Использование оперативно-розыскных данных при задержании осужденных, подозреваемых в совершении преступлений

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с возможностью использования оперативно-розыскных данных при задержании осужденных, подозреваемых в совершении преступлений. Анализируются нормы уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства в разрезе особенностей применения данного института в специфической среде осужденных.Исследуются факторы, которые необходимо учитывать при подготовке к задержанию подозреваемого осужденного.С точки зрения криминалистической тактики рассматриваются конкретные места на территории исправительного учреждения для проведения задержания подозреваемого лица.

Задержание, оперативно-розыскные данные, исправительные учреждения, оперативные подразделения, осужденные, подозреваемые, уголовно-исполнительное законодательство, преступления

Короткий адрес: https://sciup.org/140256705

IDR: 140256705   |   DOI: 10.51980/2542-1735_2021_1_30

Текст научной статьи Использование оперативно-розыскных данных при задержании осужденных, подозреваемых в совершении преступлений

Задержание подозреваемого – мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ). В связи с тем, что процедура задержания фактически ограничивает свободу и неприкосновенность гражданина, который в будущем может быть признан не имеющим отношения к преступлению, данное процессуальное действие строго регламентировано законодательством.

Для того чтобы задержать лицо, необходимо точно знать основания и мотивы задержания. Само по себе подозрение не является основанием для задержания лица по подозрению в совершении преступления. Статья 91 УПК РФ на законодательном уровне закрепляет основания для задержания подозреваемого:

– когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

– когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

– когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

В условиях исправительного учреждения эффективным средством изобличения виновного является задержание лица, совершившего преступление, с «поличным». При этом имеет большое значение использование оперативно-розыскных данных и результатов режимных мероприятий. Задержание осужденного подозреваемого в совершении преступления предполагает его незамедлительную изоляцию от других осужденных, отбывающих наказание в данном исправительном учреждении, с целью оперативного сбора доказательственной базы и последующего предъявления обвинения.

В последние несколько лет вопросы задержания осужденных, подозреваемых в совершении преступлений, являются достаточно актуальными. По статическим данным ФСИН России, количество преступлений, совершаемых осужденными, увеличивается (за 2018 год всего совершены 914 преступлений, из них убийства – 4, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – 27, действия, дезорганизующие работу исправительного учреждения, – 13, побеги – 103; за 2019 год всего совершены 1015 преступлений из них убийства – 5, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – 29, действия, дезорганизующие работу исправительного учреждения, – 17, побеги – 110)1.

В юридической литературе встречаются различные точки зрения авторов относительно задержания осужденных подозреваемых в совершении преступлений. По мнению А.В. Симоненко, задержание осужденного представляет собой обусловленную необходимостью обеспечения исполнения нака- заний разновидность правового состояния, представляющую собой закрепленный в законодательстве способ юридического бытия задерживаемых лиц, соответствующую правоотношениям, в которые они вступают в связи с задержанием [4, с. 173].

Ю.П. Якубина отмечает, что в уголовно-исполнительном законодательстве уголовно-исполнительное задержание применяется в качестве принудительной меры при уклонении от исполнения приговора для обеспечения явки осужденного в судебное заседание [6, с. 36].

На первый взгляд задержание осужденного на территории исправительного учреждения не представляет сложности и не имеет каких-либо особенностей. Однако практика показывает, что при задержании и последующей изоляции осужденного представители администрации сталкиваются с довольно серьезным противодействием со стороны других осужденных. Одной из гарантий успешного задержания в условиях исправительного учреждения является тщательная подготовка, что в значительной мере может определяться наличием оперативно-розыскных данных и результатами проведенных режимных мероприятий. Наличие данной информации позволяет выработать тактически правильные приемы с учетом специфики исправительного учреждения и личности подозреваемого.

При определении тактики задержания подозреваемых осужденных должны также учитываться психологические особенности их личности, которые могут оказывать значительное влияние на поведение осужденных в момент задержания. Как справедливо отмечается в специальных исследованиях, система психологической регуляции личности осужденного, «имеющей делинквентные признаки, подвержена деформации по таким основным направлениям, как искажение неформально обусловленных ценностей, потребность в субкультуре» [3, с. 103]. Следовательно, в одном психологическом состоянии осужденный понимает, что от него требуется, и выполнит законные требования должностных лиц, в другом – отреагирует на данные требования неадекватно [1, с. 23].

В связи с этим важным элементом задержания является внезапность, при которой осужденный не ожидает задержания, что исключает сопротивление с его стороны и пресекает попытку избавиться от предметов или орудий совершения преступления, имеющих доказательственное значение по делу. Необходимо правильно с учетом оперативно-розыскных данных выбирать время и место задержания (желательно с минимальным скоплением осужденных), обеспечить возможность задержания без оказания сопротивления как со стороны самого осужденного, так и его сообщников.

По мнению А.П. Халявина, при подготовке к задержанию осужденных, подозреваемых в совершении преступлений, необходимо учитывать следующие факторы:

– определить конкретное лицо из числа осужденных, подлежащего задержанию;

– определить численность группы для осуществления задержания;

– распределить обязанности среди участников группы, определить порядок и последовательность действий;

– определить средства связи между участниками группы;

– определить порядок применения спец-средств в момент задержания;

– наметить последовательность личного обыска задержанного осужденного;

– выбрать место для изоляции задержанного осужденного;

– предусмотреть меры для обезоруживания задерживаемого [5, с. 41].

В зависимости от вида совершенного преступления при подготовке к задержанию осужденного перечень вопросов может быть сокращен или дополнен. С сотрудниками исправительного учреждения, участвующими в задержании, в обязательном порядке проводится инструктивное занятие, во время которого проверяются знания порядка применения спецсредств и оружия. Тактические приемы задержания выбираются в зависимо- сти от сложившейся ситуации (подлежит ли задержанию одно лицо или группа лиц).

В ряде случаев задержание может быть проведено без соответствующей подготовки в случае незамедлительного пресечения противоправных действий со стороны осужденных. Правонарушения, связанные с проявлением хулиганских побуждений, сопротивлением или угрозой применения насилия в отношении представителей администрации исправительного учреждения, должны пресекаться немедленно без подготовки. В этих ситуациях сотрудники, прежде всего оперативных отделов, должны уметь быстро ориентироваться в сложившейся ситуации и принимать все необходимые меры к задержанию подозреваемых. Местом задержания могут быть жилые и производственные зоны, территория исправительного учреждения, служебные кабинеты, подсобные помещения и т.д.

Задержание подозреваемого осужденного во время досмотра при перемещении из производственной в жилую зону дает возможность произвести это действие внезапно, что, во-первых, исключает сопротивление подозреваемого, во-вторых, не дает ему возможности избавиться от улик, находящихся при нем. В рамках данного задержания осужденному также может быть предложено под определенным предлогом пройти в служебное помещение, где его задерживают, при этом незамедлительно осматривается одежда подозреваемого осужденного с целью обнаружения орудий преступления или иных предметов, являющихся доказательствами по уголовному делу.

Доставление задержанного осужденного к месту изоляции требует от представителей администрации исправительного учреждения внимательности и высокой бдительности. Это объясняется тем, что при конвоировании осужденного по территории исправительного учреждения возможны провокации со стороны отрицательно настроенных групп осужденных, в связи с чем желательно проводить конвоирование в отсутствие в зоне осужденных.

Значительные сложности возможны при задержании подозреваемого в расположении жилой зоны и на территории производственной зоны. Как правило, задержание проводится в случаях, когда представитель администрации оказался очевидцем противоправных действий со стороны осужденного. Рассмотрим в качестве примера практическую ситуацию с задержанием подозреваемого осужденного. Так, в одном из исправительных учреждений бригада осужденных возвращалась из производственной зоны после окончания смены. Благодаря полученным оперативным данным стало известно, что у некоторых осужденных при себе имеется холодное оружие, при досмотре у этих лиц были изъяты самодельные ножи. Начальником исправительного учреждения было принято решение о помещении данных осужденных в штрафной изолятор. По пути следования задержанные отказались идти дальше и начали выкрикивать, что их избивают сотрудники, в связи с чем вокруг собралась группа отрицательно характеризующихся осужденных с целью выяснения обстановки. Прибывший на место начальник исправительного учреждения разъяснил осужденным, что никто задержанных не избивал, и отдал приказ об их освобождении. После того как обстановка успокоилась, подозреваемые были задержаны и помещены в штрафной изолятор.

Анализируя данную ситуацию, следует отметить, что при проведении задержания задача сотрудников – применять не только соответствующие тактические приемы, но и проявлять находчивость и смекалку.

Также отметим, что задержание может осуществляться и за пределами исправительного учреждения. Главным образом такие случаи связаны с розыском осужденных, совершивших побег.

Для эффективного осуществления первоначальных поисковых мероприятий сотрудники розыскных подразделений должны располагать как можно большим объемом информации о разыскиваемом лице, его связях, наклонностях, об особенностях психики, поведения, о приемах маскировки и т.д.

Немаловажным аспектом является процессуальное оформление задержания подозреваемого осужденного. Изучение уголовных дел показывает, что порой в практической деятельности встречаются случаи, когда факт задержания фиксируется рапортом соответствующего должностного лица. В некоторых случаях задержание подозреваемых осужденных вообще не отражается ни в каких документах.

Применительно к данному аспекту В.Е. Коломеец считает, что в условиях исправительного учреждения нет необходимости в составлении специального протокола о задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а допустимо применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные нормами уголовно-исполнительного законодательства. По его мнению, постановление начальника исправительного учреждения о помещении лица в штрафной изолятор имеет силу процессуального документа о задержании, и с этого момента может исчисляться срок содержания под стражей [2, с. 14].

С такой точкой зрения нельзя согласиться. В уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 92 УПК РФ) четко указано, что при задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания. В связи с этим подмена процессуальных документов недопустима. Задержание осужденных подозреваемых в совершении преступлений должно оформляться в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства.

Задержание в дисциплинарном порядке возможно проводить в тех случаях, когда конкретные обстоятельства совершенного правонарушения недостаточно ясны для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Поскольку совершенное осужденным преступление противоречит режимным правилам исправительного учреждения, то в отношении него допустимо применение дисциплинарного воздействия в виде помещения в штрафной изолятор.

Анализируя законодательство относительно задержания осужденного, подозреваемого в совершении преступления, необходимо отметить, что его надлежит рассматривать как меру уголовно-исполнительного права, традиционно регулируемую за рамками уголовно-процессуального законодательства.

К такому выводу располагают следующие предпосылки. Во-первых, основания и сроки задержания регламентируются нормами уголовно-исполнительного законодательства (например, ч. 6 ст. 75.1 УИК РФ). Во-вторых, уголовно-процессуальное задержание определено в п. 11 ст. 5 УПК РФ как мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. В данную законодательную дефиницию задержание осужденного не вписывается. Это, однако, не дает повода утверждать, что практически для ограничения свободы осужденного и его задержания нет правовых оснований, поскольку в УПК РФ подобное задержание не предусмотрено.

Основания задержания осужденного определены уголовно-исполнительным законодательством: в УИК РФ установлен первоначальный срок задержания в пределах 48 часов для всех случаев задержаний, который согласован с ч. 2 ст. 22 Конституции РФ. Од- нако конституционная норма ориентирована на предварительное, досудебное уголовное производство: задержание подозреваемого в совершении преступления применяется как неотложная, предварительная мера принуждения. Поэтому «привязка» срока задержания осужденного к ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, по нашему мнению, носит формальный, искусственный характер. Закон не называет орган, уполномоченный задерживать осужденного, объявленного в розыск за злостное уклонение от отбывания наказания. Лишь в ч. 6 ст. 58 УИК РФ право задержания осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания наказания в виде ограничения свободы, делегировано органу внутренних дел.

В заключение статьи необходимо отметить, что задержание осужденных следует рассматривать как самостоятельный вид задержания, целью которого является изоляция осужденного, совершившего преступление, в период отбывания наказания. При этом уголовно-исполнительное законодательство подробно не регулирует порядок задержания осужденных, в связи с чем в правоприменительной практике используется аналогия, то есть применяются нормы уголовно-процессуального законодательства о задержании подозреваемого, которые лишь частично восполняют пробелы в этой части в силу специфики задержания осужденных подозреваемых в совершении преступлений.

Список литературы Использование оперативно-розыскных данных при задержании осужденных, подозреваемых в совершении преступлений

  • Ковалев, А.Г. Психология личности осужденного и индивидуальный подход к перевоспитанию / А.Г. Ковалев. - М.: Просвещение, 1963.
  • Коломеец, В.Е. Особенности расследования преступлений в исправительно-трудовых колониях: автореф. дис. … канд. юрид. наук / В.Е. Коломеец. - М., 1972.
  • Сергиенко, А.С. О системе смысловой регуляции субъекта в контексте коррекционного воздействия на делинквентную личность / А.С. Сергиенко, П.В. Тепляшин // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. - 2016. - № 4.
  • Симоненко, А.В. Задержание осужденных как правовое состояние / А.В. Симоненко / Уголовная юстиция. - 2018. - № 11.
  • Халявин, А.П. Расследование преступлений в исправительно-трудовых учреждениях с использованием оперативно-розыскных данных: учебное пособие / А.П. Халявин. - Рязань, 1979.
  • Якубина, Ю.П. Законодательные основы, теоретические и практические проблемы применения задержания лица при осуществлении судопроизводства / Ю.П. Якубина // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 3.
Статья научная