Использование антонимов Чеховым на примере рассказа "Страхи"
Автор: Потемкин С.Б.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Филологические науки
Статья в выпуске: 9-3 (96), 2024 года.
Бесплатный доступ
Изучение употребления антонимических пар в произведениях писателей, в частности, у Чехова, привлекает внимание многих исследователей в нашей стране и за рубежом. Антонимия - одно из важных проявлений парадигматических отношений в языке, один из сложных видов семантических связей слов. Явление антонимии привлекало внимание философов, начиная с античности. Наша статья посвящена одной из малоизученных свойствах антонимии в нарративе, а именно использованию антонимов в качестве отражения развития сюжета.
Структура нарратива, антонимия, движение сюжета, подсчет антонимов
Короткий адрес: https://sciup.org/170207209
IDR: 170207209 | DOI: 10.24412/2500-1000-2024-9-3-155-157
Текст научной статьи Использование антонимов Чеховым на примере рассказа "Страхи"
Аристотель разграничивает понятия «противоположность» и «противоречие». Более подробно он рассматривает противоположность и определяет ее как «наибольшее различие между вещами, которые обязательно должны принадлежать к одному и тому же роду, то есть являться семантически родственными, соотносительными» [1]. Одной из основополагающих черт противоположности, согласно Аристотелю, является возможность наличия между двумя противоположными явлениями промежуточного члена, тогда как «у противоречия нет ничего промежуточного» Таким образом, понятие о диалек-тичности, противоречии человеческого мышления и окружающего мира отмечалось уже во времена Античности. Но если первыми философами эта тема была лишь слегка затронута, то именно Аристотель подводит итог понятию противоположности в античной философии.
Антонимы выразительно и лаконично описывают контрасты, из которых состоит наша жизнь. «Каждая пара антонимов, описывая одну сущность, демонстрирует ее амбивалентный характер, которым пронизана объективная действительность» [1]. В художественной прозе А.П. Чехова, мастера короткого рассказа, в большей степени представлены антонимы, выраженные важнейшими частями речи: прилагательными, существительными, глаголами а именно использованию антонимов в каче-антонимия, движение сюжета, подсчет ан и наречиями [6]. Между тем, роль антонимов как сюжетообразующего и двигающего развитие нарратива до сих пор не привлекало внимания исследователей.
Событие, элементарный компонент нарратива, был определен Ю.М. Лотманом как «перемещение персонажа через границу семантического поля» [2]. В продолжение определения Лотмана событие можно рассматривать как переход между двумя последовательными во времени состояниями, транзакция от одного внутренне непротиворечивого состояния к другому внутренне непротиворечивому состоянию мира и человека. Событие можно уподобить смене кадров кинопленки.
Нами произведен подсчет числа антонимических пар в произведениях Чехова согласно словарю [3] и показано, что это число, в зависимости от номера предложения, отражает движение нарратива, начиная от экспозиции, нарастания событий, через кульминацию и до развязки [5]. В настоящей статье мы более подробно рассматриваем употребление антонимов в отдельном рассказе Чехова.
Рассказ Страхи [4] начинается вполне мирно, даже идиллически – герой едет на телеге домой по степной дороге. С ним мальчик Пашка, взятый героем за компанию. Антонимия используется Чеховым уже в экспозиции.
роскошный – простой
-
5 «… и вдруг обрываются бурной грозой с роскошным , надолго освежающим ливнем. Ехал я на простых , ломовых дрогах.»
Далее, экспозиция продолжена антонимами узкий – широкий
-
10 «Путь наш лежал по узкой , но прямой, как линейка, проселочной дороге, … На дне этой ямы, на широкой равнине, сторожимое тополями и ласкаемое блеском реки, ютилось село.»
Завязка сопровождается новой антонимией крошечный – громадный
-
28 «…в самом верхнем ярусе колокольни, в крошечном окне, между куполом и колоколами, мерцал огонек.» «… как я ни напрягал свое зрение, в громадном пространстве, которое лежало передо мной, я не увидел кроме этого огня ни одной светлой точки.»
И далее гореть – потухать
-
32 «За окном он не мог гореть , потому что в верхнем ярусе колокольни не было ни икон, ни лампад;» «Бледная, совсем
уже потухавшая полоска зари не могла отражаться, потому что окно с огоньком глядело не на запад, а на восток.»
Наконец, кульминация п режний - этот
-
40 «Он по - прежнему мелькал и вспыхивал.» «Сначала я думал, что это досада на то, что я не в состоянии объяснить простого явления, но потом, когда я вдруг в ужасе отвернулся от огонька и ухватился одной рукой за Пашку, ясно стало, что мною овладевает страх .„»
И, в развязке, еще - уже
62 «Приехав на почтовую станцию, я нарочно проболтал со смотрителем целый час, прочел две-три газеты, но беспокойство все еще не покидало меня.» «На обратном пути огонька уже не было,»
Таким образом, все развитие сюжета сопровождается использованием антонимов, которые, в определенном смысле, и двигают сюжет.
Ниже приведен график числа антонимических пар в зависимости от номера предложения рассказа [5].

Рис. Число антонимических пат в зависимости от номера предложения
Заключение
В статье рассмотрены пары антонимов коротком рассказе А.П. Чехова «Страхи», вернее впервой его части. Показано употребление антонимических пар по ходу развития сюжета нарратива, включая описание природы, образа действия героев и обстоятельств, сопровождающих их путешествие. Приведен график зависимости числа антонимических пар от номера предложения с одновременным цитированием фрагментов текста. Делается вывод о связи развития сюжета с использованием автором антонимов.
Список литературы Использование антонимов Чеховым на примере рассказа "Страхи"
- Аристотель: Соч.: В 4 т. - М., 1976. Т. 1. - С. 257-259.
- Лотман, Ю.М. Структура художественного текста. - М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_15.php (режим доступа: 28.05.2024).
- Введенская, Л.А. Учебный словарь антонимов русского языка. - МарТ, 2010. - 314 с.
- Чехов, А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. / гл. ред. Д.Д. Благой, Г.А. Бялый, А.С. Мясников, Л.Д. Опульская. - М.: Наука, 1974-1982. EDN: VNNZVL
- Потемкин, С. Б. Обнаружение событий в нарративе / С. Б. Потемкин // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2018. - № 1. - С. 22-27. EDN: YWLJAM