Иппотерапия как средство социально-педагогической поддержки и психологической реабилитации детей в дисфункциональных семьях
Автор: Бутуева М.А., Морозова Н.Н.
Журнал: Огарёв-online @ogarev-online
Статья в выпуске: 9 т.5, 2017 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена психолого-педагогическим проблемам детей и подростков, воспитывающимся в дисфункциональных семьях. Описаны эмпирические данные констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, проведенных с воспитанниками социального приюта, которые показывают эффективность иппотерапии (коррекционно-развивающей верховой езды) в социально-психологической реабилитации детей и подростков из дисфункциональных семей.
Дисфункциональная семья, иппотерапия, коррекция, психологическая реабилитация, социально-педагогическая поддержка
Короткий адрес: https://sciup.org/147249474
IDR: 147249474
Текст научной статьи Иппотерапия как средство социально-педагогической поддержки и психологической реабилитации детей в дисфункциональных семьях
В настоящее время проблема семейного неблагополучия и социального сиротства является одной из самых актуальных для современного общества. В дисфункциональных семьях выполнение супружеских, родительских, материально-бытовых и других функций оказывается нарушенным, в силу чего в данных сферах жизнедеятельности не достигаются цели членов семьи и общества в целом. Главнейшим критерием дисфункциональной семьи большинство авторов считают ее разрушительное влияние на формирование и развитие личности ребенка (М. И. Буянов, А. М Прихожан, Н. Н. Толстых, Л. Б Шнейдер и др.). Кризис семьи ставит ребенка в экстремальное, часто угрожающее его жизни положение, препятствует его личностному росту и блокирует потребность в самоактуализации [1; 5-6].
В основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации в качестве главной цели выделяется обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе социальной и психологической, и успешной интеграции в общество. В этой ситуации государственные учреждения социального обслуживания, социальные детские приюты призваны не только выполнять образовательно-воспитательные функции, но и способствовать нормальной социализации личности ребенка, ее полноценному развитию, обеспечивать правовую и психологическую защищенность воспитанников. В связи с этим актуальными становятся исследования, в которых изучаются инновационные методы социально-психологической реабилитации, позволяющие воспитанникам учреждений социально-педагогической поддержки самостоятельно определять пути своего развития [8 - 12].
К подобным методам следует отнести иппотерапию - новое направление психокоррекционной и психотерапевтической работы, которое, используя опыт различных специалистов, соответствует широкому спектру потребностей личности и уделяет особое внимание ее психосоматической целостности. Иппотерапия - это метод терапии и реабилитации с помощью лошади, который воздействует на организм через два мощных фактора: психологический и биомеханический. Данный метод, соответственно, оказывает одновременное воздействие на физический и психосоциальный статус занимающегося. Кроме того, лошадь выступает как посредник в общении специалиста и ребенка, что особенно важно для детей с эмоциональными и коммуникативными нарушениями.
Большинство детей из дисфункциональных семей воспитываются в условиях психической депривации, негативные последствия которой были выявлены и подтверждены многими исследователями - О. С. Пименовой, Т. А. Ушаковой, А. А. Шумейко, Л. Б. Шнейдер, А. С. Шубиной [5; 9 - 11; 13].
Иппотерапия обеспечивает ребенку возможность тесного телесного контакта с живым существом и получения ощущений, подобных тем, которые в раннем детстве дает малышу прикосновение близкого взрослого человека. Такая «экскурсия в свое прошлое», по мнению ряда авторов (А. А.Силяева, В. Я Эскин, Т. Е. Левицкая и др.) позволяет ребенку при помощи специалиста получить все то, что обычно получает ребенок при естественном развитии и чего лишен ребенок, воспитывающийся в дисфункциональной семье [2; 4; 8; 14].
Теория сенсорной интеграции, разработанная Джин Эйерс, также находит применения в иппотерапии. Согласно представлениям Эйерс любое развитие основано на цикле повторяющихся сенсорных и сенсодвигательных переживаний. При нормальных условиях мозг ребенка организует сенсорную информацию таким образом, что ребенок реагирует на 2
ощущение упорядоченно, эффективно, получая при этом удовлетворение. У детей с нарушением сенсорной интеграции мозг не упорядочивает ощущения автоматически, что следует учитывать при создании терапевтической среды в работе с детьми из неблагополучных семей. Метод иппотерапии предоставляет ребенку интенсивные сенсомоторные стимулы, которые помогают ему преодолеть нарушения на уровне переработки сенсорной информации [3].
Традиционные подходы, стимулирующие развитие речи, предъявляют достаточно высокие требования и часто неприменимы к детям, имеющим значительную задержку речевого развития. С помощью иппотерапии они получают возможность формировать моторную (экспрессивную) речь [2].
Терапевтическая среда при проведении иппотерапии организована таким образом, что ребенок может наблюдать причины и следствия разнообразных событий. Точность движений, необходимых для поддержания равновесия и совершения контролируемых действий, показывает сидящему на лошади ребенку как можно сочетать движение и запланированное действие таким образом, чтобы получить нужный результат. Эти упражнения, когда их демонстрируют постепенно, развивают способность логического решения проблем.
Иппотерапия затрагивает также эмоциональную сферу психологически травмированного ребенка. С одной стороны, иппотерапевтическая работа помогает преодолевать негативные эмоциональные реакции за счет психологической нейтральности лошади, которая воспринимается ребенком, как источник безопасности и безусловного принятия. С другой стороны, общение с лошадью способствует активизации сильнейшей, разноплановой мотивации, которая помогает ребенку преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. В целом, интенсивные взаимоотношения терапевта, ребенка и лошади создают безопасную поддерживающую среду, в контексте которой дети учатся доверию, самостоятельности и инициативе [8].
По мере того, как ребенок берет на себя ответственность за свои эмоции, он начинает работать над следующими целями: учится сотрудничеству с другими и взаимодействию со сверстниками. Кроме того, иппотерапия располагает возможностью вовлечения в процесс реабилитации опекающих ребенка лиц, например, братьев сестер или одного из родителей, разумеется, если в пользу этого говорят системные аспекты.
Целью нашего исследования было изучение возможностей использования иппотерапии как средства социально-психологической реабилитации детей, воспитывающихся в дисфункциональных семьях.
Исследование проводилось на двух базах ГКУСО «Республиканского социального приюта для детей и подростков «Надежда» и ГУСО «СРЦН «Радуга» в 2016 году. В исследовании принимали участие 30 воспитанников младшего школьного возраста (7-10 лет) и 30 воспитанников подросткового возраста (13-15 лет).
Для проведения констатирующего эксперимента использовались следующие психодиагностические методики: для обеих возрастных групп применялись «Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей» (Р. В. Овчарова), проективный тест «Несуществующее животное», «Методы нейропсихологического обследования» (В. С. Семенович); для диагностики детей младшего школьного возраста использовались методики «Лестница оценок»; для подростков - методика изучения самооценки (Дембо - Рубинштейн), методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина), тест «Самооценки психических состояний» (по Айзенку) [6].
Анализ результатов констатирующего эксперимента, позволил выявить следующие психологические проблемы воспитанников младшего школьного возраста (в процентах от числа детей данного возраста): несформированность ориентации в трехмерном пространстве (37,7%); несформированность ориентации в схеме собственного тела - (33,3%);
несформированность моторного планирования (76,7%); неадекватно завышенная самооценка ( 20%); неадекватно заниженная самооценка (63,3%); высокая тревожность (73,3%); социально-педагогическая запущенность (96,7%); повышенная агрессивность (40%); демонстративность (26,7%). Среди воспитанников подросткового возраста были выявлены следующие психолого-педагогические проблемы: высокая тревожность (33,3%); агрессивность (53,3%); демонстративность (20%); неадекватно завышенная самооценка (23,3%); неадекватно заниженная самооценка (56,7%); несформированность моторного планирования (40%); социально-педагогическая запущенность (83,3%);.
На стадии формирующего экспериментального исследования испытуемые каждой группы были поделены на контрольную и экспериментальную группы по 15 воспитанников. С испытуемыми контрольной группы продолжалось проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием традиционных методов, которые используются в ГКУСО «Республиканского социального приюта для детей и подростков «Надежда» и ГУСО «СРЦН «Радуга». С испытуемыми экспериментальной группы кроме данной реабилитационной программы проводились иппотерапевтические занятия и занятия по развивающей лечебной верховой езде. Занятия проводились 3 раза в неделю, по 30 минут с каждым воспитанником экспериментальной группы. Преимущественно использовались индивидуальные занятия с включением групповых форм работы.
Коррекционно-развивающая программа с использованием методов иппотерапии включала в себя IV этапа:
-
I. Адаптационный этап. Здесь применялись упражнения классической иппотерапии с использованием в основном пассивных взаимодействий с лошадью. Данный этап необходим с целью адаптации ребенка к непривычному положению тела, к движениям лошади, преодолению страха высоты и т.д.
-
II. Диагностический этап был необходим для оценки возможностей и перспектив развития ребенка, а также с целью построения отношений воспитанника с инструктором. На данном этапе использовались упражнения различной сложности, аналогичные физкультурным упражнениям.
-
III. Основной этап коррекции включал в себя упражнения в зависимости от поставленных задач. С целью формирования адекватной самооценки применялись упражнения на достижение: езда быстрыми аллюрами, управление лошадью, элементы вольтижировки.
-
IV. Этап социальной адаптации проходил в виде групповых занятий, которые имели своей целью обучение сотрудничеству с другими людьми, а также взаимодействию со сверстниками. С целью восстановления взаимоотношений с родителями, применялись совместные детско-родительские занятия. В подобных групповых занятиях принимали участие также матери некоторых воспитанников. Занятия иппотерапией ребенка вместе с матерью помогали приобрести обоим участникам совместные положительные переживания, которые способствовали укреплению детско-родительских отношений.
На этапе контрольного эксперимента использовались вышеуказанные психодиагностические методики и метод математической статистики критерий φ* – угловое преобразование Фишера.
С помощью «Комплексной экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности детей» было установлено, что среди воспитанников младшего школьного возраста общий процент социально-педагогической запущенности в экспериментальной группе снизился на 26,7 %, тогда как в контрольной группе – на 13,3%.
Результаты, полученные по ряду других методик, представлены в таблицах 1–8.
Таблица 1
Сводная таблица показателей в контрольной и экспериментальной группах воспитанников младшего школьного возраста по результатам проективной методики «Несуществующее животное»
Психологические критерии |
Контрольная группа, % |
Экспериментальная группа, % |
||
До |
После |
До |
После |
|
Неадекватно завышенная самооценка |
20(3) |
13,3(2) |
33,3(5) |
6,7(1) |
Адекватная самооценка |
20(3) |
40(6) |
13,3(2) |
73,3(11) |
Неадекватно заниженная самооценка |
60(9) |
46,7(7) |
53,3(8) |
13,3(2) |
Высокая тревожность |
73,3(11) |
66,7(10) |
73,3(11) |
46,7(7) |
Истероидность, демонстративность |
26,7(4) |
20(3) |
26,7(4) |
13,3(2) |
Агрессивность |
40(6) |
33,3(5) |
40(6) |
20(3) |
Таблица 2
Сводная таблица показателей в контрольной и экспериментальной группах воспитанников младшего школьного возраста по результатам проективной методики «Лестница оценок»
Психологические критерии |
Контрольная группа, % |
Критерий Фишера |
Экспериментальна я группа, % |
Критерий Фишера |
||
До |
После |
До |
После |
|||
Неадекватно завышенная самооценка |
20(3) |
13,3(2) |
0,496 |
33,3(5) |
6,7(1) |
1,936* |
Адекватная самооценка |
20(3) |
40(6) |
1,21 |
13,3(2) |
73,3(11) |
3,585** |
Неадекватно заниженная самооценка |
60(9) |
46,7(7) |
0,734 |
53,3(8) |
13,3(2) |
2,437** |
Примечание: φ*≤1,64 (p≤0,05*); φ*≤2,31 (p≤0,01**).
Результаты нейропсихологического обследования на этапе контрольного эксперимента позволяют сделать выводы о позитивных изменениях в решении психологических проблем младших школьников экспериментальной группы: ориентация в трехмерном пространстве, ориентация в схеме собственного тела сформировалась у всех участников эксперимента; проблемы моторного планирования имеют место у 26,7% участников, что на 53,3% больше по сравнению с результатами констатирующего эксперимента.
Анализ результатов контрольного эксперимента, проведенного с воспитанниками подросткового возраста, выявил следующие показатели по конкретным методикам.
С помощью «Комплексной экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности детей» установлено, что общий процент социально-педагогической запущенности среди воспитанников среднего звена составил 60% в контрольной группе, что на 13,3% выше, чем в группе эксперимента.
Таблица 3
Сводная таблица показателей в контрольной и экспериментальной группах воспитанников подросткового возраста по результатам проективной методики «Несуществующее животное»
Психологические критерии |
Контрольная группа, % |
Экспериментальная группа, % |
||
До |
После |
До |
После |
|
Неадекватно завышенная самооценка |
33,3(5) |
13,3(2) |
33,3(5) |
6,7(1) |
Адекватная самооценка |
20(3) |
53,3(8) |
13,3(2) |
73,3(11) |
Неадекватно заниженная самооценка |
46,7(7) |
33,3(5) |
53,3(8) |
20(3) |
Высокая тревожность |
33,3(5) |
26,7(4) |
33,3(5) |
20(3) |
Истероидность, демонстративность |
20(3) |
13,3(2) |
20(3) |
6,7(1) |
Агрессивность |
53,3(8) |
40(9) |
53,3(8) |
13,3(2) |
Таблица 4
Сводная таблица показателей в контрольной и экспериментальной группах воспитанников подросткового возраста по результатам проективной методики Дембо-Рубинштейн
Психологические критерии |
Контрольная группа, % |
Критерий Фишера |
Экспериментальная группа, % |
Критерий Фишера |
||
До |
После |
1,323 |
До |
После |
1,936* |
|
Неадекватно завышенная самооценка |
33,3(5) |
13,3(2) |
33,3(5) |
6,7(1) |
||
Адекватная самооценка |
20(3) |
53,3(8) |
1,944* |
13,3(2) |
73,3(11) |
3,585** |
Неадекватно заниженная самооценка |
46,7(7) |
33,3(5) |
0,753 |
53,3(8) |
20(3) |
1,942* |
Примечание: φ*≤1,64 (p≤0,05*); φ*≤2,31 (p≤0,01**).
Согласно данным нейропсихологическому обследования отмечено заметное улучшение в отношении кинестетического и динамического праксиса среди подростков экспериментальной группы в сравнении с контрольной (на 20%).
Таблица 5
Сводная таблица показателей в контрольной и экспериментальной группах воспитанников подросткового возраста по результатам методики «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханина)
Психологически е критерии |
Контрольная группа, % |
Критерий Фишера |
Экспериментальна я группа, % |
Критерий Фишера |
||
До |
После |
1,325 |
До |
После |
1,706* |
|
Реактивная тревожность |
33,3(5) |
13,3(3) |
40(6) |
13,3(2) |
||
Личностная тревожность |
40(6) |
26,7(4) |
0,778 |
33,3(5) |
13,3(2) |
1,325 |
Примечание: φ*≤1,64 (p≤0,05*); φ*≤2,31 (p≤0,01**).
Таблица 6
Сводная таблица показателей в контрольной и экспериментальной группах подростков по результатам теста «Самооценки психических состояний» (по Айзенку)
Психологические критерии |
Контрольная группа, % |
Критерий Фишера |
Экспериментальная группа, % |
Критерий Фишера |
||
До |
После |
0,397 |
До |
После |
1,325 |
|
Высокая тревожность |
33,3(5) |
26,7(4) |
33,3(5) |
20(3) |
||
Фрустрация |
60(9) |
26,7 (4) |
1,881* |
60(9) |
13,3(2) |
2,81** |
Агрессивность |
53,3(8) |
40(3) |
1,942* |
53,3(8) |
13,3(2) |
2,437** |
Регидность |
33,3(5) |
20(3) |
0,83 |
33,3(5) |
6,7(1) |
1,936* |
Примечание: φ*≤1,64 (p≤0,05*); φ*≤2,31 (p≤0,01**).
Таблица 7
Сводная таблица показателей в контрольной и экспериментальной группах воспитанников младшего школьного возраста (в %)
Психологические критерии |
Контрольная группа, % |
Экспериментальная группа, % |
||
До |
После |
До |
После |
|
Социально-педагогическая запущенность |
100 |
86,7 |
93,3 |
66,7 |
Несформированность ориентации в трехмерном пространстве |
40 |
26,7 |
33,3 |
- |
Несформированность ориентации в схеме собственного тела |
33,3 |
13,3 |
33,3 |
- |
Несформированность моторного планирования |
73,3 |
60 |
80 |
26,7 |
Неадекватно завышенная самооценка |
20 |
13,3 |
33,3 |
6,7 |
Неадекватно заниженная самооценка |
60 |
46,7 |
53,3 |
13,3 |
Высокий уровень общей тревожности |
73,3 |
66,7 |
73,3 |
46,7 |
Демонстративность |
26,7 |
20 |
26,7 |
13,3 |
Агрессивность |
40 |
33,3 |
40 |
20 |
Таблица 8
Сводная таблица показателей в контрольной и экспериментальной группах воспитанников подросткового возраста (в процентах)
Психологические критерии |
Контрольная группа, % |
Экспериментальная группа, % |
||
До |
После |
До |
После |
|
Социально-педагогическая запущенность |
80 |
60 |
86,7 |
46,7 |
Несформированность моторного планирования |
40 |
26,7 |
40 |
6,7 |
Неадекватно завышенная самооценка |
33,3 |
13,3 |
33,3 |
6,7 |
Неадекватно заниженная самооценка |
46,7 |
33,3 |
53,3 |
20 |
Высокий уровень общей тревожности |
33,3 |
26,7 |
33,3 |
20 |
Демонстративность |
20 |
13,3 |
20 |
6,7 |
Агрессивность |
53,3 |
40 |
53,3 |
13,3 |
Обобщая полученные результаты, можно отметить, что применение метода иппотерапии в социально-педагогической поддержке и психологической реабилитации воспитанников социальных приютов из дисфункциональных семей позволяет решить ряд проблем, характерных для данной категории детей и подростков: сформировать у воспитанников младшего школьного возраста ориентацию в схеме собственного тела и трехмерном пространстве; сформировать основы моторного планирования у детей и подростков в соответствии с возрастными нормами; содействовать формированию позитивной “Я”-концепции”, повысить уверенность в себе, приблизить самооценку к адекватному уровню; облегчить процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на общение воспитанников приюта; снизить общий уровень тревожности; обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, снизить тенденции агрессивных проявлений; обеспечить возможность проявления индивидуальности, а также сформировать способы адекватного самовыражения.
Таким образом, изучение коррекционных возможностей метода иппотерапии и развивающей лечебной верховой езды в реабилитационном процессе детей и подростков из дисфункциональнх семей является перспективным направлением в социально-психологопедагогической отрасли реабилитационной работы учреждений социально-педагогической поддержки.