Использование инновационных методов в образовании
Автор: Шонтуков Т.З., Кумахова Д.Б.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 11 (42), 2017 года.
Бесплатный доступ
В данной статье рассматриваются новые подходы к методам преподавания, приводятся примеры наиболее распространенных инновационных методов, эффективных форм работы, ставятся цели инновационной деятельности.
Модернизация образования, инновация, инновационные процессы, инновационные методы, инновационная деятельность, преподаватель, студент, личность
Короткий адрес: https://sciup.org/140235077
IDR: 140235077
Текст научной статьи Использование инновационных методов в образовании
Одной из ключевых проблем при определении понятия «аффилированные лица» изначально являлось его закрепление в антимонопольном, а не в корпоративном законодательстве. В результате произошло смешение двух совершенно разных по своей правовой природе понятий - «аффилированные лица» и «лица, принадлежащее к одной группе лиц». Так, в перечень аффилированных лиц юридического лица включены и лица той группы, к которой принадлежит данное юридическое лицо; к аффилированным лицам физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, также относятся в числе прочих и лица группы, к которой принадлежит данное физическое лицо. Различия в правовой природе указанных понятий наглядно проявляются при сравнении их сфер применения и целей, для которых они используются.
Понятие «аффилированные лица» нашло свое применение, прежде всего, в корпоративном законодательстве и, уже как следствие, в ряде положений законодательства о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, налогового законодательства. Необходимость установления признаков аффилированности в корпоративном законодательстве продиктована тем, что между менеджментом компании и ее владельцами (акционерами, участниками) либо между мажоритарным акционером и миноритариями возможен конфликт интересов, требующий разрешения путем соблюдения специальной процедуры (заключения сделок с заинтересованностью, поглощения и др.).
Первый раз в законодательных актах России, данный термин был замечен в Указе Президента РФ от 7 октября 1992 г. № 1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг_в ходе приватизации муниципальных и городских компаний» (вернее говоря, в приложениях к нему: № 1 -«Положение о инвестиционных фондах» и № 2 «Положение о специальныхинвестиционных фондах приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки уроженцев»). В этом Указе в разряд аффилированного лица - физического либо юридического лица (акционерного сообщества, товарищества, казенного предприятия) включаются: его управляющий, начальник и должностные лица, учредители, а еще акционеры, коим принадлежит 25 и более процентов акций, или же предприятие, в котором данному лицу принадлежит 25 и более процентов голосующих акций.
Термин «аффилированные лица» встречается в 16 документах, принятых разными органами власти:
-
- в Указе Президента РФ от 7 октября 1992 г. и Приложениях к нему (3 документа);
-
- в письмах Министерства финансов, приуроченных к аттестации экспертов инвестиционных институтов (2 документа);
-
- в распоряжениях Госкомимущества России (5 документов);
-
- в документах (распоряжениях), принятых Федеральной комиссией по значимым бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ (6 документов) и др.
Перечисленные документы относятся основным образом к регулировке работы инвестиционных фондов, в следствии этого и определение «аффилированные лица», которое дается в данных нормативных актах, следует использовать только в отношении инвестиционных фондов.
Первый раз данный термин был использован в Законе РФ от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с поправкой на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 29.07.2017 №233-ФЗ). Специфика указанного закона содержится в том, что понятие «аффилированные лица» распространяется на все акционерные сообщества, не считая случаев, перечисленных в ст. 1. Отличительные черты создания и правового положения акционерных сообществ в области инвестиционной работы (к коим относятся и инвестиционные фонды) на основании п.3 ст.1 ФЗ РФ №208-ФЗ ориентируются федеральными законами, регламентирующими их деятельность. Тут этот закон не имеет прямого воздействия на инвестиционные фонды.
В российской правоприменительной практике к нашему большому сожалению очень часто встречаются разночтения в объяснении всевозможных понятий, и зачастую в законодательстве присутствуют пробелы и присутствуют коллизионные нормы. Длительное время не считалось (и до конца не классифицируется) исключением понятие «аффилированное лицо», значение которого актуализировалось за прошедшие несколько лет.
Применение норм об аффилированных лицах в акционерных отношениях затруднено тем, что не определен порядок признания лица аффилированным. Причиной этого является такой неопределенный признак аффилированности, указанный в законе в качестве основного, как способность оказывать влияние на деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Во-первых, не совсем ясно, на какого рода деятельность должны оказывать влияние аффилированные лица. Если бы речь шла исключительно о предпринимательской деятельности, то определение должно было бы звучать следующим образом: аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на предпринимательскую деятельность юридических и физических лиц. Очевидно, что деятельность любого хозяйствующего субъекта зависит от большого числа посторонних факторов, в том числе от деятельности других субъектов, которые в определенной степени могут оказывать влияние на предпринимательскую деятельность друг друга, зачастую и не подозревая об этом.
Во-вторых, из определения аффилированного лица не видно, какого рода влияние должен оказывать один субъект на деятельность другого субъекта предпринимательской деятельности, чтобы его можно было признать аффилированным. Категория «влияния» является крайне относительной и должна быть обязательно конкретизирована, иначе она будет пониматься по разному, а это может повлечь различную правоприменительную практику, что является недопустимым.
Проблемы также возникают при учете аффилированных лиц. Перечень лиц, относящихся к аффилированным в соответствии с законом РСФСР от
22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", достаточно внушителен. Кроме того, основания, по которым лицо признается аффилированным к акционерному обществу, требуют обладания информацией, не являющейся общедоступной (родственные отношения, наличие соглашений (согласованных действий) и т.п.). Эта информация не статична и не постоянна, что также требует от общества определенных усилий для отслеживания изменений.
Когда речь идет об аффилированных лицах, являющихся таковыми в соответствии с признаками аффилированного лица, изложенными выше (член совета директоров, член коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа и т.д.), то сложностей с составлением и ведением списка аффилированных лиц не возникает. В противном случае совершенно не ясно, каким образом акционерное общество должно выявлять свои аффилированные лица, так как обязанность лиц уведомлять акционерное общество о своей аффилированности действующим законодательством РФ не предусмотрена.
К тому же общество даже не имеет права требовать у инвестора обязательного предоставления информации, не предусмотренной действующим законодательством. Исключением в данном случае является уже упоминавшаяся выше обязанность аффилированных лиц уведомить в письменной форме общество «о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций».
Следовательно, установление аффилированности лиц к обществу, исходя из их принадлежности к одной группе лиц, в настоящее время возможно только в том случае, если лицо самостоятельно предоставит сведения о своей аффилированности. Действующим законодательством не определен порядок контроля за полнотой и правильностью составления раскрываемого списка. Более того, установление фактов нарушения органами требований ведения учета аффилированных лиц и предоставления информации об аффилированных лицах акционерных обществ может в большинстве случаев осуществляться, исходя из формальных соответствий признакам аффилированного лица.
Также основной проблемой законодательства является выяснение основных недостатков законопроекта «Об аффилированных лицах». Этот проект был принят Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении 11 февраля 2000 года, однако до сих пор в силу не вступил. Главная причина скрывается в том, что законопроект противоречит Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу РФ и ряду иных законодательных актов.
В представленном проекте присутствует одна любопытная норма, согласно которой «нормативными правовыми актами Российской Федерации могут быть запрещены или ограничены сделки с аффилированными лицами или с их участием». Ограничение прав возможно установить только федеральным законом в случаях, предусмотренных статьей 55 Конституции РФ, статьей 1 Гражданского кодекса РФ. Во всех других случаях ограничение прав невозможно. В проекте же ограничения прав допустимы в силу аффилированности. Это уже противоречит самим принципам гражданского законодательства.
Есть еще один момент. В действующем антимонопольном законодательстве аффилированные лица определяются только в тех случаях, когда речь идет о предпринимательской деятельности. Однако в соответствии с проектом к аффилированным лицам относятся физические и/или юридические лица, находящиеся во взаимосвязи с иным лицом. Если мы находимся в определенной взаимосвязи друг с другом, мы уже аффилированные лица. Неважно где, в предпринимательской деятельности, личной жизни, общественной. По существу, признается всеобщее аффилирование.
Понятие аффилированных лиц появилось в российской правовой системе сравнительно недавно. Наверное, этим и можно объяснить некоторую неустойчивость термина, спорные положения и противоречия в нормативной правовой базе таких специфических субъектов как аффилированные лица.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что данный законопроект не отвечает ни одному из требований, которое определено законодательством. И принятие такого закона принесло бы только большие недоразумения.
Однако за время, прошедшее с момента появления в законодательстве положений, регулирующих деятельность аффилированных лиц, правоприменительной практикой был накоплен определенный опыт, его использование в специальном Законе «Об аффилированных лицах» помогло бы создать массив норм, реально обеспечивающих права лиц, чьи интересы напрямую зависят от деятельности аффилированных лиц.
При многоаспектности этого явления не присутствует общей методологии отнесения какого-нибудь лица к категории аффилированных, нет конкретного определения формы воздействия аффилированных лиц на зависимых субъектов. Потому необходимо выработать общий подход, унифицировать законодательное определение понятие «аффилированные лица» для способности внедрения последнего при квалификации взаимоотношений в различных сферах социальной работы. При этом эта работа уже проводится законодателем, благодаря чему разработан план федерального закона «О аффилированных лицах», который ориентирован на «установление обязанности юридических лиц и индивидуальных бизнесменов по учету и предоставлению инфы о собственных аффилированных лицах, притязании к сделкам с аффилированными лицами или же с их ролью, описывает права соучастников (учредителей) юридических лиц на получение инфы о аффилированных лицах юридических лиц, соучастниками (учредителями) которых они считаются».
Представленный законопроект наиболее полно характеризует понятие аффилированных лиц с учетом накопленного навыка его внедрения, устанавливает притязании по учету аффилированных лиц, выявлению инфы о аффилированных лицах, а еще ответственность за несоблюдение отмеченных притязаний.
Список литературы Использование инновационных методов в образовании
- Абдулкаримова Г.А. О профессионально направленном обучении информационным технологиям студентов педагогического вуза//Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Перспективы и вызовы информационного общества», Красноярск, 12-13 ноября, 2015 г. С.11-16.
- Ергалиев Е.Н. Использование проектно-исследовательского метода при обучении студентов технического вуза базам данных//Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 1 (31).
- Субочева А.Д. Инновационные методы обучения как способы активизации мыслительной деятельности студентов.//Международный научно-исследовательский журнал. -2014. -№ 9 (28). -С. 136-139.
- Филатова З.М. Электронный учебник как средство дистанционного обучения.//XXV Ежегодная международная конференция-выставка («ИТО-2015»). 6-7 ноября 2015 года, г. Москва.
- Шумакова Н.В. Профессиональная подготовка студентов колледжа на основе технологий активного обучения./Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2014. -№ 5 (часть 2) -С. 171-173.