Исполнительская свобода в контексте романтического мироощущения: от Ф. Листа к Н. К. Метнеру

Бесплатный доступ

Представления о соотношении между нотами гаммы воспринимались со времён Античности до эпохи Просвещения как ключ к познанию устройства Вселенной с характерной аналитической составляющей. Акцентирование внимания на раскрытие человеческого в культуре определило высшие идеалы, связанные с самопознанием человека, с преодолением сковывающих условностей бытия. Изменение музыкальной формы произведения в эпоху романтизма во многом обязано изобретению современной настройки, известной как равномерная темперация, принятие которой было «выстрадано» прежде всего математическим и философским дискурсом на протяжении столетий. Изменение музыкального строя в сочетании с принятыми идеалами эпохи романтизма обусловило появление музыки композиторов-романтиков. Совершенствование механики фортепиано, клавишного строя существенно расширило спектр выразительных средств и предопределило дальнейшее развитие исполнительской техники фортепианной игры. Исполнительская и преподавательская деятельность Ф. Листа и Н. К. Метнера сопряжена с описанием и применением технических приёмов, возникших в эпоху романтизма в связи с новым, романтическим, мироощущением и получивших развитие в дальнейшем. Особое внимание в связи с этим музыканты уделяют анализу пианистического аппарата, который имеет большое значение в совершенствовании исполнительского искусства игры на фортепиано. Преемственность учеников в области основных принципов исполнительской свободы обуславливает актуальность приёмов, основанных на ключевых особенностях фортепианного исполнительского искусства романтиков.

Еще

Романтизм, исполнительская практика, фортепиано, педагогический принцип, темперация, ференц лист, николай карлович метнер, исполнительская свобода

Короткий адрес: https://sciup.org/144161261

IDR: 144161261

Список литературы Исполнительская свобода в контексте романтического мироощущения: от Ф. Листа к Н. К. Метнеру

  • Буасье А. Уроки Листа / [пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Н. П. Корыхаловой]. Санкт-Петербург: Композитор, 2013. 73 с.
  • Варламов Д. И., Виноградова Е. С. Теоретические и методологические основы исследования исполнительской школы в музыкальном искусстве // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-7. С. 1407-1411.
  • Гендель М. Космогоническая концепция: Основной курс по прошлой эволюции человека, его нынешней конституции и будущему развитию: пер. с ориг. англ. изд. 1911 г. / [пер. с англ. и ред. - Элеонора Полтинникова-Шифрин; общ. ред., примеч., коммент. и прил. - Авраам Шифрин]. Израиль: Эзотеризм и парапсихология, 1984. 375 с.
  • Досократики. Доэлеатовский и элеатовский периоды / пер. с древнегреч. А. Маковельского. Минск: Харвест, 1999. 784 с. (Классическая философская мысль)
  • Желнов В. М. Эпистемология в конце XX века (основные парадигмы: закономерности становления и эволюции): автореферат дис. на соиск. учён. степ. кандидата философских наук: 09.00.01 / Желнов Василий Маркович; МГУ имени М. В. Ломоносова. Москва, 1999. 26 с.
Статья научная