Использование социальных технологий в управлении профессиональной мобильностью молодежи на рынке труда

Автор: Цыпкина Мария Геннадьевна

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 3, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрена возможность использования в процессе управления профессиональной мобильностью молодежи на рынке труда социальных технологий. Дано их определение в аспекте актуальной темы исследования с позиции деятельностного подхода и с учетом взглядов российских, зарубежных социологов и экономистов на роль этих технологий в управлении, где исходным и конечным результатом является человек. Выявлены ключевые проблемы и тенденции, порождающие необходимость их применения в соответствующей области. Определены участвующие в процессе объект, предмет и основные субъекты социальных технологий, предложена их авторская классификация: она включает в себя три основные группы (информационно-консультационные, образовательные и адаптационные), различающиеся по характеру и содержанию используемых средств. Раскрывается сущность и специфика каждой из них. В заключение автором сделан обоснованный вывод о том, что социальные технологии в рассматриваемом контексте представляют собой систему последовательных, формализованных процедур и операций. Их применение имеет существенное значение и состоит в разработке новых путей профессионального самоопределения, развитии профессиональных навыков, компетенций и социально-профессиональной адаптации молодого поколения на современном рынке труда.

Еще

Социальные технологии, управление, профессиональная мобильность, молодежь, рынок труда, информационно-консультационные технологии, образовательные технологии, адаптационные технологии

Короткий адрес: https://sciup.org/149133296

IDR: 149133296   |   DOI: 10.24158/spp.2019.3.5

Текст научной статьи Использование социальных технологий в управлении профессиональной мобильностью молодежи на рынке труда

Преобразования, происходящие в обществе в течение последних лет, привели к глобальной трансформации на рынке труда. Вследствие дефицита квалифицированных молодых специалистов, способных в достаточно короткие сроки приспосабливаться к изменяющимся условиям, возникает необходимость разработки и внедрения различных социальных технологий, которые позволят им повысить свою конкурентоспособность.

Термин «социальные технологии» во второй половине ХХ в. ввел в научный оборот британский философ и социолог Карл Поппер [1]. Он определял их как средства создания и преобразования различных социальных институтов в зависимости от конкретных целей. Первоначально понятие «технология» использовалось исключительно в системе технического знания, и только в начале ХХ в. с развитием теории управления и социальной инженерии его стали употреблять представители разных сфер общественной жизни.

В настоящее время к определению сущности социальных технологий можно подходить, исходя из ряда точек зрения. Согласно деятельностному подходу (В.Б. Бокарева, Н.С. Данакин, Е.В. Желнина, М. Марков, Н. Стефанов, Ж.Т. Тощенко и другие) рассматриваемые технологии выступают в качестве целенаправленной деятельности по преобразованию социального объекта. Конструирование социальной технологии реализуется в процессе разделения деятельности на специальные процедуры и операции с учетом четкого понимания природы и специфики той области, где формируется практика.

Социальные технологии в управлении профессиональной мобильностью молодежи на рынке труда с позиции деятельностного подхода представлены системой последовательных, формализованных процедур и операций, применяемых субъектами управления данного типа под влиянием рынка труда с целью рационального распределения трудовых ресурсов по профессиям, специальностям в ходе решения социальных проблем занятости молодых. Данная цель продиктована, в первую очередь, изменениями в стратегии занятости [2, с. 68], в основе которой – усиление гибкости рынка труда, организация работы, трудовые отношения, гарантии занятости и доходов, а также гибкость рабочей силы. Последняя напрямую связана с профессиональной мобильностью, являющейся одной из ее форм. Вместе с тем нарастание гибкости рабочей силы требует от молодых людей постоянного развития собственного профессионального потенциала, готовности к расширению сферы своих профессиональных интересов, что в итоге делает их более конкурентоспособными на рынке труда любого уровня [3, с. 57]. Потребность в регулировании данного процесса приводит к обоснованию вопроса о предпосылках разработки социальных технологий.

Одной из проблем, порождающих необходимость их применения в управлении профессиональной мобильностью молодежи на рынке труда, становится уровень молодежной безработицы. В частности, наблюдается большое количество молодых людей в числе безработных. Так, молодежь составляет 43,7 % от общего числа безработных в мире [4, p. 1082]. В России, по данным Росстата, с 2016 по 2018 гг. численность молодых людей (до 25 лет) среди всех возрастных групп безработных оставалась примерно на одном и том же уровне (23,3 % в 2016 г., 21,7 % в 2017 г. и 21,4 % в 2018 г.) [5]. Однако, несмотря на менее значительные цифры (показатель в два раза меньше) по сравнению с мировыми тенденциями, данная проблема существует и на российском рынке труда. Поэтому возникает потребность в разработке современных социальных технологий, регулирующих профессиональную мобильность молодежи, в том числе для снижения напряженности (уровня молодежной безработицы) на рынке труда РФ.

Кроме того, сопутствующей проблемой в данном контексте является соответствие системы образования рынку труда. Важно учитывать основные приоритеты, направления развития и структуру экономики на разных уровнях управления (федеральном или региональном). В будущем это позволит сократить расходы на корректировку структуры рабочей силы по таким критериям, как уровень образования и профессиональный состав (переобучение, образовательные курсы, дополнительное образование), а следовательно, сведет воедино количественные и качественные характеристики спроса и предложения на рынке труда [6, с. 7]. В то же время высокий уровень образования, полученного не для реализации в профессии, и в невостребованных областях не дает никаких преимуществ молодым людям, которые трудятся в непрофильных областях на неквалифицированной работе, что, в свою очередь, создает отрицательный эффект для экономики [7, с. 8] отдельно взятого региона. Исходя из этого, рынок труда по отношению к системе образования выступает своеобразным заказчиком и вносит коррективы в структуру профессиональной подготовки молодых специалистов. Эффективность данного взаимодействия будет зависеть от использования тех или иных социальных технологий, направленных на регулирование профессиональной мобильности молодежи в различных экономических условиях.

На практике любая социальная технология обладает собственной структурой, в нее входят объект и субъект. Объектом социальной технологии в области управления профессиональной мобильностью молодежи на рынке труда являются социальные группы молодежи, а ее предметом в контексте рассматриваемой нами темы исследования выступает процесс по определению путей решения социальных проблем занятости молодежи на основе выбора наиболее оптимальных методов и средств управления профессиональной мобильностью на рынке труда. Субъектами социальных технологий в области управления профессиональной мобильностью молодежи на рынке труда, кроме социальных институтов, считаются руководители и специалисты организаций, учреждений разной ведомственной подчиненности и соответствующих органов управления, а также молодые люди [8, с. 64]. Итак, сначала молодые люди предстают в качестве объекта, на который при использовании социальных технологий оказывается целенаправленное воздействие, затем, благодаря усердию, освоению различных навыков, умений и знаний, реализации творческих способностей и активной жизненной позиции, они рассматриваются как субъект реализации социальных технологий [9, с. 169].

Структурирование социальных технологий в процессе управления профессиональной мобильностью молодежи в современных условиях может осуществляться по различным признакам: времени действия (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные), характеру действия (стратегические, тактические и оперативные), методам (прогнозирования, моделирования и проектирова- ния), направленности (разрушительные и созидательные). Указанные выше типы социальных технологий можно применить не только к исследованию процесса управления профессиональной мобильностью молодежи на рынке труда, но и к другим социальным явлениям и процессам.

Рассмотрим более подробно классификацию социальных технологий, которые, на наш взгляд, используются непосредственно в управлении профессиональной мобильностью молодежи на рынке труда. По характеру и содержанию используемых средств сегодня можно выделить три основные группы социальных технологий: информационно-консультационные, образовательные и адаптационные. Рассмотрим каждую из них.

Информационно-консультационные технологии, как класс социальных технологий, представляют собой совокупность определенных действий, направленных на информирование молодых людей о тенденциях, существующих на рынке труда, с целью их профессионального самоопределения. Применение данного типа технологий позволит своевременно информировать молодежь о перечне наиболее востребованных профессий (специальностей) на рынке труда того или иного региона. К данному типу технологий можно отнести имитационные, деловые и ролевые игры по профориентации, а также соответствующие курсы, разработанные специалистами службы занятости (тестирование, рекомендации по выбору профессии, описание востребованных специальностей на рынке труда, выявление особенностей профессионального образования и рынка труда, планирование профессиональной карьеры и др.).

Особого внимания в управлении профессиональной мобильностью молодежи на рынке труда заслуживают образовательные и адаптационные технологии. В частности, образовательные технологии, как класс социальных технологий, представлены системой планомерных действий обучаемых, с помощью которой возможно получение ими желаемого результата и его многократное воспроизводство [10, c. 44]. Внедрение образовательных технологий становится важным как в системе профессионального образования, так и в системе переподготовки и повышения квалификации молодых специалистов. К таким технологиям, использующимся в системе обучения молодых кадров, относят следующие: проблемное обучение, исследовательские методы обучения, проектные методы обучения, информационно-коммуникационные технологии, мозговой штурм, деловые и ролевые обучающие игры, кейс-технологии и многие другие.

Адаптационные технологии, как класс социальных технологий, характеризуются системой определенных поэтапных действий, направленных на социально-профессиональную адаптацию выпускников учебных заведений с целью успешного трудоустройства по полученной ранее или смежной профессии. Примерами данной группы выступают технологии поиска и трудоустройства (грамотное составление резюме, умение вести телефонные переговоры с работодателем, деловое интервью с работодателем, а также ролевые игры, ориентированные на отработку навыков самопрезентации на собеседовании с работодателем и др.), нацеленные на сокращение периода поиска подходящей работы.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что социальные технологии в управлении профессиональной мобильностью молодежи на рынке труда представляют собой систему последовательных, формализованных процедур и операций, применяемых субъектами управления профессиональной мобильностью молодежи под влиянием рынка труда. В рамках исследования процесса управления, охарактеризованного в настоящей статье, можно выделить три основные группы существующих в современной практике социальных технологий: информационно-консультационные, образовательные и адаптационные. Ключевая роль их применения заключается в разработке новых путей профессионального самоопределения, развития профессиональных навыков и социально-профессиональной адаптации на рынке труда, что в итоге ведет к стремлению молодых людей занять более высокое положение в социально-профессиональной структуре общества.

Ссылки:

  • 1.    Поппер К.Р. Нищета историцизма // Из истории мировой гуманистической мысли : антология. М., 1995. С. 418–420.

  • 2.    Хлебникова Н.В. Рынок труда в институциональной системе // Экономический журнал. 2011. № 22. С. 64–71.

  • 3.    Руденко Г.Г., Канева Т.В. Гибкость рабочей силы: явление и категория // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2008. № 2 (20). С. 55–58.

  • 4.    Zewde B. Factors hindering unemployed youths from stating their own business: the case of Mekelle City educated unemployed youths // African Journal of Business Management. 2014. Vol. 8 (23). P. 1082–1093.

  • 5.    Занятость и безработица в Российской Федерации : офиц. сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/Main.htm (дата обращения: 13.03.2019).

  • 6.    Станишевская С.П., Имайкин Е.А. Управление интеллектуальным капиталом в регионе на основе взаимодействия региональной системы образования и рынка труда // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2010. № 2 (5). С. 6–14.

  • 7.    Там же. С. 8.

  • 8.    Гарашкина Н.В. Технологии социально-педагогической работы с молодежью: сущность, группы, принципы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 20. № 11 (151). С. 57–66.

  • 9.    Басова В.М., Веричева О.Н. Социальные технологии в работе с молодежью: сущность и классификация // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 3. С. 167–171.

  • 10.    Бугрин В.П. Технологии подготовки и проведения конкретных ситуаций : обзорная лекция. М., 2000. 45 с.

Список литературы Использование социальных технологий в управлении профессиональной мобильностью молодежи на рынке труда

  • Поппер К.Р. Нищета историцизма // Из истории мировой гуманистической мысли: антология. М., 1995. С. 418-420.
  • Хлебникова Н.В. Рынок труда в институциональной системе // Экономический журнал. 2011. № 22. С. 64-71.
  • Руденко Г.Г., Канева Т.В. Гибкость рабочей силы: явление и категория // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2008. № 2 (20). С. 55-58.
  • Alemayehu B.Z. Factors Hindering Unemployed Youths from Stating Their Own Business: The Case of Mekelle City Educated Unemployed Youths // African Journal of Business Management. 2014. Vol. 8 (23). P. 1082-1093.
  • Занятость и безработица в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики (Росстат): офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/Main.htm (дата обращения: 13.03.2019).
  • Станишевская С.П., Имайкин Е.А. Управление интеллектуальным капиталом в регионе на основе взаимодействия региональной системы образования и рынка труда // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2010. № 2 (5). С. 6-14.
  • Гарашкина Н.В. Технологии социально-педагогической работы с молодежью: сущность, группы, принципы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 20, № 11 (151). С. 57-66.
  • Басова В.М., Веричева О.Н. Социальные технологии в работе с молодежью: сущность и классификация // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18, № 3. С. 167-171.
  • Бугрин В.П. Технологии подготовки и проведения конкретных ситуаций: обзорная лекция. М., 2000. 45 с.
Еще
Статья научная