Искусство игры
Автор: Кириллова Д.С.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 2, 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье проанализирован феномен игры, вызывающий эстетические переживания и представленный в театральном и литературном творчестве. Рассматриваются шахматы как специфическая разновидность игровой деятельности, где игрок приобретает статус профессионала. Предпринята попытка выявления специфических свойств у подобных игр, что отразилось в поиске критериев игровой деятельности, на основании которых можно причислить некоторые игры к произведениям искусства и выявить их отличие от обычной игровой практики.
Игра, игровая деятельность, феномен игры, искусство, эстетика игры, шахматы, профессионализм игрока, театр, литература, компьютерные игры
Короткий адрес: https://sciup.org/14940838
IDR: 14940838
Текст научной статьи Искусство игры
Игра старше культуры, так как понятие культуры, сколь неудовлетворительно бы его ни описывали, в любом случае предполагает человеческое сообщество, тогда как животные вовсе не дожидались появления человека, чтобы он научил их играть. Животные играют точно так же, как люди [1, с. 1]. С этих слов исследователя феномена игры Й. Хёйзинги начинаем статью, посвященную искусству играть, искусству человеческой игры.
С того момента, как человек начал осознанно относиться к играм, можно говорить об искусстве играть. В статье предпринята попытка проанализировать игры, очень похожие на искусство, ответить на вопросы о том, какие свойства есть у подобных игр и за что их можно причислить к произведениям искусства, чем такие игры отличаются от обычных, каков статус игрока в них. Также мы обратимся к поиску точек соприкосновения игры и искусства на примере некоторых игр, тем самым внося вклад в представление об эстетическом аспекте феномена игры.
Для начала рассмотрим необходимые термины и представим наиболее подходящее для данной работы определение искусства. В самом общем смысле искусство – это вид творчества, способ самореализации человека посредством различных выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка и т. д.).
Определение игре дать сложнее. Как писал О. Финк, «игра есть такой основной экзистенциальный феномен, который, вероятно, более всех остальных отталкивает от себя понятие… Игра якобы изначально не расположена к мышлению, она избегает понятия, теряет свою непринужденность, свою нерушимую импульсивность, свою радостную невинность, когда педант и буквоед хотят набросить на нее сеть понятий. Игра чужда понятию» [2, с. 382]. Однако все же остановимся на определении игры, которое дал Й. Хёйзинга: «Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием “иного бытия”, нежели “обыденная” жизнь» [3, с. 41].
Для того чтобы играть, например, в «точки» или морской бой, человеку не требуется особой подготовки, разве что изучить правила и подготовить нехитрый реквизит. Эти игры не несут в себе того, что можно назвать искусством. Но есть игры, которые требуют полной самоотдачи, серьезной предварительной подготовки, а процесс игры в них – целое искусство. Например, шахматы.
Шахматы испокон веков считались игрой интеллектуалов. Это древнейшая игра, которая появилась в Индии несколько тысячелетий назад. Правила игры в шахматы за время существования игры очень изменились, но ее суть и красота остались неизменны. Главная особенность шахмат – их любят или ненавидят. В отличие от других игр, в шахматах нет понятий «везение»
или «удача». Единственная удача для игрока – это недостаточно умный противник, недальновидность или ошибки соперника по отношению к своим ходам в партии. Также отличительной чертой игры является не результат партии, а красота процесса игры.
Что есть красота? И. Кант в «Критике способностей суждения» определил красоту как высшую целесообразность. Шахматная красота возникает там, где есть целесообразность ходов, связанная с перипетией и преодолевающая большую трудность. Перипетия – неожиданный для зрителя поворот шахматного счастья. Красива в шахматной борьбе целесообразность при преодолении трудностей с перипетией, то есть неожиданным выигрышем в результате внешне парадоксального, кажущегося для зрителя гибельным пожертвования [4].
Шахматы являются своеобразным искусством, которое проявляется не только в установившейся форме (шахматной партии, шахматного этюда), но и в динамичной форме шахматного произведения, творимого на глазах публики. Подлинность шахматного искусства состоит в том, что шахматные партии представляют собой произведения, созданные стройной логикой и творческой стороной мышления человека [5, с. 1].
Известно, театральная игра поистине искусство. Бертольд Брехт, немецкий драматург и теоретик искусства, в основе своей системы ставил принцип отстранения как способ уединения художественного акта и выделения самостоятельных истолкований. Автор разработал художественный метод, названный им «эффект отчуждения». В его основе лежит сознательное установление границ, направленное на выделение из потока повседневности «чистого» эстетического события, которым является любой спектакль. Брехт был убежден в том, что человек наделен «спонтанным интересом к самому искусству». Напряженный интерес к окружающему миру и к тому, как передал его художник, существует сам по себе, следовательно, нет необходимости вызывать его специально. Тем самым Брехт показал, что искусство театральной игры априори заложено в каждом, необходимо лишь вызвать соответствующий интерес к игре [6]. Однако так подать идею художника, как это делают профессионалы, обучившиеся этому искусству игры у более опытных наставников, может далеко не каждый, а значит, искусству этой игры необходимо обучаться.
Примеры игр, представляющих собой целое искусство, есть и в литературе. К примеру, утопия Г. Гессе «Игра в бисер». Результатом игры в бисер является не появление некоего уникального феномена или вещи, только перестановка и новое толкование старых комбинаций и мотивов ради достижения равновесия, совершенства и гармонии. Главная цель игры – достижение состояния высшего духовного катарсиса, неземной радости. Через лабиринты знаний и узкие улочки бесконечных архивов, произведений культуры, искусства и ценностей; через измененные состояния сознания, духовные практики древности, восточные учения и мифы; через повествования великих отшельников, музыку Баха, Бетховена и теорию относительности Эйнштейна истинные виртуозы игры в бисер проникают в недоступные постижению иными способами тайны бытия, испытывая от этого великое наслаждение, обретая внеземной покой и преображение очищенной души.
Роман Орсона Скотта Карда «Игра Эндера» также является примером (из литературы) игр, представляющих собой целое искусство. В боевой школе мальчик Эндер учится искусству военной игры, цель которой – освобождение Земли и уничтожение враждебной цивилизации. Несмотря на врожденный дар, Эндеру нелегко обучаться этому искусству, но он справляется с задачей: выигрывает решающую партию с помощью приобретенных стратегических навыков и верных решений поставленных перед ним игровых задач.
Примеров стратегических игр много и в современной компьютерной гейм-индустрии. Выделяют целый жанр игр-стратегий. Для победы в них необходимо выработать целую стратегию, чаще всего это военные операции. Первые два места в десятке лучших стратегий 2015 г. занимают игры StarCraft 2: Legacy of the Void и Heroes of the Storm. Но являются ли игры в киберпространстве искусством? Здесь мнения исследователей, самих игроков и разработчиков игр расходятся.
Согласно одной точке зрения, компьютерные игры следует рассматривать скорее не как игры, а как «новый вид искусства, где реципиент выступает не пассивным зрителем, а активным участником» [7]. В социальных сетях можно прочесть следующее мнение игроков: назвать искусством компьютерную игру пока нельзя, так как большинство современных игр во многом слишком проигрывают произведениям искусства. Часто неразработанный, примитивный сюжет вступает в противоречие со сложной графикой.
Но все-таки не стоит подобным образом судить обо всей игровой индустрии. К примеру, игры российской студии – разработчика компьютерных игр Ice-Pick Lodge. Она считается одной из самых оригинальных компаний в российской игровой индустрии. По мнению основателя и нынешнего руководителя студии Н. Дыбовского, игра должна стать неким испытанием, пройдя которое человек станет уже другим. Это называется глубокой игрой. Игрок должен быть максимально вовлечен в игровой процесс, создавая в игре новый мир, точнее вычленяя его из предлагаемого хаоса.
Нам наиболее близка точка зрения А.А. Деникина. В статье «Могут ли видеоигры быть искусством?» он пишет: «Являются ли видеоигры искусством? … Как уникальный феномен, как объект современной культуры видеоигра может быть использована как искусство … Возможности игры уводят нас столь далеко от искусства, что нет никаких причин пытаться превратить видеоигры в то, что само уже включено в них» [8, с. 96].
Подведем итоги, ведь «всякое историко-философское исследование есть упорядочение собственно философского материала» [9]. В результате проведенного исследования были выявлены игры, характеризующиеся тем, что вызывают эстетические переживания. Так, к примеру, игровая эстетика присутствует в театральной игре и в красоте шахматной партии. У подобных игр наличествуют специфические свойства, такие как масштабность, красота процесса игры, отсутствие иных целей за рамками игрового процесса, профессионализм игроков, за что их можно причислить к произведениям искусства.
Ссылки:
-
1. Хёйзинга Й. Человек играющий (Homo ludens). M., 1992.
-
2. Финк О. Основные феномены человеческого бытия: Проблемы человека в западной философии. М., 1988.
-
3. Хёйзинга Й. Указ. соч. С. 41.
-
4. Волькенштейн В.М. Эстетика шахматной игры [Электронный ресурс]. URL: http://proint.narod.ru/oldj/volk_est.htm (дата обращения: 28.12.2015).
-
5. Шапиро Ю.И. Философия и шахматы // Философия образования. 2004. № 2 (10). С. 287–292.
-
6. Брехт Бертольд [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/1683/БРЕХТ (дата обращения: 28.12.2015).
-
7. Гутман И.Е. Компьютерные виртуальные игры: культурно-антропологические аспекты анализа : автореф. дис. … канд. филос. наук. СПб., 2009. 193 с.
-
8. Деникин А.А. Могут ли видеоигры быть искусством? // Международный журнал исследований культуры. 2013. № 2 (11). С. 90–96.
-
9. Ажимов Ф.Е. Философия: история или теория? Заметки о специфике истории философии // Вопросы философии. 2014. № 9.
Список литературы Искусство игры
- Хёйзинга Й. Человек играющий (Homo ludens). M., 1992.
- Финк О. Основные феномены человеческого бытия: Проблемы человека в западной философии. М., 1988.
- Хёйзинга Й. Указ. соч. С. 41.
- Волькенштейн В.М. Эстетика шахматной игры . URL: http://proint.narod.ru/oldj/volk_est.htm (дата обращения: 28.12.2015).
- Шапиро Ю.И. Философия и шахматы//Философия образования. 2004. № 2 (10). С. 287-292.
- Брехт Бертольд . URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/1683/БРЕXТ (дата обращения: 28.12.2015).
- Гутман И.Е. Компьютерные виртуальные игры: культурно-антропологические аспекты анализа: автореф. дис.. канд. филос. наук. СПб., 2009. 193 с.
- Деникин А.А. Могут ли видеоигры быть искусством?//Международный журнал исследований культуры. 2013. № 2 (11). С. 90-96.
- Ажимов Ф.Е. Философия: история или теория? Заметки о специфике истории философии//Вопросы философии. 2014. № 9.