Исследования микротопографии Тарской крепости и ее окрестностей в 2016 году
Автор: Тихонов С.С.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XXII, 2016 года.
Бесплатный доступ
В 2016 г. кроме археологических раскопок Тарской крепости были проведены работы по изучению ее микротопографии, выявлению места расположения Бухарской слободы, анализу расположения дорог, по которым путники подходили к воротам крепости. Автор считает, что Бухарская слобода - место компактного проживания татар (сибирских, казанских, бухарских). Она начала формироваться во время строительства крепости, когда тарским татарам, не состоящим в войске, запретили жить внутри нее. Бухарские купцы в это время построили поселение отдельно от них. После царских указов 1645-1678 гг. юридический статус бухарцев изменился, и они могли жить вместе с единоверцами. Вместе с созданием крепости начала складываться сеть дорог вокруг Тары. Основные пути сохранились до наших дней. Это позволяет соотнести дороги к Тарской крепости с естественными препятствиями и с современными улицами.
Тарская крепость, бухарская слобода, микротопография, археолого-исторические объекты
Короткий адрес: https://sciup.org/14522411
IDR: 14522411
Текст научной статьи Исследования микротопографии Тарской крепости и ее окрестностей в 2016 году
Тара – первая русская крепость в Среднем Прииртышье – была основана в 1594 г. князем Андреем Васильевичем Елецким как опорный пункт для борьбы с ханом Кучумом. После строительства в 1716 г. Омской крепости Тара потеряла военное значение, став торговым городом. За 400 с лишним лет ее существования в историческом центре Тары сформировался мощный культурный слой, содержащий остатки деревянных строений (жилых, хозяйственных, военных), погребения первых жителей крепости, многочисленные изделия из металла, 440
кости, дерева, кожи и т.д. С 2007 г. по настоящее время археологи Омского филиала ИАЭТ СО РАН (руководитель проекта – С.Ф. Татауров) совместно со специалистами Томского государственного университета (М.П. Черная) ведут работы в Таре. Полученные материалы позволяют решать не только вопросы археологического характера, но и задачи, связанные с особенностями ее микротопографии и расположением исторических районов.
В 2016 г. были продолжены работы по выявлению, изучению и картографированию археоло- го-исторических объектов Тары [Тихонов, 2015, с. 420–423] и начато изучение дорог, которые могли вести к Тарской крепости.
Был проведен анализ картографических материалов (чертеж Тары, составленный С.У. Ремезовым в конце XVII в., планы Тары и ее окрестностей 1737 и 1747 гг.) и рисунка Тарской крепости, сделанный Люрсениусом в 1734 г. Эти материалы были сопоставлены с современными планами Тары. Были использлваны электронные ресурсы, находящихся на электронных сервисах Яндекс-карты, Wikimapia, Google Earth, Panoramio. Это позволило уточнить границы крепости, в том числе и естественные (склон террасы, буераки, по которым были проложены дороги в пойму). Были сняты GPS-координаты поворотных точек стен крепости.
Были опрошены старожилы города Тары (рождения 1930–1955 гг.), и уточнена устная информация о месте жительства татар города Тары, об освоении тарчанами поймы правого берега р. Аркарка в конце XIX – первой половине XX в., расположению мостов и дорог к Таре в это же время. Получены сведения о наличии деревянных конструкций на глубине свыше 2 м на улице Казанской в подгородной части Тары на берегу Аркарки (возможно, надолбы середины XVIII века?).
Предполагалось, что будет поведена шурфов-ка по правому берегу Аркарки для поиска объектов XVII в. К сожалению, высокий уровень Иртыша в половодье не позволил этого сделать. Однако, были определены участки, которые практически не затапливаются даже в этот период.
Археологическими раскопками пока затронута только часть Тарской крепости [Татауров, Черная, 2014, с. 292–294; 2015, с. 409–412], и это позволило соотнести расположение объектов крепости с современными строениями. Что касается подгорной части Тары, то здесь в XIX в. располагались дома простых тарчан и Бухарская слобода – место компактного проживания татар. Но на картах и рисунках XVIII в. показано, что татарские юрты и юрты приезжих бухарцев располагались в другом месте – на правом берегу р. Аркарки ниже крепости. Накопленные материалы позволяют снять это противоречие. Из текста «Наказа князю Андрею Елецкому…» ясно, что в составе княжьей рати были служилые татары, которые могли жить в крепости, и были татары «тутошних волостей», т.е. татары тарские, которым в крепости селиться было нельзя «чтоб и[м] людей государевых не смечать» [Наказ князю Андрею Елецкому…, 1999, с. 348]. Вероятно, они и поселились под горой на левом берегу р. Ар-карка в районе, где позже проложили ул. Нерпин-скую. Бухарцы же и как иностранные подданные, и как временные жители в XVII в. в крепости жить не могли и жили другом месте – на правом берегу Аркарки ниже крепости. Это место их проживания показано на источниках начала – первой половины XVIII в. В конце XVII в. в Тарском Прииртышье появляются выходцы из Бухарии, которые не являлись купцами, занимались сельским хозяйством и жили двумя анклавами в деревнях по правому берегу Иртыша ниже и выше Тары. Вероятно, после указов Михаила Федоровича 1645 г. и Петра I 1687 г. [Ко-русенко, 2011, с. 33] происходят изменения в юри-диче ском статус е приезжих бухарских купцов, а также осевших в деревнях бухарцев, и они получают возможность подселится к татарам, жившим вне крепости на берегу Аркарки. По сведениям некоторых информантов, русская администрация не разрешала татарам селиться на горе, и они получили такую возможность только после установления Советской власти. Возможно, что эта традиция не пускать татар на гору берет начало с самого основания Тары.
Прежнее место проживания бухарских купцов становится непригодным для обитания из-за изменения гидрологического режима Иртыша. Известно, что в первой половине XVIII в. из поймы на террасу из-за высоких разливов Иртыша переселились жители некоторых русских деревень (Нюхаловка, Старое Шуево, Изюк) и исчезли некоторые татарские юрты – Отрау-аул, Бюрют-аул, Кулук-аул.
Перейдем к дорогам, по которым можно было пройти последние версты, и подойти к воротам Тары. Полагаю, что речной путь к самой Таре был только один: он начинался от устья Аркарки и заканчивался у моста, по которому проходила дорога к Верхним юртам (современное с. Екатериновка). О наличии судоходства близ крепости свидетельствует уже упомянутый «Наказ…»: «…татар прибрать в судах с пищальми…», и «… послать … стрельцов на Ямыш … и соли привезти в стругех…» [Наказ князю Андрею Елецкому…, 1999, с. 351–352]. Кроме того, изображение парусных судов у моста через Аркарку есть на рисунке Люрсениуса. Наконец, Г.Ф. Миллер и его спутники в 1734 г. прибыл в Тару на дощаниках по воде.
Встает вопрос, могли ли по Аркарке ходить крупные суда в XVII–XVIII в.? После взгляда на современную Аркарку напрашивается однозначный отрицательный ответ. Но один из информантов рассказал, что когда в середине 1990-х гг. строили автодром ДОСААФ, то стройматериалы завозили к месту строительства на баржах по Аркарке. По сведениям автора, в Тарском отряде Иртышского речного пароходства были в это время двадцатитонные баржи, длиной около 20 м, что сопоставимо с длиной дощаников и насадов XVII–XVIII вв.
И, следовательно, они могли подниматься вверх по Аркарке на 2 км до крепости.
Сухопутная дорога к Верхним юртам (Старая Екатерининская дорога) начиналась от моста на Аркарке, и шла по пойме (по речной дюне) к переправе на Иртыше. Но она была проходима только в сухое время года. Дорога к северу (соответствует современной ул. Советская) шла вдоль террасы р. Иртыш и выводила к д. Чекрушево и далее вниз по Иртышу. Никаких препятствий на ней нет. К западу от этой дороги находилось болото, показанное на старых картах и частично сохранившее до наших дней вблизи межрайонной больницы. С юга дорогу к Таре преграждала р. Аркарка, выходящая в пойму Иртыша примерно в 1 км южнее крепости. Возможно, что через речку на ее левый берег путники переправлялись в районе Калашникова мостика, с выходом на современные улицы 8 марта и 4 линия. Затем дорога вела по правому берегу безымянного притока Аркарки в обход Тихвинского кладбища. Далее можно было идти к южным стенам крепости (район Пятницкой церкви и начала ул. Чернышевского). Эта дорога совпадает с современной ул. Избышева. Потом был возможен спуск по небольшому ложку к месту пересечения современных улиц Омская и Матросова. Другой путь вел к северным стенам крепости. Он мог совпадать с современной ул. 40 лет ВЛКСМ и выходил в пойму к ул. Нерчинской и Бухарской слободе. Возможно, что существовала еще одна дорога под террасой правого берега Иртыша. В этом случае необходимо было переправиться через Аркарку в месте ее выхода в пойму (здесь сейчас построена дамба, в которой проложена труба для стока) и идти к подгородной части Тары и мосту на Старой Екатерининской дороге.
Вышеприведенные выводы основаны на изучении топографии Тары и естественных преград в виде логов и речек, расположении улиц (сетка застройки к середине XVIII в. уже сформировалась и совпадает с современной). Кроме того известно, что сеть путей сообщений и расположение переправ весьма и весьма традиционна и может сохранятся в течение столетий.
Естественно, предположения нуждаются в подтверждениях, полученных с помощью археологии.
Список литературы Исследования микротопографии Тарской крепости и ее окрестностей в 2016 году
- Корусенко С.Н. Сибирские бухарцы в начале XVIII века. -Омск: Издат. дом «Наука», 2011. -248 с.
- Наказ князю Андрею Елецкому с товарищам, отправленными в Сибирь для построения города на реке Таре, с приложением описи посланного с ним//Миллер Г.Ф. История Сибири. -2-е изд., доп. -М.: Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 1999. -Т. 1. -С. 347-353.
- Татауров С.Ф., Черная М.П. Усадьба на территории Тарской крепости: итоги исследований 2011-2014 годов//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2014. -Т. XX. -С. 292-294.
- Татауров С.Ф., Черная М.П. Тарские «городни» (итоги раскопок исторического центра Тары в 2015 году)//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2015. -Т. XXI. -С. 409-412.
- Тихонов С.С. Археолого-исторические объекты Тары и их картографирование//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2015. -Т. XXI. -С. 420-423.