Исторические формы интерпретации модального типа целостности: ересь монархиан-модалистов и образ Святой Руси

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены два варианта интерпретации целостностей модального типа. Первый представлен распространенной в эпоху триадологических споров (III в.) ереси монархиан-модалистов и савеллиан. Отрицание ее представителями троичности Бога и признание абсолютной тождественности природ Бога Отца и Сына рассматривается не в аспекте истории триадологических споров, но в свете интереса современной философии к исследованию модального типа целостности. Определения Бога савеллиане ставят в зависимость от тех онтологических и антропологических условий, в которых протекает опыт богоявления и богопознания: Бог Сам в каждом случае определяет Свои смысловые аспекты, ограничивая Себя и задавая меру, форму и способ своей явленности в мире через откровение. Проявления и определения Бога образуют всеединство особого типа. Соответственно, высказывания о Боге с необходимостью оказываются модальными, поскольку говорят об Отце, Сыне и Святом Духе не как о сосуществующих и единосущных Божественных Личностях, а как о трех модусах (последовательно реализующихся формах) проявления Бога как Единого. На примере образа Святой Руси показано, что в христианской культуре закрепилось использование модального подхода применительно к феноменам, наделяемым статусом сакрального. Они продуцируются религиозным сознанием как исходные духовные целостности, которые, однако, не являются непосредственно данными, но открываются при определенных условиях в исторической реальности через множество своих форм (модусов). Каждая из форм несет в себе «природу» или сущность исходной целостности; однако в своем реальном существовании эти формы (модусы), имея единый источник, являются все же отдельными образованиями с разными функциями, целями, с собственной историей, пространственной локацией, временными рамками и т. д. При этом исходная целостность, проявляя себя в каждом из своих модусов, не является их суммативным единством и не может быть «собрана» из них как из частей.

Еще

Модализм, савеллианство, модальная целостность, субстанция, модус, всеединство, образ святой руси

Короткий адрес: https://sciup.org/149145056

IDR: 149145056   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2023.3.6

Список литературы Исторические формы интерпретации модального типа целостности: ересь монархиан-модалистов и образ Святой Руси

  • Аверинцев web – Аверинцев С.С. Смысл вероучения и формы культуры [Избранные статьи] // https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averincev/izbrannye-stati/#sel=480:12,480:50
  • Афанасий Великий web – Афанасий Великий, свт. Изложение веры // https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/Izlogenie_veri/#source
  • Василий Великий web – Василий Великий, свт. Беседы // https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/Besedi/
  • Епифаний Кипрский web – Епифаний Кипрский. На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег // https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprskij/na-vosemdesjaty-eresej-panarij-ili-kovcheg/2_18#sel=2:1,2:6
  • Зеньковский web – Зеньковский В.В. Христианская философия // https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkovskij/osnovy-hristianskojfilosofii/2#source
  • Ипполит Римский I web – Ипполит Римский. Обличение всех ересей // https://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimskij/oblichenie-vseheresej/
  • Ипполит Римский II web – Ипполит Римский. Против ереси некоего Ноэта // https://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimskij/protiv-eresi-nekoegonoeta/
  • Карташев web – Карташев А.В. Судьбы «Святой Руси» [Карташев А.В. Церковь, История, Россия: Статьи и выступления] // https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/sudby-svjatoj-rusi/#source
  • Лотман 1993 – Лотман Ю.М. «Звонячи в прадъднюю славу» [Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т. III]. Таллин: Александра, 1993. С. 107–111.
  • Медова 2017 – Медова А.А. Онтология модальности : монография. Ч. 1. Логические, богословские и философские основания. Красноярск: СибГУ им. М.Ф. Решетнева, 2017.
  • Сокурова 2021 – Сокурова О.Б. Сакральные архетипы и символы Святой Руси // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 3 (11). С. 121–137.
  • Соловьев 2018 – Соловьев К.А. Идея самодержавия (конец XIX – начало XX в.) // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. II, № 2. С. 48–69.
  • Спасский web – Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов // https://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spasskij/istorija-dogmaticheskih-dvizhenij-v-epohuvselenskih-soborov/
  • Тертуллиан web – Тертуллиан. Против Праксея (Adversus Praxean) // https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/protiv-prakseja/#0_2)
  • Трубецкой web – Трубецкой Е.Н. О христианском отношении к современным событиям // https://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/pravoslavie-pro-et-contra/19
  • Франк 1992 – Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.
  • Щербинин, Щербинина 2015 – Щербинин А.И., Щербинина Н.Г. Конструкт «Святая Русь» и его смысловые актуализации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. № 3 (31). С. 5–14.
  • Baur 1878 – Baur F.C. The Сhurch History of the First Three Centuries. V. I–III. London: Williams and Norgate, 1878.
  • Schleiermacher 1990 – Schleiermacher F. Ueber den Gegensatz der sabellianisch en u. athanasianischen Vorstellung von der Trinität // Traulsen H.-F. (ed.). Bd. 10. Theologischedogmatisch e Abh andlun gen und Gelegenheitsschriften. Berlin, N. Y.: De Gruyter, 1990. S. 145–223.
Еще
Статья научная