Исторические аспекты формирования медицинского права

Бесплатный доступ

Актуальность исследования состоит в том, что изучение исторических особенностей правового регулирования медицинской сферы имеет важное значение для модернизации действующего законодательства. Анализ изученной литературы позволяет разграничить ряд этапов развития правовой регламентации порядка и правил оказания медицинских услуг и осуществления профессиональной деятельности в сфере медицины. В рамках данной статьи рассмотрено начало формирования медицинского права, проанализированы основные нормативно-правовые акты и принимаемые государством меры развития государственной медицины. В заключении автор приходит к выводу, что в период Древней Руси зарождаются начала здравоохранения, как процесса прошедшего долгую историю развития и воплощенного в современную систему мероприятий, направленных на обеспечение поддержания должного уровня здоровья населения.

Еще

Здравоохранение, медицинская помощь, правовое регулирование, история развития законодательства, закон

Короткий адрес: https://sciup.org/170197835

IDR: 170197835   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2023-2-2-175-177

Текст научной статьи Исторические аспекты формирования медицинского права

Первым этапом, в рамках которого осуществлялась правовая регламентация медицинской деятельности в России, следует признать период, охватываемый от Древней Руси до создания Российской Империи. Данный период характеризуется созданием первых нормативных источников, регулирующих оказание медицинской помощи, хотя какие-то общие правила и обычаи, касающиеся, так называемой «народной медицины» появились и развивались еще в рамках общинно-родового строя. Знания, полученные людьми о способах лечения, передавались из поколения в поколения, постепенно складывались определенные традиции. Люди, использующие свои знания и способности для лечения, назвались знахарями, волхвами, колдунами, кудесниками, чародеями [1]. С принятием христианства взгляды на народную медицину поменялись. Это связано с тем, что при лечении в рамках народной медицины использовались различные магические и языческие ритуалы, отвергаемые православием.

Одним из ключевых источников права Древней Руси, касающегося оказания медицинской помощи, можно назвать Церковный Устав Владимира I. В данном документе демонстрируется негативное от- ношение к народной медицине. Чародеев, знахарей, кудесников и даже христиан, которые соблюдали языческие традиции полагалось передать церковному суду [2]. Очевидно, что в то время официальной властью народная медицина не только отвергалась, но и запрещалась. В соответствии с Церковным Уставом, который являлся важнейшим правовым документом Древней Руси конца Х века определялась принадлежность лекарей и больниц к церкви, указывалось на необходимость организации социальной и медицинской помощи именно в рамках церковной деятельности [3]. Благодаря этому документу мы можем сделать вывод, что уже тогда проблемы, связанные со здоровьем населения, стали относиться к интересам государства, как специфического общественного образования, способного хоть как-то решить эти проблемы. Но в силу различных причин эффективность деятельности государства по решению обозначенных проблем населения была достаточно низкой.

Установление христианства в качестве определяющей религии способствовало тому, что на Руси стала достаточно активно развиваться церковная медицина. При монастырях стали строиться больницы, предназначаемые для монастырского и окрестного населения. В Изборнике Святослава 1073 года, была установлена обязанность монастырей предоставлять приют как богатым, так и бедным, приглашать к ним лекаря и оплачивать его труд [4]. Учеными были найдены сведения о существовании в XI веке монастырских лечебниц в таких городах как Киев и Переяславль. А в берестяной грамоте 1346 г., найденной при проведении археологических исследований в Новгороде, отражены сведения о существовании в древнем Новгороде больниц для гражданского населения, а также о деятельности на территории Новгородского городского поселения специалистов-алхимиков, занимавшихся приготовлением лекарств [5].

Еще одним важным документом, касающимся регламентации правоотношений в сфере медицины, является Русская Правда. Данный документ можно назвать первым сии, охватываемый с XVI века до конца XVII века, характеризующийся созданием и существованием Аптекарского приказа. Изначально в задачи Аптекарского приказа входило наблюдение за лечением царя и его семьи, за деятельностью приглашенных иностранных врачей и за дававшимися ими царю лекарствами. Со временем функции данного органа значительно расширились [7], хотя отдельного нормативного акта, который бы регулировал деятельность вышеназванного органа не было. Организация приказа осуществлялась на основании поручений царя.

Думается, что деятельность Аптекарского приказа имела большое значение для развития правовой регламентации правоотношений в сфере медицины [8]. Можно сказать, что именно создание Аптекарского приказа послужило началом для развития аптекарского дела в России, лицензирования медицинской деятельности и ор- комплексным отечественным норматив- ганизации медицинского делопроизвод- ным актом, содержащим нормы о регулировании деятельности в сфере медицины.

Интерес представляет статья 2 Русской Правды краткой редакции, датированной 1072 годом, в которой упоминается о враче (лекаре), работа которого имеет возмездный характер, поскольку считается оплачиваемой [6]. Думается, что это позволяет сделать вывод о зарождении зачатков судебно-медицинской экспертизы живых лиц, элементом которой является освидетельствование лица на наличие признаков побоев, хотя о необходимости осмотра живых лиц на наличие повреждений, как об основе для вынесения властного решения, говорится и в других статьях вышеназванного документа.

Пространная редакция Русской Правды 1072 года также содержит нормы об общих элементах судебно-медицинской экспертизы [6]. Кроме того, в ней говорится и про платность медицинских услуг в опре- ства.

На основании указанных документов можно сделать вывод о том, в Древней Руси начинается нормативное закрепление основных правил осуществления медицинской деятельности. Безусловно, это характеризуется низким уровнем правовой регламентации. Многие вопросы оказания медицинской помощи остаются не урегулированными, но именно на этом этапе зарождаются начала здравоохранения, как процесса прошедшего долгую историю развития и воплощенного в современную систему мероприятий, направленных на обеспечение поддержания должного уровня здоровья населения. Думается, что упо- минание в древних источниках о лекарях, может свидетельствовать о том, что врачебная деятельность всегда представляла интерес для государства, а ее произвольное осуществление пресекалось уполномоченными на это властными структура- деленных законом случаях.                  ми.

Интерес в рамках настоящего исследо вания представляет период развития Рос-

Список литературы Исторические аспекты формирования медицинского права

  • Шарафутдинова Н.Х., Лукманова Т.В., Киньябулатов А.У., Павлова М.Ю. История медицины (первобытное общество - XVIII век): уч. пособие. Ч. 1. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2016. - С. 17-21.
  • Церковный Устав // Памятники русского права. Вып. 1. Памятники права Киевского государства. - М., 1952. - С. 241-247.
  • Печникова О.Г. К вопросу о правовом регулировании врачевания в Древней Руси // Вестник удмуртского университета: экономика и право. - 2013. - Вып. 2. - С. 168-172.
  • Мультановский М.П. История медицины: учебник для студентов медицинских институтов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1967. - С. 87-90.
  • Печникова О.Г. Становление российского медицинского законодательства (XVII вв.) // Проблемы экономики и юридической практики. - 2011. - № 2. - С. 22-24.
  • Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие. 2-е изд. - М., 2007. - С. 47-53.
  • Терешонков А.А. Парфёнов В.О. Ермолаева Е.В. Аптекарский приказ: история создания и развития // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2016. - Т. 6. № 1. - С. 93-99.
  • Печникова О.Г. Создание и функционирование Аптекарского приказа // Гуманитарные и юридические исследования. - 2013. - № 3. - С. 20-22.
Еще
Статья научная