitia Urbis Constantinopolitanae» (Seek 1876: 227—243) перечисляется много портиков практически во всех регионах города, где могли размещаться книжные лавки и библиотеки. Однако, скорее всего, эти лавки были сосредоточены в центральной части столицы, так как информация из трактатов Иоанна Лида об упоминаемых им архитектурных памятниках и регионах позволяет с достаточной вероятностью предположить, что писатель не выходил за пределы центральной части города (Синица 2019b: 158—170).

Археологической информации о крупных архивах нет, ведь Константинополь — не Египет, папирусные рукописи просто не могли сохраниться в более влажном климате. Практически все сохранившиеся кодексы неаутентичны, основная масса манускриптов была

МАИАСП № 12. 2020

переписана в IX—XII вв. (Reynolds, Wilson 1991: 59—61; Dain 1964: 146—154). Трактаты Иоанна Лида сохранились в так называемом Codex Caseolinus – манускрипте, создание которого датируется IX—X вв. (Bandy 2013: 29—30).

Таким образом, Иоанн Лид мог заниматься антикварными штудиями не на пустом месте, а благодаря высокому развитию книжной культуры в Ранней Византии в VI в. Он имел различные источники для подготовки своих книг: как государственные библиотеки, так частные, которые были у аристократии, с которой Лид был связан. Важным источником получения книг были книжные торговые лавки. Издательское дело, по свидетельствам современников было на высоком уровне, и выходящие новинки сразу распространялись по империи.

Список литературы Иоанн Лид и библиотеки в Константинополе VI в.

  • Болгов Н.Н. (изд.). 2010. Зосим. Новая история. Белгород: БелГУ.
  • Болгов Н.Н. 2020. Книжная культура, школы и образованность в Восточном Средиземноморье в IV—VII вв. (Константинополь. Афины. Александрия). ВВ 104, 34—65.
  • Дестунис С. (пер.). Византийские историки Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец. Т. 1. Санкт-Петербург: Типография Леонида Демиса, 213—249.
  • Кондратьев С.П. (изд.). 1996. Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках. Москва: Арктос; Вики-Пресс.
  • Кофанов Л.Л. (изд.). 2002. Дигесты Юстиниана. Т. I. Кн. I—IV. Москва: Статут. Левченко М.В. (изд.). 1953. Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. Москва; Ленинград: АН СССР.
  • Лемерль П. 2012. Первый византийский гуманизм. Замечания и заметки об образовании и культуре в Византии от начала до Хвека. Санкт-Петербург: Свое издательство.
  • Сидорович О.В. 2005a. Анналисты и антиквары: римская историография конца III—I в. до н.э. Москва: РГГУ.
  • Сидорович О.В. 2005b. Жреческая традиция в римской историографии конца III—I в. до н.э. Дисс. ... д-ра ист. наук. Москва.
  • Синица М.М. 2019a. Иоанн Лид и его поездка на Кипр. В: Кондаковские чтения VI. Античность —
  • Византия — Древняя Русь, 170—181. Синица М.М. 2019b. Топография и памятники Константинополя VI века глазами Иоанна Лида. В: Болгов Н.Н. (ред.). Иресиона. Античный мир и его наследие. Вып. VI. Материалы научной сессии кафедры всеобщей истории к 40-летию начала антиковедческих исследований. Белгород: БелГУ, 158—170.
  • Athanassiadi P. (ed.). 1999. Damascius. The Philosophical History. Athens: Apameia. Bandy A. (ed.). 2013a. Ioannes Lydus. On Celestial Signs (De Ostentis). Lewiston; New York: Edwin Mellen Press.
  • Bandy A. (ed.). 2013b. Ioannes Lydus. On the Months (De Mensibus). Lewiston; New York: Edwin Mellen Press.
  • Bandy A. (ed.). 2013c. Ioannes Lydus. On the Powers, or The Magistracies of the Roman State. Lewiston;
  • New York: The Edwin Mellen Press. Bekker I. (ed.). 1854. Suidae Lexicon. Berolini: G. Reimer.
  • Brock S., Fitzgerald B. (eds.). 2013. Two Early Lives of Severos, Patriarch of Antioch. Liverpool: Liverpool University Press.
  • Dain A. 1964. Les manuscrits. Paris: Les Belles lettres.
  • Dindorf L. (ed.). 1870. Ioannis Zonarae Epitome Historiarum. Vol. III. Lib. XI—XV. Lipsiae: B.G. Teubner.
  • Dubuisson M, Schamp J. (eds.). 2006. Jean Lydien. Des Magistratures de L'État Romain. T. I. Liv. I. Pt. 1, 2. Introduction générale. Paris: Les Belles Lettres.
  • Jeffreys E. 1990. Malalas' sources. In: Jeffreys E., Croke B., Scott R. (eds.). Studies in John Malalas. Sydney: Australian Association for Byzantine Studies, 167—217.
  • Maas M. 1992. John Lydus and the Roman Past. Antiquarianism and politics in the age of Justinian.
  • London; New York: Routledge. Martindale J.R. (ed.). 1980. The Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. II. A.D. 395—527.
  • Cambridge: Cambridge University Press. Martindale J.R. (ed.). 1992. The Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. III. A.D. 527—641.
  • Cambridge: Cambridge University Press. Momigliano A. 1988. From the pagan to the Christian Sibyl: prophecy as history of religion. In: Dionisotti A.C., Grafton A.; Kraye J. (eds.). The uses of Greek and Latin. Historical essays. London: Warburg Institute; University of London, 3—18. Mommsen Th., Meyer P. (ed.). 1905. Codex Theodosianus cum Constitutionibus Sirmondianis et Leges
  • Novellae Pertinentes. Berlin: Weidmannos. Paton W.R. (ed.). 1920. The Greek Anthology with an English translation. Vol. I. Bk. I—VI. London:
  • William Heinemann; New York: G.P. Putman's Sons. Reynolds L.D., Wilson N.G. 1991. Scribes and Scholars. A Guide to the Transmission of Greek and Latin
  • Literature. Oxford: Clarendon Press. Rochette Br. 1997. Justinien et la langue latine: à propos d'un prétendu oracle rendu à Romulus d'après Jean
  • le Lydien. Byzantinische Zeitschrift 90, 413—415. Rochette Br. 1998. Jean le Lydien, Caton, Varron et Servius (Jean le Lydien, De magistratibus, I.5).
  • Byzantinische Zeitschrift 91, 471—474. Seek O. (ed.). 1876. Notitia Urbis Constantinopolitanae. In: Notitia dignitatum; accedunt Notitia urbis
  • Constantinopolitanae et laterculi prouinciarum. Berolin: Weidmannos, 227—243. Treadgold W. 2007. The Early Byzantine Historians. London: Palgrave Macmillan.
  • Wilson N.G. 1996. Scholars of Byzantium. London: Gerald Duckworth & Co Ltd; Cambridge, Massachusetts: The Medieval Academy of America.
Еще
Статья научная