Истоки возникновения древних городов на Северо-Восточном Кавказе
Автор: Гаджимурадов И.Г.
Журнал: Мировая наука @science-j
Рубрика: Гуманитарные и общественные науки
Статья в выпуске: 5 (86), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируется процесс возникновения городов на Северно-Восточном Кавказе в период античности, а также особенности их фортификации. Актуальность темы обусловлена тем, что вскрытие ряда вопросов о времени и особенностях формирования и развития древних городов во многом позволит осветить проблему становления государственности восточнокавказских народов и их культурного и хозяйственного развития в далёком прошлом.
Восточный кавказ, дагестан, дербент, античность, военная фортификация
Короткий адрес: https://sciup.org/140306031
IDR: 140306031
Текст научной статьи Истоки возникновения древних городов на Северо-Восточном Кавказе
История формирования и развития древних городов на Восточном Кавказе является одной из интересных страниц мировой истории. Но, несмотря на это, в настоящее время данная научная проблема остаётся наименее изученной и потому дискуссионной.
Следует отметить, что судьбы городов, их возникновение и дальнейшее развитие в значительной степени связаны с географическим положением. Даже и в современный период, когда общественное развитие в меньшей степени зависит от природы, всё же географическая ситуация играет для города немаловажную роль. А в те далекие времена, когда зарождались города, географический фактор зачастую оказывался решающим. В этом отношении во все времена очень важное военностратегическое значение имел Восточный Кавказ и особенно его равнинная часть – Западный Прикаспий, поскольку представлял собой своего рода «контактную зону» на стыке Востока и Запада, что всегда придавало ему особую значимость в международной политике. Здесь в прошлом через узкий проход между морем и горами пролегал один из важных международных транзитных путей, привлекавших пристальное внимание к региону со стороны сильных держав и всевозможных завоевателей. По этой причине внешнее влияние на местные народы всегда было значительным.
Такое развитие событий сложилось ещё в глубокой древности, в античную эпоху, когда зародилась государственность восточнокавказских народов, складываются у них города. Древние письменные источники и археологические данные свидетельствуют, что уже на рубеже двух эр в Западном Прикаспии существовали древние города, входившие в государственное образования Арран [2, с. 196], больше известное под названием «Кавказская Албания» [5, с. 138 - 140].
Ряд исследователей полагают, что процесс формирования городов на Северо-Восточном Кавказе начался в албано-сарматский период (III в. до н.э. – IV в. н.э.), когда развитие эллинистическо-варварской торговли существенно повлиял на рост значимости данного региона, поскольку проходивший через него транзитный путь связывал Юго-Восточную Европу и Переднюю Азию [19, с. 32].
Следует отметить, что в приморье и предгорье Северо-Восточного Кавказа археологи выявили значительное количество древних городов и поселений которого. Хронологические рамки их существования различны – от последних веков прошлой эры до конца первого тысячелетия новой эры. В большинстве случаев они имеют небольшие размеры, за исключением нескольких городищ, занимающих площадь в 15-20 га. [1, с. 37 - 41].
Все городища расположены в сравнительно обособленных геоморфологических зонах компактными группами с наиболее крупными городищами в центре. Это напоминает принцип расположения географических объектов на карте Птолемея и отражает этнополитическую и административную ситуацию края. В частности, на территории Дагестана локализуются город Гелда и примыкающие к нему населённые пункты Фиавна и Фабилака, город Телейба и примыкающий к нему Филбис. Крупные дагестанские поселения имеют выразительные градоопределяющие признаки – дворцовые и храмовые комплексы, оборонительные стены вокруг поселений, обособленные цитадели в привелегированной зоне, благоустроенные улицы и площади для общественной жизни [5, с. 138].
Возникновение городов на Восточном Кавказе в античный период указывает ряд обстоятельств, в частности разрушение родоплеменного строя. Совершенно очевиден тот фат, что в силу ряда характерных обстоятельств, в первую очередь социально-экономического, города никак не могли возникнуть и функционировать в родоплеменную догосударственную эпоху. В свою очередь, появлению городов означает развитие внутрихозяйственных связей и как следствие возникновение государственности, в данном случае – Кавказской Албании.
Из сообщений раннесредневековых авторов можно также сделать вывод о том, что издревле на Восточном Кавказе наиболее крупными, экономически развитыми и укреплёнными были четыре городах: Дербент, Варачан, Чунгарс и Семендер, которые сохранили своё положение и в раннесредневековый период. Об этом позволяет судить следующее сообщение: «…В этом месте хребет подходит к морю, где находится стена Дербенда (что означает связь и ворота), города Чорского прохода, великой твердыни, построенной среди моря. К северу (от Дербента) близ моря находится царство Гуннов, на западе у Кавказа город гуннов Варачан, а также города Чунгарс и М.с.н.д.р (Семендер)…» [7, с. 32]. Из этого сообщения следует, что три последних города располагались к северу от Дербента и принадлежали гуннам, которые господствовали в Западном Прикаспии и Предкавказье в IV – V вв. [18, с. 22 - 29] Первый из них, Варачан некоторые исследователи, в частности Магомедов М.Г., отождествляют с Урцекским городищем [15, с. 46].
Что касается локализации указанных античных городов, то на наш взгляд, следует обратиться к сообщениям античных авторов, в частности Клавдия Птолемея, который обращает внимание на 29 населённых пунктов, имеющих характерные градообразующие признаки, а именно оборонительные укрепления, квартальное деление, сословное устройство, экономические особенности [10]. Исследователи достаточно обоснованно полагают, что часть этих городов находилась на территории современного Дагестана. Более того приводятся аргументированные точки зрения о тождестве ряда античных городов Албании, известных по источникам с конкретными археологическими памятниками Дагестана. Хотя конечно же справедливости нужно отметить, что в данном вопросе исследователи расходятся во мнениях, иногда полярно. К примеру, город Гелда, упомянутый Птолемем, некоторые исследователи локализуют в районе Дербента [4, с. 73; 6, с. 228]. Другие помещают Гелду на территории Азербайджана, южнее Шемахи [16, с. 140].
Несмотря на разногласия учёных историков, можно с уверенностью отметить то, что Птолемей помещает четыре самых крупных города – Гейтару, Телебу, Гелда и Албану – в Западном Прикаспии. Большинство исследователей локализует Гейтару между устьем реки Куры и Апшеронским полуостровом, к югу от Баку; Гелда – у Дербентского прохода. Что касается Албаны, то у исследователей также нет единого мнения. С.Ю. Юшков считает, что город этот располагался в устье Самура. Исаков М.И. же отождествляет этот древний город с Белиджинским городищем на территории Дагестана [8, 15].
Из работ Р.М. Магомедова следует, что одним из самых северных городов Кавказской Албании была Телеба. По-мнению известного учёного этот город располагался в устье Терека, тогда как Албана располагалась в устье Самура [13, с. 25]. Другой дагестанский учёный Атаев Д.М. солидарен с Р.М. Магомедовым и считает, что Птолемеевские города располагались на территории Приморского Дагестана [9, с. 111]. Профессор Магомедов М.Г. также помещает Телебу у берегов Терека, отождествляя её с Некрасовским городищем [15, с. 20].
Учёные считаю, что именно в албанскую эпоху возникли и такие дагестанские города как Таргу, Дербент, Топрак-кала, Чакавуркент, Урцеки, Эскиюрт, Шамшахар и др. Они тяготели к Прикаспию и были укреплены оборонительными сооружениями. Вокруг них располагались пахотные и пастбищные участки, которые являлись экономической основой этих городов.
В албанскую эпоху предгорная и горная части Восточного Кавказа не была изолирована от Равнины, а была тесно втянута в экономическую жизнь Приморья. Данные выводы были сделаны археологами, исследовав остатки нескольких древних городищ предгорий Дагестана и Чечни [1, с. 154].
К числу древнейших памятников на территории Дагестана специалисты относят городище Шахс-Сенгер, датированное началом I тыс. до н.э. и имеющее мощную фортификационную систему с трёхбашенной архитектурой. Котович В.Г. считает, что некогда этот город был «резиденцией местных правителей – носителей уже наследственной, а не выборной власти и тем самым свидетельство далеко зашедшей социальной дифференциации местного общества» [11, с. 83]. Он же полагает, что в албано-сарматский период «коренные изменения, огромный скачок» в урбанизации Дагестана, в результате чего на его территории «формируются городские центры» [11, с. 85].
Одним из самых укреплённых древних городов было Урцеки. Как уже было сказано, городище занимало площадь около 40 га и имело мощные крепостные стены протяжённостью в несколько километров. Первоначально, в албано-сарматский период, существовала лишь ближайшая к городу «длинная» стена. По-мнению учёного-археолога М.Г. Магомедова впоследствии в раннесредневековую эпоху фортификация Урцеки существенно изменилась, стала ещё более впечатляющей. Впоследствии стены были увеличены в толщине за счёт пристроенной стены и достигали 45 м. в толщине. На всём протяжении стены были укреплены пристроенными к ним башнями. Привратными башнями были укреплены и два въезда, которые вели на городище [14, с. 38].
Самым древним городом Кавказа безусловно является Дербент, который упоминается в античных эллинистических и раннесредневековых письменных источниках. Средневековые авторы часто называют город «Кавказскими воротами» ввиду его стратегического расположения и наличия мощной фортификации с цитаделью и системой «длинных стен». Известный исследователь Дербент Кудрявцев А.А. считает, что первоначально в античный период, ещё до строительства Сасанидам сохранившейся до наших дней крепости, город представлял собой укреплённое поселение с не очень внушительными оборонительными сооружениями «скорее напоминающими навал камней» [12, с. 58]. Но затем на рубеже двух эр в силу возрастающего давления с севера со стороны кочевников Предкавказья, Дербент стал превращаться в важнейший форпост Албании и Персии, а также в ключевой военно-стратегический пункт, контролировавшим приморский проход. Правители были вынуждены прикладывать огромные усилия, воздвигая мощное фортификационное сооружение, прикрывавшее Каспийский проход.
Археологические исследования отечественных учёных позволили получить довольно чёткие представления о планировке и фортификации древних городов Восточного Кавказа. В большинстве случаев самые ранние города располагаются на равнине либо в предгорьях. Как правило, города строили в естественноукреплённых местах и дополнительно укреплялись крепостями и башнями.
Усиление фортификационных сооружений в первых веках новой эры кажется вполне вероятным и оправданным, учитывая, что в это время усиливается давление с севера из Предкавказских степей со стороны кочевых народов. Источник свидетельствуют, что уже в I в. через Прикаспий в Закавказье походы совершали аланы. В 70-х годах IV в. началось масштабное вторжение воинственные племена азиатов-гуннов, которые фактически полностью перекроили карту Евразии. На Кавказ они проникли, форсировав Волгу и учинив жесточайший погром в Предкавказье, о чём сообщает древнеримский историк IV века [3]. В 395 г. огромная гуннская орда прошла Западный Прикаспий, учинила погром на Южном Кавказе, после чего обрушилась на цветущие города Передней Азии [17, с. 39].
В заключение следует отметить тот, что проблема исследования древних городов является одной из наиболее сложных в современной мировой исторической науке, поскольку требует масштабных археологических и иных исследований. Наше исследование является попыткой осветить сложную проблему поиска истоков формирования древних городов Восточного Кавказа путём комплексного анализа сведений из исторических источников, археологических данных и научноисследовательской литературы. В целом, считаем, что нам удалось достичь поставленной цели и найти ответы на поставленные вопросы об истоках формирования древних городов в конкретном регионе.
Список литературы Истоки возникновения древних городов на Северо-Восточном Кавказе
- Абакаров А.И., Давудов О.М. Археологическая карта Дагестана. М., 1993. 325 с.
- Аликберов А.К., Мудрак О.А. Арран и сопредельные страны в парфянском тексте трёхъязычной надписи III в. на скале Ка'ба-йи Зардушт // Вопросы ономастики. М.: Издательство Уральского университета, 2020. Т. 17. № 1. С. 190 - 200.
- Аммиан Марцеллин. История, XXXI, 3,1,3. [Электронный ресурс] // «Восточная литература». URL: http://vostlit.info/ (дата обращения: 12.03.2024).
- Бабаев И.А. Города Кавказской Албании в IV в. Баку: Элм, 1990. 234 с.
- Гаджиев М.Г., Даувудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времён до конца XV в. - Махачкала, 1996. 450 с.
- Давудов О.М. Материальная культура Дагестана албанского времени (III в до н.э. - IV в. н.э.). Махачкала, 1996. 422 с.
- Из нового списка географии, приписываемого Моисею Хоренскому // Журнал министерства народного просвещения. 1883. [Электронный ресурс] // «Восточная литература». URL: http://vostlit.info/ (дата обращения: 7.04.2024).
- Исаков М.И. Археологические памятники Дагестана. Махачкала, 1966. -122 с.
- История Дагестана. Т. I. М., 1967. 433 с.
- Клавдий Птолемей. Географическое руководство. [Электронный ресурс] // Университетская библиотека ON-LINE. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=40 (дата обращения: 15.04.2024).
- Котович В.Г. О процессе урбанизации в древнем Дагестане. // Древние и средневековые археологические памятники Дагестана. Махачкала, 1980. -328 с.
- Кудрявцев А.А. Древний Дербент. М., 1982. 173 с.
- Магомедов Р.М. История Дагестана. Махачкала, 1961. 292 с.
- Магомедов М.Г. Образование Хазарского каганата. М., 1983. 228 с.
- Магомедов М.Г. Хазары на Кавказе. - Махачкала, 1994. 165 с.
- Муравьёв С.В. Птолемеева карта Кавказской Албании и уровень Каспия. // Вестник древней истории. 1983. № 1. С. 136 - 149.
- Пигулевская Н.В. Сирийские источники по истории народов СССР. М. -Л., 1941. 172 с.
- Семёнов И.Г. История стран Западного Прикаспия (1-е тысячелетие новой эры). Казань, 1994. 228 с.
- Шихсаидов А.Р. Очерки истории, источниковедения, археографии средневекового Дагестана. Махачкала, 2008. 559 с.